Здравствуйте, мои курсанты! Ну а как же? Курсы есть, а курсантов нет? Непорядок!
Не будем много болтать, а почти сразу возьмемся за дело.
Про сонет я не буду рассказывать много, кому интересно, может прочитать вот здесь: http://www.forum.svetkidoma.net/showthread.php?p=11840 Моя задача - донести все это до вас максимально доступно, показывая сложение сонета буквально на пальцах.
Во-первых, сонет слагается в основном пятистопным ямбом. Рассмотрим, что же такое ямб, чем он отличается от хорея и почему он пятистопный. Чтобы не уподобляться Онегину, про которого Пушкин сказал, что « Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», разбираем слово ЯМБ.
Ямб и хорей - двухсложные стихотворные стопы. Что это означает? Это значит, что у них стихотворная строка состоит из повторяющихся ударных и безударных слогов. И если ударение в паре слогов падает на первый слог - это ХОРЕЙ, а если на второй - ЯМБ.
Рассмотрим на примере: Мой-дЯ-дя -сА-мых -чеЕст-ных -прА-вил, пишем цифрами-безударный - ударный. 0-----1—0----1----0-----1---0--------1----0 В итоге получается, что ударение падает на каждый второй слог - это ЯМБ, и таких ударных слогов четыре (можете проверить), это -ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ.
Переходим к ХОРЕЮ. Пример: бУ-ря - мглО-ю-нЕ-бо-крО-ет, Здесь также двухсложные стопы, но ударение падает на первый слог, значит это хорей. 1---0----1----0----1----0----1----0. Таких ударений в строке четыре, значит это четырехстопный хорей. Получается, что если стихотворная строка состоит из чередующихся ударных и безударных слогов, то это или ямб, или хорей. (Потому что трехсложные, четырехсложные стопы называются по другому. Но мы сейчас не будем в это влезать.) И если ударение в этой паре слогов падает на каждый первый слог- это явно хорей, а если ударение падает на каждый второй слог- это ямб.
Дошли до пятистопного ямба. Или шестистопного, который тоже вполне может применяться в сонете. Смотрим пятистопный ямб: Вес-нА -и-дЁт.- О-наА-по-Ёт,- жур-чИт, 0-1-0-1-0-1-0-1-0-1 Пять стоп, то есть пар слогов, и ударение падает на каждый второй слог пять раз. Не сомневаемся - это пятистопный ямб.
Я думаю, разобрались! Ничего сложного. Едем дальше...
Сонет - это стихотворение из 14 (четырнадцати)строк. Это классика. Есть, конечно, отклонения, но это потом, когда вникнем в суть дела. Делаем все классически.
Итак 14 строк. Два четверостишия и два трехстишия из пятистопного ямба, не забываем. Или три четверостишия и дистих. И вот тут нас подстерегает закавыка. Рифмуются все эти четверостишия и трехстишия особым образом, который, в некотором смысле тоже является классическим. Опять же есть варианты, но это для продвинутых. Смотрим только классику.
Строфы в разных сонетах рифмуются в таком порядке::
Итальянский - abab abab cdc dcd (или cde cde)
Французский - abba abba ccd eed
Английский - abab cdcd efef gg
Все варианты мы не будем разбирать, здесь важен только принцип, остальное приложится.
Итак. Итальянская форма сонета. Каждая буква означает рифму. Непонятно. Я знаю. Смотрим на примере сонета И.Бехера:
Ты думал, что классический сонет - эту рифму обозначим «A»
Стар, обветшал, и отдых им заслужен,- эту рифму обозначим «B»
Блеск новых форм и новый стих нам нужен,- тогда эта рифма тоже «В»
А в старой форме больше проку нет.- а эта-«А»
Вот вам и abba
И далее:
Ты новых форм искал себе, поэт-----А
Таких, чтоб с ними новый век был дружен.---В
В сонете, в самой чистой из жемчужин.-----В
Не видел ты неугасимый свет.------А
Группа «А»- Сонет-Нет-Поэт -Свет.
Группа «В» - Заслужен -Нужен -Дружен - Жемчужин.
Две группы рифм, которые чередуются в указанном порядке -АВВА и еще раз АВВА Надеюсь, это понятно? В обоих четверостишиях могут быть только две группы рифм, и не иначе.
Закрепляем материал. Смотрим еще один сонет и группируем по буквам:
Сонета не хули, насмешливый зоил!
Он некогда пленил великого Шекспира,
Служил Петрарке он, как жалобная лира,
И Тасс окованный им душу облегчил.
Свое изгнание Камоэнс сократил,
Воспев в сонетах мощь любовного кумира.
Для Данте он звучал торжественнее клира,
И миртами чело поэта он увил.
