Миниатюры
Миниатюры
автор: Аксёненко С.И.
***
В
жизни каждого человека
бывает
такое утро, когда его уже нет.
Утро
такое держится очень долго –
месяца
два или три,
а
затем уходит в Антарктиду.
12.03.2002.
***
Фёдору Достоевскому
посвящается
То,
что происходит на Земле
Так
же далеко от Истины,
Как
истина от Бога.
04.12.2000.
***
У
жизни только два пути
И
ни дорогой больше,
Но
если в сторону пойти –
Получится
и больше.
29.06.2005.
***
С
карьера – в курьеры –
Какая
карьера!
07.02.2005.
написано совместно с Сергеем Куриём
***
Меня
ударили прикладом
И
накормили шоколадом.
28.01.2005.
***
люди
очень хрупкие
люди
ломаются
при
первом же
прямом
попадании
атомной
бомбы
31.05.2005.
***
Зло, как правило, проигрывает.
А Добру платить всегда.
Над пожаром блики прыгают —
Мы не сможем столько ждать.
Мы не сможем и не будем,
Потому, что мы умрём.
А в конце сраженья судьи
Засчитают наши судьбы
В счёт погубленного Злом.
27.05.1992 .
из книги «Галактическая Осень» (1997)
***
Не умею писать к юбилеям,
Посвящать не могу я стихов.
И об этом ничуть не жалею, —
Просто нет у меня лишних слов.
11.09.1988.
из книги «Галактическая Осень» (1997)
***
Лежат
листы.
Листы
пусты.
Листы,
как ангелы чисты.
Но
напиши хоть слово –
Они
нальются кровью…
Почему
так получилось,
Что
писать я разучился?
30.12.2011.
Процесс творчества
Он
бесился,
Грыз
свой стих,
Бился-злился
–
Нет,
«не встиг»*…
И
затих.
конец сентября 1991.
P.S. «Не встиг» - не успел.
***
Из записок старого поэта-алкоголика
Мудрый,
как собака –
Подвожу
итог –
Долго
жил под знаком –
Ничего
не смог.
20.01.1992.
Квартиросдатчикам
Поэтов
не селите
На
верхних этажах,
Он
перевдоховится
И
об асфальт – БА-БАХ!
начало
августа 1991.
***
Воскресенье.
День весенний.
Я
Тарковского листал.
Это
даже не Арсений –
Это
целый Арсенал.
01.03.1992.
***
Я долго думал: "Есть ли?"
А мне сказали: "Нет."
И я представил, если б
Я вытащил билет ...
От этого наката
Становится смешно –
Я всё же был когда-то,
Но мне не суждено.
09.09.1990 .
из книги «Галактическая Осень» (1997)
***
Суперхайку по
мотивам Бахыта Кенжеева
…А
в небесном Йемене
идут
бои. И осталось времени
совсем
чуть-чуть
…и
гложет жалость…
(С.Аксёненко & С.Курий.14.12.2002.)
***
По мотивам Мацуо Басё
Глядят
невоспетые вишни
Со
склонов горы Хацусэ –
Я
понял, кто здесь третий лишний –
Мы
здесь третьи лишние все.
21.12.2013.
***
Любишь
ли? – В глазах вопрос,
Как
бы между прочим –
И
ответ в мерцаньи звёзд –
Очень!
Очень! Очень!
31. 10. 1988.
Прости
Прости – хоть оба
виноваты,
Но всё равно простить
должна ты.
Прости за грусть, тоску и
боль,
Простить легко – ушла
любовь.
27.11.1988.
***
Смотрит
недоверчиво
Месяц
голубой –
Уходила
женщина,
Что
была судьбой.
Серебром
почерчено
Поле
под Луной –
Возвратилась
женщина…
Я
ушёл к другой.
03.12.2005.
***
Помнишь,
как море
Играло
закатом,
Помнишь
безбрежное
Море
и свет.
Помнишь
огромное
Счастье
когда-то –
Счастье,
которого нет.
31.12.2012.
Финалистка
А
на ней такое "мини”,
Что
и мы не
ждали, грешные,
Видеть
видимость приличия
Без
наличия
одежды.
20.08. 1991.
