Итоги голосования конкурса "Художник и Муза"
21 сентября 2016 -
Конкурс Поэтических фантазий
Дорогие Друзья!
Наш конкурс «Художник и Муза» по картинам И. Левитана «Лето»
и М. Ильина «Золотая рожь» завершен.
В голосовании за лучшие конкурсные работы мы предлагали всем желающим авторам прокомментировать хотя бы одну из, понравившихся вам работ.
Это делалось для того, чтобы не только авторы комментированных стихов могли видеть плюсы своей работы, но и все участники конкурса, прочитав комментарии, обратили внимание, как нужно писать стихи, извлекли из них какие-то уроки для себя.
Комментариев получилось немало и сегодня вы с ними ознакомитесь.
Такая практика при голосовании будет проводиться в наших конкурсах постоянно с целью выработки навыков грамотного стихосложения.
В КАЧЕСТВЕ ПОДАРКА (по согласию автора),
чья работа займет 1 место,
будет предложена литературная рецензия
от талантливой поэтессы ДЗЕРАССЫ
ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕЦЕНЗИЯ
на стихотворение авторства
Галины Ключниковой «Летний день»
(по картине И. Левитана «Лето»)
Летний день
Рождает день задумчивое утро.
Ещё туман струится по траве,
И в небе облака плывут. Уютно
Им в безоглядной светлой синеве.
Проснулись птицы, кружатся над полем.
Пшеничный колос золотом налит.
И, окрылённый сказочным раздольем,
Здесь лёгкий ветерок пока царит.
Он, пробежавшись над лесной дорогой.
Причешет кроны, скроется в лесу.
День летний и забот рождает много,-
Луч солнца уберёт с травы росу.
Родная Русь, люблю твои просторы,
Как их любил когда-то Левитан.
Лесов и рощ природные Соборы,
Что красоты полны, загадок, тайн.
Прекрасное ромашковое лето!
Иду вдоль поля по дороге в лес.
Гриб боровик там притаился где-то,
И крепкий груздь под почвы слой залез.
Пшеница до земли свой колос клонит,
Созрела, налилась тугим зерном.
Возьму я колосок в свои ладони...
Мне этот запах августа знаком.
Ещё чуть-чуть, и нас покинет лето.
А я прошу: - Постой, не уходи!
Дай насладиться и теплом, и светом,
Отсрочь немного осени дожди!
Вот и отзвенел последний летний конкурс в Клубе Поэтических фантазий! Много хороших поэтических работ родилось у участников под впечатлением двух замечательных картин классика живописи И.Левитана и нашего с вами современника М.Ильина. Но заслуженную, на мой взгляд, победу уверенно одержала Галина Ключникова с великолепным стихотворением «Летний день», с чем я от души поздравляю талантливого автора.
Любая картина – это статика, замершее на плоскости мгновение. Бесспорно, можно оживить любое полотно, подключив воображение. И Галина нам очень помогла погрузиться в картину И.Левитана «Лето», передав полный спектр ощущений словами: цвет, звук, запах, движение и даже время, символизирующее саму жизнь. И эта жизнь и движение буквально в каждой строке: «туман струится», «облака плывут», «проснулись птицы», «ветерок причешет кроны», «иду вдоль поля по дороге в лес», «пшеница налилась зерном» и т.д. Причем автор применил замечательный прием, косвенно разделив стихотворение на две части. В первой – описание самой картины, живое, красочное, но несколько отстраненное. И взгляните, насколько глубже и волнительнее вторая часть, когда автор вводит в повествование лирического героя (от первого лица). Это придает повествованию реалистичности и объема. Читатель, отождествляя себя с этим лирическим героем, невольно проникается его ощущениями, безоговорочно верит автору, полностью погружается в написанный пейзаж.
