Читателям, не знакомым со славянской мифологией: пожалуйста, перед чтением ознакомьтесь со ссылками вконце мифа.
На призрачной границе двух миров
Сварога сын – священный пёс крылатый! [1]
Из нави в явь он не пускал врагов, [2]
Семаргл – бог огня, искрой зачатый.[3]
Он день и ночь не покидал поста
И с пламенным мечом стоял на страже.
Но ночи воплощенной красота –
Купальница звала его для блажи. [4]
Бог был силён, но ласки молодой
Не смог отвергнуть! Губы их сомкнулись…
Мир замолчал, когда огонь с водой
Переплелись и к небу потянулись!
Под утро вновь на страже Огнебог.
Купальница ж под сердцем ощутила
Две искры жизни: маленький исток
Большой любви и непомерной силы.
Спасибо, Лада-матушка, щедра! [5]
Как две росинки чистые, похожи
Родились дети – братец и сестра –
От синих глаз до белоснежной кожи.
***
Прошло пять зим, Купало с Костромой, [6]
Росли в любви, не ведая печали.
А Доля и Недоля год шестой [7]
Уж нитки судеб детских молча пряли…
В саду поспели яблоки давно,
Сестра и брат пошли за урожаем.
Но было им судьбой предречено…
Услышать птицу Си’рин дальним краем. [8]
- Купало, брат, давай ее найдем?! –
Спросила любопытная сестрица,
- Совсем не страшно будет нам вдвоем,
Зато узнаем мы судьбу у птицы!
Купало – весь в отца – совсем не трус!
За руку взял сестру, и вышли в поле.
Судьбу спросить – не маленький искус,
Ведь Сирин служит Доле и Недоле.
Похожее на золочённый холст,
Вздымается волною поле хлеба.
А в середине дуб на много вёрст
Раскинул ветви, точно на полнеба!
И диво дивное сидит на дубе том,
Выводит сладкозвучно песни-трели:
Лик девичий с высоким белым лбом
На голубином с крылышками теле.
Корона света блещет в волосах,
И голос соловьиный мёдом льётся.
Поёт она о разных чудесах,
Да с эхом, словно голос из колодца!
Купало к дубу первым подошёл:
- Скажи мне, Сирин, всю судьбу да дело…
(Не голубь был отцом ее – орёл!)
Она его схватила и взлетела.
Кричала и металась Кострома,
Куда бежать и как спасти Купалу?!
Накрыла поле пеленою тьма,
И птица в небе из виду пропала.
Кручине-горю не было конца,
Сестрица жить без брата не желала.
Слезами и молитвами отца
Просила, чтоб вернул домой Купалу.
- Ведь в нави он! Семаргл, отец родной!
А ты рубеж меж нами охраняешь!
Без брата мне уж не прожить одной…
Душой едины с ним, ты это знаешь!
***
Но Огнебог молчал, а годы шли…
Смирилась Кострома с такой утратой.
Ведь на просторах Матушки-Земли
Ей не найти потерянного брата.
Чудесный летний вечер колдовски
Сгустил цветов цвета и ароматы.
Шла Кострома по берегу реки,
Предчувствием события объята.
Ее простой ромашковый венок,
Сплетенный под печальные напевы,
Сорвал внезапно с головы Стрибог [9]
И бросил в воду! Загрустила дева.
Присела на покатом берегу,
Солёны слёзы уронила в реку:
- Счастливой быть, наверно, не смогу… -
Но увидала в лодке человека.
Он ей привез потерянный венок.
И лишь коснулись мельком взгляды, руки –
Закатный свет их златом обволок,
Любовь послышалась в сердечном стуке.
Глаза-озёра в океан слились,
По паре крыл раскрылось за спиною…
И мысли хороводом понеслись!
Их сам Полель венчал речной водою. [10]
Счастливые молодожены шли
В село и о любви друг другу пели.
Для них горели звёздные угли,
Купались звуки в ароматном хмеле.