***
Пришли
бороться со стихией,
А
добивают пусть другие,
Ведь
наше дело продержаться –
Не
наше дело добивать.
(Девиз)
1989, октябрь 1991.
***
А
сила оставалась.
Целиком
и полностью.
Возможностей
не было.
Но
это другое дело.
Ведь,
люди чувствуют силу.
Особенно
припёртую к стенке.
Люди
боятся…
И
правильно делают.
12.04.2004.
***
Я –
ход истории.
Один
ход.
29.04.2006.
***
Мне
уютно вне толпы,
над
толпой,
против
толпы.
В
толпе мне не уютно.
03.01.2005.
Выход из сонма богов
Мой КОННЫЙ враг – умрёт,
А СБИТЫЙ – пусть живёт…
Месть
– наслаждение богов –
Крови ПОВЕРЖЕННЫХ врагов
МНЕ подавать не надо.
Я
выхожу из стада.
07.06.2005.
Утро
Гаснут
звёзды над землёю,
Розовеют
облака,
Лёгкой
дымкою покрыта,
Сладко
спящая, река.
Отступает
сырость ночи
И
короче тень -
Всё
живое верить хочет -
Будет
славный день.
08. 10. 1988.
***
Колыбелью
степь качалась,
Далекели* огоньки -
Здесь,
наверное, кончалось
Море
скорби и тоски.
26. 04. 1990.
P.S. * "Далекели” - мигали вдалеке
Чайник
Громко
стонет чайник,
Стонет
и шипит -
Это
от отчаянья -
От
попытки жить.
26. 07. 1991.
***
Стучат открытые сердца –
Не
выключенный Свет.
У
нашей жизни нет конца –
Начала
тоже нет.
Второй вариант этого стихотворения:
Стучат открытые сердца –
Не
выключенный Свет.
У
нашей жизни нет конца –
У
смерти тоже нет.
03.05.2005.
Смерть.
(или «Жизнь продолжается»)
…и музыка без
названья
с Высоких Высот летела…
Нет света там,
Но тьмы там тоже нет.
Нет звуков там –
Молчанья нету тоже.
Там есть не этот,
Там другой есть СВЕТ –
Звучит там ЖИЗНЬ –
На эту непохожа.
03.05.2005.
P.S. А ещё там нет времени, но нету и «безвременья» - эту
позицию заключать в стихотворение не хочу, что бы не нарушить игру понятий
«свет» и «звук» (зрение и слух), игру антитез: «этот свет – тот свет»; «тварный
свет – Божественный Свет». О пространстве вообще сказать нельзя. В языке есть
антитезы: «свет - тьма», «звук – тишина (безмолвие)»; отсутствие времени точным
словом не выразишь – слово «безвременье» не совсем «из той оперы», но, с некоторой натяжкой, его
можно применить. Отсутствие времени наш мозг хоть представить может, как остановку движения (правда, такое
представление неверно). А вот отсутствие пространства не представимо нашему
уму, – поэтому нет слова для такого понятия – не «теснота» же. Так вот – там
нет «отсутствия пространства», но нет и его присутствия – там всё по-другому.
***
Кто никогда не видел СВЕТ,
Тот не поймёт, что он во ТЬМЕ,
Кто никогда не видел ЯВЬ,
Тот те поймёт, что он во СНЕ,
Кто никогда не знал ДОБРА,
Тот не поймёт, что он во ЗЛЕ!
Но ЗЛУ – не
место на Земле!
Май 2008
P.S. Это стихотворение написано спонтанно, как примечание
к моей статье о субъективном идеализме, напечатанной в 2008 году в журнале
«Время Z». Когда я
описывал особенности органов чувств различных живых существ, то после слов «темноту
и черноту могут "видеть", лишь существа, которые хотя бы раз видели
свет» сделал следующее примечание: «оцените, как эффектно эти слова могут
выглядеть в устах какого-нибудь пророка. "Узреть ТЬМУ дано, лишь тому, кто
хотя бы раз видел СВЕТ!" Или. "Лишь тот увидит ТЬМУ, кто хоть однажды
СВЕТ узрел!" Или. "Кто никогда не видел СВЕТ, тот не поймёт, что он
во ТЬМЕ, кто никогда не видел ЯВЬ, тот те поймёт, что он во СНЕ, кто никогда не
знал ДОБРА, тот не поймёт, что он во ЗЛЕ! Но ЗЛА не будет на Земле!"