Еще одной яркой особенностью стихотворения, как мне показалось, стала его насыщенная образность, при всей простоте формы. Здесь и олицетворение, когда различные фрагменты картины наделяются свойствами «живого» существа. Ветер, туман, облака, летний день, солнечный луч, даже грибы и пшеничные колоски выступают не просто объектами картины, а действующими персонажами. Здесь и излюбленные поэтами эпитеты и метафоры: «задумчивое утро», «сказочное раздолье», «природные соборы», «ромашковое лето»… Здесь и почти одическое восклицание от переполняющих эмоций: «Родная Русь, люблю твои просторы»; и прямое обращение к лету: «Постой, не уходи! Дай насладиться и теплом, и светом, Отсрочь немного осени дожди!». Все эти изобразительные средства помогают поэту сделать его стихотворение ярким, красочным, настоящим! Оно рождает целый букет положительных эмоций, а не это ли одна из основных задач такой редкой ныне пейзажной лирики?
Хочется также отметить и безупречность формы стихотворения, техники его исполнения. Бесспорно, автор сделал упор на образное наполнение работы, и поэтому, видимо, не стал перегружать метрику стиха особыми изысками. Стихотворение написано пятистопным ямбом, который плотно вошел в употребление у русских поэтов примерно с 30-х годов девятнадцатого века и до сих пор не потерял своей популярности. Правда, в стихотворении «Летний день» часто встречается псевдоударный слог со вторичным ударением в словах более двух слогов. Но это никак не отражается на качестве стихотворения, так как ни разу метрическое ударение не посягнуло на более важный статус фонетического ударения. Рифмовка также избрана достаточно распространенная: чередование женской и мужской рифмы по схеме АВАВ.
Такая простота формальной структуры стихотворения ни в коем случае не умаляет достоинств работы! Наоборот, она придает легкость чтению и особенно хорошо сочетается с легкостью красок и пейзажа самого И.Левитана.
Рифмы! Наверное, самое важное для многих поэтов – это качество рифмы. И наш победитель продемонстрировал свое мастерство в полной мере. Взгляните! Из 14-ти рифмопар только 6 однородные рифмы, а остальные 8 – качественные разнородные рифмы: утро – уютно, дорогой – много, Левитан – тайн, лето - где-то, лес – залез, клонит – ладони, зерном – знаком, уходи – дожди. Причем одна рифмопара и вовсе является авторской: Левитан – тайн.
Еще хочу обратить внимание на предпоследнее четверостишие, здесь я обнаружила такой прием звуковой выразительности, как звукопись. В четверостишии определенно слышится повышенная концентрация звуков: з, с, ц. Лично у меня сочетание этих звуком ассоциируется со звуками зрелой нивы, о которой и идет речь в четверостишии: шелест колосьев под дуновением ветерка, стрекот полевых насекомых... Не думаю, что автор применил этот прием сознательно… Но это даже лучше, так как говорит о природном таланте – особом музыкально-речевом слухе.
В завершение хочу резюмировать: стихотворение «Летний день» - очень мелодичное, ритмичное и красочное стихотворение! Оно не только хорошо передает настроение картины Левитана, но и добавляет такие небольшие, но яркие детали, от которых на душе становится светло и легко. Стихотворение буквально оживляет полотно пейзажа, наполняет его движением и дыханием. Это не просто статичное описание картинки, это метаморфозы в природе (от утра ко дню, от лета к осени) и в душе лирического героя (от признания в любви к слезной просьбе) – настоящая эмоционально наполненная лирика.
Любая картина – это статика, замершее на плоскости мгновение. Бесспорно, можно оживить любое полотно, подключив воображение. И Галина нам очень помогла погрузиться в картину И.Левитана «Лето», передав полный спектр ощущений словами: цвет, звук, запах, движение и даже время, символизирующее саму жизнь. И эта жизнь и движение буквально в каждой строке: «туман струится», «облака плывут», «проснулись птицы», «ветерок причешет кроны», «иду вдоль поля по дороге в лес», «пшеница налилась зерном» и т.д. Причем автор применил замечательный прием, косвенно разделив стихотворение на две части. В первой – описание самой картины, живое, красочное, но несколько отстраненное. И взгляните, насколько глубже и волнительнее вторая часть, когда автор вводит в повествование лирического героя (от первого лица). Это придает повествованию реалистичности и объема. Читатель, отождествляя себя с этим лирическим героем, невольно проникается его ощущениями, безоговорочно верит автору, полностью погружается в написанный пейзаж.