Но первый встречный положил конец
Их счастью: «Вы, наверно, брат с сестрою?!»
Преступным стал их свадебный венец,
Водой повенчаны – развенчаны слезою!
И Кострома, не в силах пережить
Такую боль, в волну реки упала.
А вслед за ней, обрезав жизни нить,
Запрыгнул в омут брат ее, Купало.
Обоих приняла в объятья навь,
Но сжалились и боги, и богини:.
Они вернулись той же ночью в явь
Цветком Иван-да-Марьей жёлто-синим.
[1] Сварог – огненный бог-кузнец.
[2] Явь – мир людей, навь – мир нечисти.
[3] Семаргл – славянский бог огня и луны, сын Сварога (бога-кузнеца), возникший от искры. Он мог оборачиваться священным крылатым псом и не пускал в мир яви зло из мира нави.
[4] Купальница – богиня ночи. В день осеннего равноденствия соблазнила Семаргла своими любовными играми, а в день летнего солнцестояния родила близнецов: сына Купалу и дочь Кострому.
[5] Лада-матушка – мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви.
[6] Купало и Кострома – дети-близнецы Семаргла и Купальницы, зачатые в день осеннего равноденствия и родившиеся в день Летнего солнцестояния.
[7] Доля и Недоля – богини судьбы, помощницы Макоши, связывают нитями человека с его трудами, прядут из них судьбу, добрую или злую.
[8] Птица Си’рин – мифическое существо с головой девушки и телом птицы, пророчила доброе и злое, служила богиням Доле и Недоле.
[9] Стрибог - бог ветра.
[10] Полель - бог супружества, брачных уз.
[Скрыть]Регистрационный номер 0352915 выдан для произведения:Читателям, незнакомым со славянской мифологией: пожалуйста, перед чтением ознакомьтесь со ссылками вконце мифа.
На призрачной границе двух миров
Сварога сын – священный пёс крылатый! [1]
Из нави в явь он не пускал врагов, [2]
Семаргл – бог огня, искрой зачатый.[3]
Он день и ночь не покидал поста
И с пламенным мечом стоял на страже.
Но ночи воплощенной красота –
Купальница звала его для блажи. [4]
Бог был силён, но ласки молодой
Не смог отвергнуть! Губы их сомкнулись…
Мир замолчал, когда огонь с водой
Переплелись и к небу потянулись!
Под утро вновь на страже Огнебог.
Купальница ж под сердцем ощутила
Две искры жизни: маленький исток
Большой любви и непомерной силы.
Спасибо, Лада-матушка, щедра! [5]
Как две росинки чистые, похожи
Родились дети – братец и сестра –
От синих глаз до белоснежной кожи.
***
Прошло пять зим, Купало с Костромой, [6]
Росли в любви, не ведая печали.
А Доля и Недоля год шестой [7]
Уж нитки судеб детских молча пряли…
В саду поспели яблоки давно,
Сестра и брат пошли за урожаем.
Но было им судьбой предречено…
Услышать птицу Си’рин дальним краем. [8]
- Купало, брат, давай ее найдем?! –
Спросила любопытная сестрица,
- Совсем не страшно будет нам вдвоем,
Зато узнаем мы судьбу у птицы!
Купало – весь в отца – совсем не трус!
За руку взял сестру, и вышли в поле.
Судьбу спросить – не маленький искус,
Ведь Сирин служит Доле и Недоле.
Похожее на золочённый холст,
Вздымается волною поле хлеба.
А в середине дуб на много вёрст
Раскинул ветви, точно на полнеба!
И диво дивное сидит на дубе том,
Выводит сладкозвучно песни-трели:
Лик девичий с высоким белым лбом
На голубином с крылышками теле.
Корона света блещет в волосах,
И голос соловьиный мёдом льётся.
Поёт она о разных чудесах,
Да с эхом, словно голос из колодца!
Купало к дубу первым подошёл:
- Скажи мне, Сирин, всю судьбу да дело…
(Не голубь был отцом ее – орёл!)