Или... Ну наверное хватит мне, ишачить заместо пророков:)».
***
Я
пытался заснуть -
Недозаснул
я -
И
проснуться рискнул -
Недопроснулся.
И
туда - не могу,
И
оттуда - так трудно,
И с
утрА стоит гул
Бесполезного
Утра.
22.07. 1991.
Зарисовка к "ГЕРНИКЕ"
То ли кошка на огне,
То ли это снится,
То ли ветер, то ли снег
Сыплет под ресницы
То ли ласка, то ли власть -
Только ласточкой лягла,
Только небо, только конь
Только кошек под огонь
14.10.1992 .
из книги «Галактическая Осень» (1997)
P.S. Имеется в виду знаменитая картина Пабло Пикассо
"Герника". Я когда-то писал стихотворение под впечатлением этой
картины. Стихотворение писалось в том же формате, в котором написана картина -
в формате авангардизма. Получился ряд зарисовок: "Если видите страданья
фантастических существ / Этот ближний этот дальний этот нА небе исчез…",
"То ли лошадь, то ли конь / то ли лошадёнок / Лошадёнку нелегко /
лошадёнку больно" и т. д. Потом я резко сократил стих — остались строчки,
напрямую ничем не связанные с картиной Пикассо, кроме чувства мечущейся
тревоги.
***
Сердце
ацтека
Съел
ягуар –
Сунул
калека
Каменный
шар.
Звери
лихие
Теперь
не страшны –
Треснут
клыки их
И
сдохнут они.
10.10.1993.
P.S. Совместно с поэтом Сергеем Куриём мы иногда писали
стихотворения на заданные слова или словосочетания. Например, берётся наугад
заглавие какого-нибудь произведения из той или иной книги, или иное слово и
через 20 минут каждый представляет стихотворение. В тот раз (писали мы в
посёлке Георгиевка на Луганщине) было задано два словосочетания – «сердце
ацтека» и «каменный шар». Я написал два стихотворения – одно из них, то что
короче представлено выше.
Как вор псалтырь стащил
Что
бы Бога почитать
Взял
псалтырь я почитать.
Но
залез средь ночи тать…
И
псалтырь мне не читать…
Мне
монахом надо стать,
Что
б второй псалтырь достать.
03.01.2006.
P.S. Это стихотворение появилось потому, что для статьи о
поэзии, которую я готовил для одного журнала срочно понадобилось стихотворение
с точными (каламбурными) рифмами (в данном стихе – «читать», «достать»).
Бабушка Варвара
Посвящается Петру Веретельнику
Бабушка
Варвара в лужице лежит,
Шевелит
ногами, но не будет жить.
Строгие
монахи ноги ей сломали.
Не
резвиться больше ей на сеновале,
Не
кататься больше ей на самосвале –
Две
последних ноженьки
бабушке
сломали!
09.09.2000.
написано совместно с Сергеем Куриём.
P.S. Когда-то, обучаясь в институте, мой друг Сергей
Курий, снимал флигель вместе с другим
моим товарищем, Петром Веретельником у бабушки Варвары Ивановны. А Петя, тогда
увлёкся религией – ездил по монастырям, хотел даже послушником стать или даже
монахом. И вот я пришёл в гости к Курию – Веретельник был в отъезде – в
очередном монастыре. И бабушка Варвара говорит: "Вы смотрите не сорите, а
то придёт Петя и ноги нам переломает". Мы долго смеялись над этой фразой,
представляли Петю, ломающего ноги бабушке Варваре. А через несколько лет,
вспоминая это написали стёб «Бабушка Варвара», посвятив его суровому Петру
Веретельнику.
Правда
Забронирована бетонно,
гнута, выровнена, патентована.
Зачехлённая на вырост –
под ключом она,
чтоб не выбралась.
29.07.1991 .
из книги «Галактическая Осень» (1997)
Сергей
Аксёненко
Миниатюры
автор: Аксёненко С.И.