Еще одной яркой особенностью стихотворения, как мне показалось, стала его насыщенная образность, при всей простоте формы. Здесь и олицетворение, когда различные фрагменты картины наделяются свойствами «живого» существа. Ветер, туман, облака, летний день, солнечный луч, даже грибы и пшеничные колоски выступают не просто объектами картины, а действующими персонажами. Здесь и излюбленные поэтами эпитеты и метафоры: «задумчивое утро», «сказочное раздолье», «природные соборы», «ромашковое лето»… Здесь и почти одическое восклицание от переполняющих эмоций: «Родная Русь, люблю твои просторы»; и прямое обращение к лету: «Постой, не уходи! Дай насладиться и теплом, и светом, Отсрочь немного осени дожди!». Все эти изобразительные средства помогают поэту сделать его стихотворение ярким, красочным, настоящим! Оно рождает целый букет положительных эмоций, а не это ли одна из основных задач такой редкой ныне пейзажной лирики?
Хочется также отметить и безупречность формы стихотворения, техники его исполнения. Бесспорно, автор сделал упор на образное наполнение работы, и поэтому, видимо, не стал перегружать метрику стиха особыми изысками. Стихотворение написано пятистопным ямбом, который плотно вошел в употребление у русских поэтов примерно с 30-х годов девятнадцатого века и до сих пор не потерял своей популярности. Правда, в стихотворении «Летний день» часто встречается псевдоударный слог со вторичным ударением в словах более двух слогов. Но это никак не отражается на качестве стихотворения, так как ни разу метрическое ударение не посягнуло на более важный статус фонетического ударения. Рифмовка также избрана достаточно распространенная: чередование женской и мужской рифмы по схеме АВАВ.
Такая простота формальной структуры стихотворения ни в коем случае не умаляет достоинств работы! Наоборот, она придает легкость чтению и особенно хорошо сочетается с легкостью красок и пейзажа самого И.Левитана.
Рифмы! Наверное, самое важное для многих поэтов – это качество рифмы. И наш победитель продемонстрировал свое мастерство в полной мере. Взгляните! Из 14-ти рифмопар только 6 однородные рифмы, а остальные 8 – качественные разнородные рифмы: утро – уютно, дорогой – много, Левитан – тайн, лето - где-то, лес – залез, клонит – ладони, зерном – знаком, уходи – дожди. Причем одна рифмопара и вовсе является авторской: Левитан – тайн.
Еще хочу обратить внимание на предпоследнее четверостишие, здесь я обнаружила такой прием звуковой выразительности, как звукопись. В четверостишии определенно слышится повышенная концентрация звуков: з, с, ц. Лично у меня сочетание этих звуком ассоциируется со звуками зрелой нивы, о которой и идет речь в четверостишии: шелест колосьев под дуновением ветерка, стрекот полевых насекомых... Не думаю, что автор применил этот прием сознательно… Но это даже лучше, так как говорит о природном таланте – особом музыкально-речевом слухе.
В завершение хочу резюмировать: стихотворение «Летний день» - очень мелодичное, ритмичное и красочное стихотворение! Оно не только хорошо передает настроение картины Левитана, но и добавляет такие небольшие, но яркие детали, от которых на душе становится светло и легко. Стихотворение буквально оживляет полотно пейзажа, наполняет его движением и дыханием. Это не просто статичное описание картинки, это метаморфозы в природе (от утра ко дню, от лета к осени) и в душе лирического героя (от признания в любви к слезной просьбе) – настоящая эмоционально наполненная лирика.