Она его схватила и взлетела.
Кричала и металась Кострома,
Куда бежать и как спасти Купалу?!
Накрыла поле пеленою тьма,
И птица в небе из виду пропала.
Кручине-горю не было конца,
Сестрица жить без брата не желала.
Слезами и молитвами отца
Просила, чтоб вернул домой Купалу.
- Ведь в нави он! Семаргл, отец родной!
А ты рубеж меж нами охраняешь!
Без брата мне уж не прожить одной…
Душой едины с ним, ты это знаешь!
***
Но Огнебог молчал, а годы шли…
Смирилась Кострома с такой утратой.
Ведь на просторах Матушки-Земли
Ей не найти потерянного брата.
Чудесный летний вечер колдовски
Сгустил цветов цвета и ароматы.
Шла Кострома по берегу реки,
Предчувствием события объята.
Ее простой ромашковый венок,
Сплетенный под печальные напевы,
Сорвал внезапно с головы Стрибог [9]
И бросил в воду! Загрустила дева.
Присела на покатом берегу,
Солёны слёзы уронила в реку:
- Счастливой быть, наверно, не смогу… -
Но увидала в лодке человека.
Он ей привез потерянный венок.
И лишь коснулись мельком взгляды, руки –
Закатный свет их златом обволок,
Любовь послышалась в сердечном стуке.
Глаза-озёра в океан слились,
По паре крыл раскрылось за спиною…
И мысли хороводом понеслись!
Их сам Полель венчал речной водою. [10]
Счастливые молодожены шли
В село и о любви друг другу пели.
Для них горели звёздные угли,
Купались звуки в ароматном хмеле.
Но первый встречный положил конец
Их счастью: «Вы, наверно, брат с сестрою?!»
Преступным стал их свадебный венец,
Водой повенчаны – развенчаны слезою!
И Кострома, не в силах пережить
Такую боль, в волну реки упала.
А вслед за ней, обрезав жизни нить,
Запрыгнул в омут брат ее, Купало.
Обоих приняла в объятья навь,
Но сжалились и боги, и богини:.
Они вернулись той же ночью в явь
Цветком Иван-да-Марьей жёлто-синим.
[1] Сварог – огненный бог-кузнец.
[2] Явь – мир людей, навь – мир нечисти.
[3] Семаргл – славянский бог огня и луны, сын Сварога (бога-кузнеца), возникший от искры. Он мог оборачиваться священным крылатым псом и не пускал в мир яви зло из мира нави.
[4] Купальница – богиня ночи. В день осеннего равноденствия соблазнила Семаргла своими любовными играми, а в день летнего солнцестояния родила близнецов: сына Купалу и дочь Кострому.
[5] Лада-матушка – мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви.
[6] Купало и Кострома – дети-близнецы Семаргла и Купальницы, зачатые в день осеннего равноденствия и родившиеся в день Летнего солнцестояния.
[7] Доля и Недоля – богини судьбы, помощницы Макоши, связывают нитями человека с его трудами, прядут из них судьбу, добрую или злую.
[8] Птица Си’рин – мифическое существо с головой девушки и телом птицы, пророчила доброе и злое, служила богиням Доле и Недоле.
[9] Стрибог - бог ветра.
[10] Полель - бог супружества, брачных уз.
Мне нравятся сказания, Дзерасса! и я знаю многих людей на сайтах, которым не просто интересна, но и ценна наша славянская мифология... в ней, кстати, можно чего можно найти, казалось бы далекого от простых сюжетов любви и быта... с интересом прочла эту легенду... не слышала ранее... люблю такие легенды, которые "объясняют" этимологию и антропонимику... и вот такой способ ссылок(буквы рядом, а не маленькие внизу, как в последнем) для меня удобнее: маленькие мешали читать... спасибо, что пишете такие произведения!
Спасибо, что уделили время такой объемной работе. Искренне рада, что Вам понравилось! Про способ ссылок поняла, буду использовать этот вариант, спасибо за совет.