***
В
жизни каждого человека
бывает
такое утро, когда его уже нет.
Утро
такое держится очень долго –
месяца
два или три,
а
затем уходит в Антарктиду.
12.03.2002.
***
Фёдору Достоевскому
посвящается
То,
что происходит на Земле
Так
же далеко от Истины,
Как
истина от Бога.
04.12.2000.
***
У
жизни только два пути
И
ни дорогой больше,
Но
если в сторону пойти –
Получится
и больше.
29.06.2005.
***
С
карьера – в курьеры –
Какая
карьера!
07.02.2005.
написано совместно с Сергеем Куриём
***
Меня
ударили прикладом
И
накормили шоколадом.
28.01.2005.
***
люди
очень хрупкие
люди
ломаются
при
первом же
прямом
попадании
атомной
бомбы
31.05.2005.
***
Зло, как правило, проигрывает.
А Добру платить всегда.
Над пожаром блики прыгают —
Мы не сможем столько ждать.
Мы не сможем и не будем,
Потому, что мы умрём.
А в конце сраженья судьи
Засчитают наши судьбы
В счёт погубленного Злом.
27.05.1992 .
из книги «Галактическая Осень» (1997)
***
Не умею писать к юбилеям,
Посвящать не могу я стихов.
И об этом ничуть не жалею, —
Просто нет у меня лишних слов.
11.09.1988.
из книги «Галактическая Осень» (1997)
***
Лежат
листы.
Листы
пусты.
Листы,
как ангелы чисты.
Но
напиши хоть слово –
Они
нальются кровью…
Почему
так получилось,
Что
писать я разучился?
30.12.2011.
Процесс творчества
Он
бесился,
Грыз
свой стих,
Бился-злился
–
Нет,
«не встиг»*…
И
затих.
конец сентября 1991.
P.S. «Не встиг» - не успел.
***
Из записок старого поэта-алкоголика
Мудрый,
как собака –
Подвожу
итог –
Долго
жил под знаком –
Ничего
не смог.
20.01.1992.
Квартиросдатчикам
Поэтов
не селите
На
верхних этажах,
Он
перевдоховится
И
об асфальт – БА-БАХ!
начало
августа 1991.
***
Воскресенье.
День весенний.
Я
Тарковского листал.
Это
даже не Арсений –
Это
целый Арсенал.
01.03.1992.
***
Я долго думал: "Есть ли?"
А мне сказали: "Нет."
И я представил, если б
Я вытащил билет ...
От этого наката
Становится смешно –
Я всё же был когда-то,
Но мне не суждено.
09.09.1990 .
из книги «Галактическая Осень» (1997)
***
Суперхайку по
мотивам Бахыта Кенжеева
…А
в небесном Йемене
идут
бои. И осталось времени
совсем
чуть-чуть
…и
гложет жалость…
(С.Аксёненко & С.Курий.14.12.2002.)
***
По мотивам Мацуо Басё
Глядят
невоспетые вишни
Со
склонов горы Хацусэ –
Я
понял, кто здесь третий лишний –
Мы
здесь третьи лишние все.
21.12.2013.
***
Любишь
ли? – В глазах вопрос,
Как
бы между прочим –
И
ответ в мерцаньи звёзд –
Очень!
Очень! Очень!
31. 10. 1988.
Прости
Прости – хоть оба
виноваты,
Но всё равно простить
должна ты.
Прости за грусть, тоску и
боль,
Простить легко – ушла
любовь.
27.11.1988.
***
Смотрит
недоверчиво
Месяц
голубой –
Уходила
женщина,
Что
была судьбой.
Серебром
почерчено
Поле
под Луной –
Возвратилась
женщина…
Я
ушёл к другой.
03.12.2005.
***
Помнишь,
как море
Играло
закатом,
Помнишь
безбрежное
Море
и свет.
Помнишь
огромное
Счастье
когда-то –
Счастье,
которого нет.
31.12.2012.
Финалистка
А
на ней такое "мини”,
Что
и мы не
ждали, грешные,
Видеть
видимость приличия
Без
наличия
одежды.
20.08. 1991.