( ДЗЕРАССА)
ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ
Денис Маркелов - 3,5,12,16,21,25
Екатерина Глушкова - 5,7,10,11,15,22
Елена Абесадзе - 16,22,24,25,26,27
Татьяна Петухова - 5. 10. 19. 21.25. 26.
(понравились образами,напевностью и свежестью мыслей. крепкие рифмы.)
Марина Попенова - 5,9,12, 15,20,27
Леонид Зеленский - 5,9,14,23,25,26
Рената Юрьева - 5,11,16,20,25,26
(в этих стихах действительно оживает картина Левитана, а не абстрактное лето. Отмечены детали, которые есть в картине, отражен дух и настроение картины. И к тому же, техника на уровне)
Надежда Кудрявцева-Кудрявцева - 5,7,16,20,22,23
ДЗЕРАССА - 5, 19, 22, 23, 25, 26
Комментарии:
№ 5. Летний день
(по картине И. Левитана «Лето»)
Очень мелодичное, ритмичное и красочное стихотворение! Оно не только хорошо передает настроение картины Левитана, но и добавляет такие небольшие, но яркие детали, от которых на душе становится светло и легко. Стихотворение буквально оживляет полотно пейзажа, наполняет его движением и дыханием. Это не просто статичное описание картинки, это метаморфозы в природе (от утра ко дню, от лета к осени) – настоящая эмоционально наполненная лирика. Рифмы изумительны, много неоднородных, что существенно обогащает работу. Замечательно!
№ 22. Стихотворение понравилось тем, что описание пейзажа в нем тонко переплетено с эмоциями и переживаниями главного героя. «Сюжет не нов, но как он сердцу мил!» - золотая истина в одной строке! Без лишних жирных мазков автор написал новый пейзаж – пейзаж ностальгии по первому чувству. Разнородные рифмы придают стихотворению некий шарм. А не слишком длинные строки и простая форма рифмовки с чередованием мужской и женской рифмы сыграли почему-то ассоциировались с колосом пшеницы: внешне – просто, а внутренне – богато!
№ 23. Картина Левитана «Лето», которая несколько лет висела над моим рабочим местом, всегда рождала во мне желание пробежаться по этим местам босиком. Автор стихотворения не стал наращивать лишних додуманных деталей, его стихотворение – такое же простое, как и шедевр Левитана. Но тем большую оно вызвало симпатию, чем лаконичнее, но точнее автор передал концентрат эмоций художника. Всего одна фраза о детстве отца провела живую параллель между прошлым и настоящим, погружая, тем самым, читателя в вековую красоту русского поля.
№ 25. Живое стихотворение! И чувствуется тонкая работа над словом. Какие образы ветра, пшеницы! Живые персонажи очаровательны. Необычная рифмовка семистиший АВВААСС подкупила: автор работал над каждой строкой, что вызывает уважение.
№ 26. Просто качественная мастерская работа! Мелодика баюкает своим покоем и красотой. Каждый взмах словесной кисти оживает во время прочтения. Образность потрясающая! Богатые рифмы, неизбитая рифмовка – автор не просто эстет, но и стилистический педант, за что ему большое спасибо! Читать такую лирику очень приятно. Даже пропеть хочется такие строки! Это не только эмоциональное удовольствие от написанного пейзажа, это еще и удовольствие от грамотной и ювелирной работы над стихотворением.
Эльвира Ищенко - 4,10,15,19,22,27.
Андрей Гирс ( Оттович ) - 5,7,9,17,20,22.
Саша Куприна - 2, 5, 10, 16, 25, 26.
Маргарита Тодорова - 5,7,10,13,20,22
(на мой взгляд, эти стихи более всего соответствуют заданной теме, написаны грамотно, выдержан размер и ритм. Стиль написания близок духу самих картин.