Зоил-облегчил-сократил-увил -группа А
Шекспира-лира-кумира-клира - группа В
А В В А
А В В А
И не забывайте: пятистопный ямб.
Переходим к терцинам, или трехстишиям. Порядок рифмовки у них такой: CDC DCD Что это значит? Это значит, что в трехстишиях используются рифмы, не имеющие ни малейшего отношения к рифмам групп А и В.
Смотрим на примере сонета:
Пусть душит жизнь, но мне не душно.
Достигнута последняя ступень.
И, если смерть придет, за ней послушно
Пойду в ее безгорестную тень:
- Так осенью, светло и равнодушно,
На бледном небе умирает день.
Примем, что рифма- Душно-послушно-равнодушно - это группа С. Тогда рифма - Ступень -тень - день -группа D Что у нас получается? C D C D C D
Условие выполнено.
Хочется сказать еще вот о чем. Сонет — мир в миниатюре, поэта занимают кардинальные проблемы человеческого бытия (жизнь и смерть, любовь и творчество, самопознание и постижение законов окружающей действительности). Вместе с тем, размышление всегда предельно эмоционально, образ мира выстрадан поэтом. И здесь не подходят вирши о чем-то скучном, повседневном, грязном. Так что дерзайте. Удачи всем!
Гебер 12.01.2012 г.
[Скрыть]Регистрационный номер 0297346 выдан для произведения:
Здравствуйте, мои курсанты! Ну а как же? Курсы есть, а курсантов нет? Непорядок!
Не будем много болтать, а почти сразу возьмемся за дело.
Про сонет я не буду рассказывать много, кому интересно, может прочитать вот здесь: http://www.forum.svetkidoma.net/showthread.php?p=11840 Моя задача - донести все это до вас максимально доступно, показывая сложение сонета буквально на пальцах.
Во-первых, сонет слагается в основном пятистопным ямбом. Рассмотрим, что же такое ямб, чем он отличается от хорея и почему он пятистопный.
Чтобы не уподобляться Онегину, про которого Пушкин сказал, что « Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», разбираем слово ЯМБ.
Ямб и хорей - двухсложные стихотворные стопы. Что это означает? Это значит, что у них стихотворная строка состоит из повторяющихся ударных и безударных слогов. И если ударение в паре слогов падает на первый слог - это ХОРЕЙ, а если на второй - ЯМБ. Рассмотрим на примере:
Мой-дЯ-дя -сА-мых -чеЕст-ных -прА-вил, пишем цифрами-безударный - ударный.
0-----1—0----1----0-----1---0--------1----0
В итоге получается, что ударение падает на каждый второй слог - это ЯМБ, и таких ударных слогов четыре (можете проверить), это -ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ.
Переходим к ХОРЕЮ.
Пример:
бУ-ря - мглО-ю-нЕ-бо-крО-ет,
Здесь также двухсложные стопы, но ударение падает на первый слог, значит это хорей. 1---0----1----0----1----0----1----0. Таких ударений в строке четыре, значит это четырехстопный хорей.
Получается, что если стихотворная строка состоит из чередующихся ударных и безударных слогов, то это или ямб, или хорей. (Потому что трехсложные, четырехсложные стопы называются по другому. Но мы сейчас не будем в это влезать.) И если ударение в этой паре слогов падает на каждый первый слог- это явно хорей, а если ударение падает на каждый второй слог- это ямб.
Дошли до пятистопного ямба. Или шестистопного, который тоже вполне может применяться в сонете. Смотрим пятистопный ямб:
Вес-нА -и-дЁт.- О-наА-по-Ёт,- жур-чИт, 0-1-0-1-0-1-0-1-0-1
Пять стоп, то есть пар слогов, и ударение падает на каждый второй слог пять раз. Не сомневаемся - это пятистопный ямб.
Я думаю, разобрались! Ничего сложного.
Едем дальше...
Сонет - это стихотворение из 14 (четырнадцати)строк. Это классика. Есть, конечно, отклонения, но это потом, когда вникнем в суть дела. Делаем все классически.
Итак 14 строк. Два четверостишия и два трехстишия из пятистопного ямба, не забываем. Или три четверостишия и дистих.
И вот тут нас подстерегает закавыка. Рифмуются все эти четверостишия и трехстишия особым образом, который, в некотором смысле тоже является классическим. Опять же есть варианты, но это для продвинутых. Смотрим только классику.
Строфы в разных сонетах рифмуются в таком порядке::
Итальянский - abab abab cdc dcd (или cde cde)
Французский - abba abba ccd eed
Английский - abab cdcd efef gg
Все варианты мы не будем разбирать, здесь важен только принцип, остальное приложится.