***
Пришли
бороться со стихией,
А
добивают пусть другие,
Ведь
наше дело продержаться –
Не
наше дело добивать.
(Девиз)
1989, октябрь 1991.
***
А
сила оставалась.
Целиком
и полностью.
Возможностей
не было.
Но
это другое дело.
Ведь,
люди чувствуют силу.
Особенно
припёртую к стенке.
Люди
боятся…
И
правильно делают.
12.04.2004.
***
Я –
ход истории.
Один
ход.
29.04.2006.
***
Мне
уютно вне толпы,
над
толпой,
против
толпы.
В
толпе мне не уютно.
03.01.2005.
Выход из сонма богов
Мой КОННЫЙ враг – умрёт,
А СБИТЫЙ – пусть живёт…
Месть
– наслаждение богов –
Крови ПОВЕРЖЕННЫХ врагов
МНЕ подавать не надо.
Я
выхожу из стада.
07.06.2005.
Утро
Гаснут
звёзды над землёю,
Розовеют
облака,
Лёгкой
дымкою покрыта,
Сладко
спящая, река.
Отступает
сырость ночи
И
короче тень -
Всё
живое верить хочет -
Будет
славный день.
08. 10. 1988.
***
Колыбелью
степь качалась,
Далекели* огоньки -
Здесь,
наверное, кончалось
Море
скорби и тоски.
26. 04. 1990.
P.S. * "Далекели” - мигали вдалеке
Чайник
Громко
стонет чайник,
Стонет
и шипит -
Это
от отчаянья -
От
попытки жить.
26. 07. 1991.
***
Стучат открытые сердца –
Не
выключенный Свет.
У
нашей жизни нет конца –
Начала
тоже нет.
Второй вариант этого стихотворения:
Стучат открытые сердца –
Не
выключенный Свет.
У
нашей жизни нет конца –
У
смерти тоже нет.
03.05.2005.
Смерть.
(или «Жизнь продолжается»)
…и музыка без
названья
с Высоких Высот летела…
Нет света там,
Но тьмы там тоже нет.
Нет звуков там –
Молчанья нету тоже.
Там есть не этот,
Там другой есть СВЕТ –
Звучит там ЖИЗНЬ –
На эту непохожа.
03.05.2005.
P.S. А ещё там нет времени, но нету и «безвременья» - эту
позицию заключать в стихотворение не хочу, что бы не нарушить игру понятий
«свет» и «звук» (зрение и слух), игру антитез: «этот свет – тот свет»; «тварный
свет – Божественный Свет». О пространстве вообще сказать нельзя. В языке есть
антитезы: «свет - тьма», «звук – тишина (безмолвие)»; отсутствие времени точным
словом не выразишь – слово «безвременье» не совсем «из той оперы», но, с некоторой натяжкой, его
можно применить. Отсутствие времени наш мозг хоть представить может, как остановку движения (правда, такое
представление неверно). А вот отсутствие пространства не представимо нашему
уму, – поэтому нет слова для такого понятия – не «теснота» же. Так вот – там
нет «отсутствия пространства», но нет и его присутствия – там всё по-другому.
***
Кто никогда не видел СВЕТ,
Тот не поймёт, что он во ТЬМЕ,
Кто никогда не видел ЯВЬ,
Тот те поймёт, что он во СНЕ,
Кто никогда не знал ДОБРА,
Тот не поймёт, что он во ЗЛЕ!
Но ЗЛУ – не
место на Земле!
Май 2008
P.S. Это стихотворение написано спонтанно, как примечание
к моей статье о субъективном идеализме, напечатанной в 2008 году в журнале
«Время Z». Когда я
описывал особенности органов чувств различных живых существ, то после слов «темноту
и черноту могут "видеть", лишь существа, которые хотя бы раз видели
свет» сделал следующее примечание: «оцените, как эффектно эти слова могут
выглядеть в устах какого-нибудь пророка. "Узреть ТЬМУ дано, лишь тому, кто
хотя бы раз видел СВЕТ!" Или. "Лишь тот увидит ТЬМУ, кто хоть однажды
СВЕТ узрел!" Или. "Кто никогда не видел СВЕТ, тот не поймёт, что он
во ТЬМЕ, кто никогда не видел ЯВЬ, тот те поймёт, что он во СНЕ, кто никогда не
знал ДОБРА, тот не поймёт, что он во ЗЛЕ! Но ЗЛА не будет на Земле!"