№5 - единственное замечание: часто встречается слово "лес".)
Наталия Суханова - 5,10,16,20,22,26.
Елена Донская-Новгородская (ЕДН) - 5,10,13,19,20,22
Людмила Клёнова - 5,10,19,21,22,25
(В целом - огорчает однообразие рифм и обилие образов-штампов.
Ведь задача любого автора, пишущего стихи в конкурс, не просто "отписаться", "поставить галочку" - вот, принял, мол, участие - а написать интересное, новое, яркое произведение, самобытное по образам и рифмам...
Даже произведения, за которые я голосую - грешат этим.
№ 19 (огорчили рифмы в 3-м катрене: "колос- пчёлы, золотит-они" - это вообще НЕ рифмы, к сожалению. Но есть настроение и пейзажная образность)
№ 21 - (Широкое, раздольное стихотворение... Но...просто очень жаль, что автор использует рифмы, давно набившие всем оскомину: "берёзы-слёзы, росы-косы", и глагольные, типа: "открывает-бывает". Правда, это уже давно считается дурным тоном в среде поэтов. Ведь есть же в стихотворении прекрасные рифмы: "ароматом - лохматым, леса-навесом"... Значит, вполне может автор поработать и написать чудесное, самобытное стихотворение! Удачи)
Галина Ключникова - 2,10,14,16,22,25
Людмила Денисова - 5,11,16,21,25,26
№ 5 - раскрыта тема по картинке, выдержан ритм и размер стиха;
11 - выдержан ритм и размер стиха;
№ 16 - раскрыта тема по картинке, выдержан ритм и размер стиха;
№ 21 - оригинальность автора в подборе средств художественной выразительности;
№ 25 - оригинальность рифмовки, неожиданная концовка;
№ 26 - раскрыта тема по картинке, оригинальность изложения. На мой взгляд, лучшее стихотворение в конкурсе.
Ларьяна - 5,7,12,19,23,26
Ольга Кельнер - 10, 15, 16, 21,25,27.
Татьяна Кравец - 5 9 12 17 22 24
Елена Можарова - 5,10,11,15,22,26
№ 5 - понравились стихи поэтичностью строк, интересными сравнениями.
№ 10 - использование в стихе неординарных, красивых образов.
№ 11 - очень понравилось необычное описание пейзажа.
№ 15 - интересный ритм стиха. С одной стороны лаконичность, а с другой - многозначительность строк.
№ 22 - Красивые художественные образы, необычные эпитеты, жизненность.
№ 26 - необычно красивая ритмичность стиха, легко читается, есть интересная напевность.
Dmitri Smirnov - 7,10,11,12,21,22.
Людмила Комашко-Батурина - 2,9,10,22,25,26
№ 2 - Красивое подробное изложение темы.
№ 9 - Краткое изложение, но восторг души автора подкупает искренностью.
№ 10 - Интересно проложена сюжетная линия: осень в жизни и лето на полотне.
№ 22 - Интересна связующая нить полотна и жизни.Красиво преподнесено.
№ 25 - Стихотворение отвечает теме.В нём большой полёт фантазии - описано даже то, что есть в жизни, но не видно на картине. Понравилась концовка, где лето уезжает в карете.
№ 26 - Тема раскрыта,интересно и красиво преподносится сюжет.
Серж Хан - 2,5,7,10,17,22.
Михаил БлАтник - 5. 9. 16. 19. 22. 26.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0355491 выдан для произведения:
Вот и отзвенел последний летний конкурс в клубе поэтических фантазий! Много хороших поэтических работ родилось у участников под впечатлением двух замечательных картин классика живописи И.Левитана и нашего с вами современника М.Ильина. Но заслуженную, на мой взгляд, победу уверенно одержала Галина Ключникова с великолепным стихотворением «Летний день», с чем я от души поздравляю талантливого автора.