Итак. Итальянская форма сонета.
Каждая буква означает рифму. Непонятно. Я знаю.
Смотрим на примере сонета И.Бехера:
Ты думал, что классический сонет - эту рифму обозначим «A»
Стар, обветшал, и отдых им заслужен,- эту рифму обозначим «B»
Блеск новых форм и новый стих нам нужен,- тогда эта рифма тоже «В»
А в старой форме больше проку нет.- а эта-«А»
Вот вам и abba И далее:
Ты новых форм искал себе, поэт-----А
Таких, чтоб с ними новый век был дружен.---В
В сонете, в самой чистой из жемчужин.-----В
Не видел ты неугасимый свет.------А
Группа «А»- Сонет-Нет-Поэт -Свет.
Группа «В» - Заслужен -Нужен -Дружен - Жемчужин.
Две группы рифм, которые чередуются в указанном порядке -АВВА и еще раз АВВА Надеюсь, это понятно? В обоих четверостишиях могут быть только две группы рифм, и не иначе.
Закрепляем материал. Смотрим еще один сонет и группируем по буквам:
Сонета не хули, насмешливый зоил!
Он некогда пленил великого Шекспира,
Служил Петрарке он, как жалобная лира,
И Тасс окованный им душу облегчил.
Свое изгнание Камоэнс сократил,
Воспев в сонетах мощь любовного кумира.
Для Данте он звучал торжественнее клира,
И миртами чело поэта он увил.
Зоил-облегчил-сократил-увил -группа А
Шекспира-лира-кумира-клира - группа В
А
В
В
А
А
В
В
А
И не забывайте: пятистопный ямб.
Переходим к терцинам, или трехстишиям.
Порядок рифмовки у них такой: CDC DCD
Что это значит? Это значит, что в трехстишиях используются рифмы, не имеющие ни малейшего отношения к рифмам групп А и В. Смотрим на примере сонета:
Пусть душит жизнь, но мне не душно.
Достигнута последняя ступень.
И, если смерть придет, за ней послушно
Пойду в ее безгорестную тень:-
Так осенью, светло и равнодушно,
На бледном небе умирает день.
Примем, что рифма- Душно-послушно-равнодушно - это группа С.
Тогда рифма - Ступень -тень - день -группа D
Что у нас получается?
C
D
C
D
C
D
Условие выполнено.
Хочется сказать еще вот о чем. Сонет — мир в миниатюре, поэта занимают кардинальные проблемы человеческого бытия (жизнь и смерть, любовь и творчество, самопознание и постижение законов окружающей действительности). Вместе с тем, размышление всегда предельно эмоционально, образ мира выстрадан поэтом. И здесь не подходят вирши о чем-то скучном, повседневном, грязном. Так что дерзайте. Удачи всем!
Юджин Гебер
12.01.2012 г.
вот, Юджин! наконец, я нашла самое то, что хотела услышать... нет, я не о стихосложении...спасибо сайтам, многое уже познала и познаю) а о сонетах... всегда казалось, что дело тут не только и,Может, даже не столько в особенностях строк, размеров, рифм... что-то не давало мне покоя... и вот нашла ответ: Вместе с тем, размышление всегда предельно эмоционально, образ мира выстрадан поэтом. И здесь не подходят вирши о чем-то скучном, повседневном, грязном. Источник: http://parnasse.ru/poetry/different/different2/kurs-sochinenija-soneta.html для меня это важно! спасибо! пробовала только один раз писать... трудновато, скажу я Вам... но как же красиво!... сколько перечитала средневековых менестрелей...
Можно добавить и чуть подправить? Всё здорово, только трёхстишия в сонете называются терцеты, а не терцины. Терцины - это особый вид трёхстрочной стихотворной строфы. Ваши правила дают только технику написания. Однако, согласно канону, сонет должен развиваться диалектически: первый катрен (четверостишие) - тезис, второй - антитезис, два заключительных терцета - синтез. (Чего у меня самого никогда не получается). Именно поэтому в начале прошлого века Брюсов как-то сказал, что настоящие сонеты в России умеют писать только он сам, да Макс Волошин. И последнее. Сонет должен завершаться строкой, несущей основную смысловую нагрузку (т.н. "ударная строка"). За примерами - к Брюсову и Волошину. И ещё. По поводу содержания. Не только возвышенное, но обязательно броское. Вы правы - скука здесь не проходит совершенно.
Спасибо, Валентин. Хочу объяснить, что эта статья написана в помощь начинающим поэтам. Именно для того, чтобы поэт только начал ориентироваться в написании сонета. В начале статьи я так и пишу: "Моя задача - донести все это до вас максимально доступно, показывая сложение сонета буквально на пальцах."