Или... Ну наверное хватит мне, ишачить заместо пророков:)».
***
Я
пытался заснуть -
Недозаснул
я -
И
проснуться рискнул -
Недопроснулся.
И
туда - не могу,
И
оттуда - так трудно,
И с
утрА стоит гул
Бесполезного
Утра.
22.07. 1991.
Зарисовка к "ГЕРНИКЕ"
То ли кошка на огне,
То ли это снится,
То ли ветер, то ли снег
Сыплет под ресницы
То ли ласка, то ли власть -
Только ласточкой лягла,
Только небо, только конь
Только кошек под огонь
14.10.1992 .
из книги «Галактическая Осень» (1997)
P.S. Имеется в виду знаменитая картина Пабло Пикассо
"Герника". Я когда-то писал стихотворение под впечатлением этой
картины. Стихотворение писалось в том же формате, в котором написана картина -
в формате авангардизма. Получился ряд зарисовок: "Если видите страданья
фантастических существ / Этот ближний этот дальний этот нА небе исчез…",
"То ли лошадь, то ли конь / то ли лошадёнок / Лошадёнку нелегко /
лошадёнку больно" и т. д. Потом я резко сократил стих — остались строчки,
напрямую ничем не связанные с картиной Пикассо, кроме чувства мечущейся
тревоги.
***
Сердце
ацтека
Съел
ягуар –
Сунул
калека
Каменный
шар.
Звери
лихие
Теперь
не страшны –
Треснут
клыки их
И
сдохнут они.
10.10.1993.
P.S. Совместно с поэтом Сергеем Куриём мы иногда писали
стихотворения на заданные слова или словосочетания. Например, берётся наугад
заглавие какого-нибудь произведения из той или иной книги, или иное слово и
через 20 минут каждый представляет стихотворение. В тот раз (писали мы в
посёлке Георгиевка на Луганщине) было задано два словосочетания – «сердце
ацтека» и «каменный шар». Я написал два стихотворения – одно из них, то что
короче представлено выше.
Как вор псалтырь стащил
Что
бы Бога почитать
Взял
псалтырь я почитать.
Но
залез средь ночи тать…
И
псалтырь мне не читать…
Мне
монахом надо стать,
Что
б второй псалтырь достать.
03.01.2006.
P.S. Это стихотворение появилось потому, что для статьи о
поэзии, которую я готовил для одного журнала срочно понадобилось стихотворение
с точными (каламбурными) рифмами (в данном стихе – «читать», «достать»).
Бабушка Варвара
Посвящается Петру Веретельнику
Бабушка
Варвара в лужице лежит,
Шевелит
ногами, но не будет жить.
Строгие
монахи ноги ей сломали.
Не
резвиться больше ей на сеновале,
Не
кататься больше ей на самосвале –
Две
последних ноженьки
бабушке
сломали!
09.09.2000.
написано совместно с Сергеем Куриём.
P.S. Когда-то, обучаясь в институте, мой друг Сергей
Курий, снимал флигель вместе с другим
моим товарищем, Петром Веретельником у бабушки Варвары Ивановны. А Петя, тогда
увлёкся религией – ездил по монастырям, хотел даже послушником стать или даже
монахом. И вот я пришёл в гости к Курию – Веретельник был в отъезде – в
очередном монастыре. И бабушка Варвара говорит: "Вы смотрите не сорите, а
то придёт Петя и ноги нам переломает". Мы долго смеялись над этой фразой,
представляли Петю, ломающего ноги бабушке Варваре. А через несколько лет,
вспоминая это написали стёб «Бабушка Варвара», посвятив его суровому Петру
Веретельнику.
Правда
Забронирована бетонно,
гнута, выровнена, патентована.
Зачехлённая на вырост –
под ключом она,
чтоб не выбралась.
29.07.1991 .
из книги «Галактическая Осень» (1997)
Сергей
Аксёненко
Нет комментариев. Ваш будет первым!