Любая картина – это статика, замершее на плоскости мгновение. Бесспорно, можно оживить любое полотно, подключив воображение. И Галина нам очень помогла погрузиться в картину И.Левитана «Лето», передав полный спектр ощущений словами: цвет, звук, запах, движение и даже время, символизирующее саму жизнь. И эта жизнь и движение буквально в каждой строке: «туман струится», «облака плывут», «проснулись птицы», «ветерок причешет кроны», «иду вдоль поля по дороге в лес», «пшеница налилась зерном» и т.д. Причем автор применил замечательный прием, косвенно разделив стихотворение на две части. В первой – описание самой картины, живое, красочное, но несколько отстраненное. И взгляните, насколько глубже и волнительнее вторая часть, когда автор вводит в повествование лирического героя (от первого лица). Это придает повествованию реалистичности и объема. Читатель, отождествляя себя с этим лирическим героем, невольно проникается его ощущениями, безоговорочно верит автору, полностью погружается в написанный пейзаж.
Еще одной яркой особенностью стихотворения, как мне показалось, стала его насыщенная образность, при всей простоте формы. Здесь и олицетворение, когда различные фрагменты картины наделяются свойствами «живого» существа. Ветер, туман, облака, летний день, солнечный луч, даже грибы и пшеничные колоски выступают не просто объектами картины, а действующими персонажами. Здесь и излюбленные поэтами эпитеты и метафоры: «задумчивое утро», «сказочное раздолье», «природные соборы», «ромашковое лето»… Здесь и почти одическое восклицание от переполняющих эмоций: «Родная Русь, люблю твои просторы»; и прямое обращение к лету: «Постой, не уходи! Дай насладиться и теплом, и светом, Отсрочь немного осени дожди!». Все эти изобразительные средства помогают поэту сделать его стихотворение ярким, красочным, настоящим! Оно рождает целый букет положительных эмоций, а не это ли одна из основных задач такой редкой ныне пейзажной лирики?
Хочется также отметить и безупречность формы стихотворения, техники его исполнения. Бесспорно, автор сделал упор на образное наполнение работы, и поэтому, видимо, не стал перегружать метрику стиха особыми изысками. Стихотворение написано пятистопным ямбом, который плотно вошел в употребление у русских поэтов примерно с 30-х годов девятнадцатого века и до сих пор не потерял своей популярности. Правда, в стихотворении «Летний день» часто встречается псевдоударный слог со вторичным ударением в словах более двух слогов. Но это никак не отражается на качестве стихотворения, так как ни разу метрическое ударение не посягнуло на более важный статус фонетического ударения. Рифмовка также избрана достаточно распространенная: чередование женской и мужской рифмы по схеме АВАВ.
Такая простота формальной структуры стихотворения ни в коем случае не умаляет достоинств работы! Наоборот, она придает легкость чтению и особенно хорошо сочетается с легкостью красок и пейзажа самого И.Левитана.
Рифмы! Наверное, самое важное для многих поэтов – это качество рифмы. И наш победитель продемонстрировал свое мастерство в полной мере. Взгляните! Из 14-ти рифмопар только 6 однородные рифмы, а остальные 8 – качественные разнородные рифмы: утро – уютно, дорогой – много, Левитан – тайн, лето - где-то, лес – залез, клонит – ладони, зерном – знаком, уходи – дожди. Причем одна рифмопара и вовсе является авторской: Левитан – тайн.
Еще хочу обратить внимание на предпоследнее четверостишие, здесь я обнаружила такой прием звуковой выразительности, как звукопись. В четверостишии определенно слышится повышенная концентрация звуков: з, с, ц. Лично у меня сочетание этих звуком ассоциируется со звуками зрелой нивы, о которой и идет речь в четверостишии: шелест колосьев под дуновением ветерка, стрекот полевых насекомых... Не думаю, что автор применил этот прием сознательно… Но это даже лучше, так как говорит о природном таланте – особом музыкально-речевом слухе.
