Эскиз (триптих осень, музыка Вивальди)
28 января 2014 -
дина ораз
В червонном золоте одеты,
Деревья в городах стоят.
Лучами солнца отогреты,
В уборах новеньких блестят.
Деревья в городах стоят.
Лучами солнца отогреты,
В уборах новеньких блестят.
Их платья ветры развевают,
Вивальди музыка звучит.
В звучании скрипки утопает,
Весь город осенью обшит.
А паутинки разлетаясь,
О бабьем лете известят,
Они, как будто расставаясь,
«Прощайте!» солнцу говорят.
Мы им, как дети вечно рады,
Еще пока стоят деньки.
Однако ждём скоро прохлады,
И нитью бус польют дожди.
Какая дивная погода!
Смена природы, естества.
Осень щедра! Вот время года!
Ох, красок буйных череда.
**
Ожерелья рябины надели,
Дивно клёны в сережках стоят,
Листья их от смущения зардели,
Вниз плоды вертолетом летят.
Бархатистым ковром устилает,
Осень все чертоги свои.
Она тайны свои раскрывает,
И наводит на всё свои сны.
Стелет землю туманом всё чаще,
Песню шепотом тихим дождя,
Засыпает мир медленно, слаще.
Воцарится царство здесь сна.
Ропот ветра, аккорды, сиянье,
Туч волнистых длинный клубок.
Гроз и молний, их громыхание
Ох, услышим не мало мы склок.
Под ногами шуршат еще листья,
Им пока совсем невдомёк,
Недалёко их отмирание.
Скоро, скоро настанет их срок.
**
А воздух полон ароматов, осенней свежею порой.
И солнце будто забавляясь, сей наслаждается игрой.
Минуты яркого волнения, душу чаруют красотой
Ах, осень, колдовская осень я заворожена тобой!
Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi, 1678–1741) — итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог. Он создал жанр сольного инструментального концерта, способствовал развитию виртуозной скрипичной техники. Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодическая щедрость, динамичность и экспрессивность звучания, прозрачность оркестрового письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством. Цикл «Времена года» — один из ранних образцов программной оркестровой музыки. «Осень», Времена года ( правильнее - "Четыре времени года", Le quattro stagioni) — цикл из четырёх скрипичных концертов венецианского композитора Антонио Вивальди, одно из знаменитейших его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Нужно добавить, что парадигма барочного художественного мышления не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы. Первая напрашивающаяся аллюзия - четыре возраста человека, от рождения до смерти (финальная часть содержит недвусмысленный намёк на последний круг дантова ада). Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полуночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами). Но в целом содержание цикла гораздо богаче, что было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю (см. Филипп Боссан, "Людовик XIV, король-артист", "Пределы Олимпа"). В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п. Всё это, вкупе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.