В завершение хочу резюмировать: стихотворение «Летний день» - очень мелодичное, ритмичное и красочное стихотворение! Оно не только хорошо передает настроение картины Левитана, но и добавляет такие небольшие, но яркие детали, от которых на душе становится светло и легко. Стихотворение буквально оживляет полотно пейзажа, наполняет его движением и дыханием. Это не просто статичное описание картинки, это метаморфозы в природе (от утра ко дню, от лета к осени) и в душе лирического героя (от признания в любви к слезной просьбе) – настоящая эмоционально наполненная лирика.
ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ
Дорогие Друзья!
Наш конкурс «Художник и Муза» по картинам И. Левитана «Лето» и М. Ильина «Золотая рожь» завершен.
В голосовании за лучшие конкурсные работы мы просили всех желающих авторов прокомментировать хотя бы одну из понравившихся вам работ.
Это делалось для того, чтобы не только авторы комментированных стихов могли видеть плюсы своей работы, но и все участники конкурса, прочитав комментарии, обратили внимание, как нужно писать стихи, извлекли из них какие-то уроки для себя.
Комментариев получилось немало и сегодня вы с ними ознакомитесь.
Такая практика при голосовании будет проводиться в наших конкурсах постоянно с целью выработки навыков грамотного стихосложения участниками.
Также, в каждом конкурсе В КАЧЕСТВЕ ПОДАРКА ( по согласию автора), чья работа займет 1 место, будет предложена литературная рецензия от талантливой поэтессы ДЗЕРАССЫ.
ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕЦЕНЗИЯ
на стихотворение авторства Галины Ключниковой «Летний день»
(по картине И. Левитана «Лето»)
Наш конкурс «Художник и Муза» по картинам И. Левитана «Лето» и М. Ильина «Золотая рожь» завершен.
В голосовании за лучшие конкурсные работы мы просили всех желающих авторов прокомментировать хотя бы одну из понравившихся вам работ.
Это делалось для того, чтобы не только авторы комментированных стихов могли видеть плюсы своей работы, но и все участники конкурса, прочитав комментарии, обратили внимание, как нужно писать стихи, извлекли из них какие-то уроки для себя.
Комментариев получилось немало и сегодня вы с ними ознакомитесь.
Такая практика при голосовании будет проводиться в наших конкурсах постоянно с целью выработки навыков грамотного стихосложения участниками.
Также, в каждом конкурсе В КАЧЕСТВЕ ПОДАРКА ( по согласию автора), чья работа займет 1 место, будет предложена литературная рецензия от талантливой поэтессы ДЗЕРАССЫ.
ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕЦЕНЗИЯ
на стихотворение авторства Галины Ключниковой «Летний день»
(по картине И. Левитана «Лето»)
Вот и отзвенел последний летний конкурс в клубе поэтических фантазий! Много хороших поэтических работ родилось у участников под впечатлением двух замечательных картин классика живописи И.Левитана и нашего с вами современника М.Ильина. Но заслуженную, на мой взгляд, победу уверенно одержала Галина Ключникова с великолепным стихотворением «Летний день», с чем я от души поздравляю талантливого автора.
Любая картина – это статика, замершее на плоскости мгновение. Бесспорно, можно оживить любое полотно, подключив воображение. И Галина нам очень помогла погрузиться в картину И.Левитана «Лето», передав полный спектр ощущений словами: цвет, звук, запах, движение и даже время, символизирующее саму жизнь. И эта жизнь и движение буквально в каждой строке: «туман струится», «облака плывут», «проснулись птицы», «ветерок причешет кроны», «иду вдоль поля по дороге в лес», «пшеница налилась зерном» и т.д. Причем автор применил замечательный прием, косвенно разделив стихотворение на две части. В первой – описание самой картины, живое, красочное, но несколько отстраненное. И взгляните, насколько глубже и волнительнее вторая часть, когда автор вводит в повествование лирического героя (от первого лица). Это придает повествованию реалистичности и объема. Читатель, отождествляя себя с этим лирическим героем, невольно проникается его ощущениями, безоговорочно верит автору, полностью погружается в написанный пейзаж.
Еще одной яркой особенностью стихотворения, как мне показалось, стала его насыщенная образность, при всей простоте формы. Здесь и олицетворение, когда различные фрагменты картины наделяются свойствами «живого» существа. Ветер, туман, облака, летний день, солнечный луч, даже грибы и пшеничные колоски выступают не просто объектами картины, а действующими персонажами. Здесь и излюбленные поэтами эпитеты и метафоры: «задумчивое утро», «сказочное раздолье», «природные соборы», «ромашковое лето»… Здесь и почти одическое восклицание от переполняющих эмоций: «Родная Русь, люблю твои просторы»; и прямое обращение к лету: «Постой, не уходи! Дай насладиться и теплом, и светом, Отсрочь немного осени дожди!». Все эти изобразительные средства помогают поэту сделать его стихотворение ярким, красочным, настоящим! Оно рождает целый букет положительных эмоций, а не это ли одна из основных задач такой редкой ныне пейзажной лирики?
Хочется также отметить и безупречность формы стихотворения, техники его исполнения. Бесспорно, автор сделал упор на образное наполнение работы, и поэтому, видимо, не стал перегружать метрику стиха особыми изысками. Стихотворение написано пятистопным ямбом, который плотно вошел в употребление у русских поэтов примерно с 30-х годов девятнадцатого века и до сих пор не потерял своей популярности. Правда, в стихотворении «Летний день» часто встречается псевдоударный слог со вторичным ударением в словах более двух слогов. Но это никак не отражается на качестве стихотворения, так как ни разу метрическое ударение не посягнуло на более важный статус фонетического ударения. Рифмовка также избрана достаточно распространенная: чередование женской и мужской рифмы по схеме АВАВ.
Такая простота формальной структуры стихотворения ни в коем случае не умаляет достоинств работы! Наоборот, она придает легкость чтению и особенно хорошо сочетается с легкостью красок и пейзажа самого И.Левитана.
Рифмы! Наверное, самое важное для многих поэтов – это качество рифмы. И наш победитель продемонстрировал свое мастерство в полной мере. Взгляните! Из 14-ти рифмопар только 6 однородные рифмы, а остальные 8 – качественные разнородные рифмы: утро – уютно, дорогой – много, Левитан – тайн, лето - где-то, лес – залез, клонит – ладони, зерном – знаком, уходи – дожди. Причем одна рифмопара и вовсе является авторской: Левитан – тайн.
Еще хочу обратить внимание на предпоследнее четверостишие, здесь я обнаружила такой прием звуковой выразительности, как звукопись. В четверостишии определенно слышится повышенная концентрация звуков: з, с, ц. Лично у меня сочетание этих звуком ассоциируется со звуками зрелой нивы, о которой и идет речь в четверостишии: шелест колосьев под дуновением ветерка, стрекот полевых насекомых... Не думаю, что автор применил этот прием сознательно… Но это даже лучше, так как говорит о природном таланте – особом музыкально-речевом слухе.
В завершение хочу резюмировать: стихотворение «Летний день» - очень мелодичное, ритмичное и красочное стихотворение! Оно не только хорошо передает настроение картины Левитана, но и добавляет такие небольшие, но яркие детали, от которых на душе становится светло и легко. Стихотворение буквально оживляет полотно пейзажа, наполняет его движением и дыханием. Это не просто статичное описание картинки, это метаморфозы в природе (от утра ко дню, от лета к осени) и в душе лирического героя (от признания в любви к слезной просьбе) – настоящая эмоционально наполненная лирика.
ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ
Рейтинг: +8
530 просмотров
Комментарии (1)
Галина Ключникова # 22 сентября 2016 в 16:03 +1 | ||
|