Поход
Я решил представить «Слово о полку Игореве» в виде рыцарской баллады. Почему я это сделал? Мне так захотелось! Почему бы и нет? В конце концов, сервера нынче большие, сотнями терабайт измеряются. Они всё стерпят! И не такое терпели!
Друзья садитесь у огня,
А я начну рассказ.
Давно вы знаете меня,
Я так же знаю вас.
О славном деле будет речь –
Про Игорев поход.
В который мы ходили с ним
Недавно - в прошлый год.
Боян постой, ты отдохни.
Ты пел уже не раз:
О храбрых витязей делах,
О битвах и пирах.
Сегодня петь всем буду я.
Мчи ветер песнь мою:
По горам, долам и лесам;
В жару мчи, и в пургу.
Пусть знают все: и стар, и млад –
Про ту отважну сечь.
Чтоб битва славилась в веках
Я начинаю песнь.
ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
Знамёна радостно шумят,
В Путивле мы стоим.
К нам скоро Игоревый брат придёт
И вместе с ним:
Пойдём бить общего врага
Мы половецких орд,
Плохая выпадет судьба
Для мусульманских толп.
Вот видим: Всеволод идёт
И армия за ним.
Он молвит: «Брат,
С тобой одним желанием горим:
Из Дона воду шлемом пить,
Да половцев «учить».
На землю русскую пути
Пора им позабыть.
К тебе привёл большую рать:
Огонь у всех в груди;
Отвагой полны их сердца;
С булата их мечи.
Мечта у каждого одна:
Чтоб с честью умереть -
В руке сжимая крепко меч
На поле сечи лечь».
Но тут исчезло солнце вдруг,
И дрогнул храбрый стан.
Но Игорь молвил: «Что испуг –
Ведь не по чину нам.
Пускай же прячется Джабог,
А мы пойдём вперёд.
Дорогу к Дону осветит
Нам радостный Сварог».
И в златом стремени нога
Он поскакал вперёд.
А мы все двинулись за ним,
Труби зычнее рог.
По степи едем мы гуртом;
Уж Русь осталась за холмом;
Теперь с Оскола воду пьём,
Да ищем встречи «дорогой».
Лихому «пиру» скоро быть –
Воронам сладко есть да пить.
Ну что ж?! Покормим вороньё!
Собой, половцем ль? Всё равно!
Оскол сливается с Донцом;
У междуречья берегов
Мы видим половецкий стан –
Стоит тьма тьмуща мусульман.
И первыми пошли стрелки –
Руки крепки, глаза зорки;
Свистит тугая тетива,
Да туча стрел летит в врага.
Копейщики; сомкнув ряды,
На землю опустив щиты,
Стоят железною стеной.
Идёт, идёт желанный бой.
А мы: на резвых скакунах;
По степи, подымая прах;
Врага вмиг с тыла обошли;
Разбиты половцев полки.
Добыча добрая взята –
Рубин, алмазы, жемчуга;
Здесь: бархат, злато, серебро.
Но всё же главное добро:
Девиц прекраснейших чета
С собою нами забрата.
И наши славные бойцы
В плену у женской красоты.
Галантны кавалеры, у ног склонились там.
Прекрасные манеры, пленили сердца дам.
«Дружине дамы и добро,
Мне слава знамя моего», -
Князь Игорь тут провозгласил,
На холм высокий водрузил
Он знамя славное своё –
Древко - сплошное серебро;
Бахрома бела, красен стяг.
Шуми зычней киянский флаг.
Каяла в море убегает;
На горизонте возникает
Тут стая злобная врагов.
Не счесть числа исламских «псов».
Гза и Кончак ведут их в бой.
О, Всеволод; о, воин славный;
Как Тур могучий ты и храбрый;
Как божья молния и гром,
Ты пал на полчище врагов.
Где проскакал твой конь ретиво;
Где просвистал твой грозно меч;
Ряды там пали торопливо,
А головы слетели с плеч.
Но получивший много ран,
Ты в половецкий плен попал.
Удача изменила нам,
На берегах Каялы
Лежит наш русский стан.
Князья отважные в плену.
Клянём проклятую судьбу...
ПЕСНЬ ВТОРАЯ
Друзья, я нову песнь начну
Теперь уже про старину.
Боян нам говорил не раз
О древних славнейших князьях.
Владимир Солнце просветил –
Что христианство подарил.
И печенегов наказал;
Мстя за отца, их прочь прогнал.
Был Ярослав достойный сын,
Он мудростею всех пленил.
У Польши Галицу забрал –
Раскайся злобный Болеслав.
Но, как отважен, был Мстислав.
Радедю Храбрый поборол,
Ножом горло ему вспорол.
Всеслав – влюблённый чародей.
К ногам красавицы своей -
Мнил, стольный Киев положить.
Отвагою сердце пленить.
С земли полоцкой он войной
Пришёл и взял киянский трон.
Но про измену тут прознав,
Отваги полный Изяслав,
На Киев с войском поскакал –
В Полоцк умчался волконав.
С латинской стали латы были.
Мечи булатные носили.
Могли ж без лат и без меча –
Одним ножом разбить врага.
Отец достойных сыновей,
Олегов сын и царь степей –
Гзу побеливший, Святослав.
Удар копья, и Гза упал
С коня. И на земле сырой
Лежит и молит упокой.
Но князь тут милость проявил
И хана в степи отпустил:
«Ступай назад, сладко живи.
На Русь ты больше не ходи».
Но вот уже настали другие времена.
Встаёт счас брат на брата,
И сын против отца.
И Боголюбским Киев надменно был сожжён.
Насчёт столицы новой прочтён был приговор.
Владимир: нынче стольный, над Русью Цареград.
Разбей врагов, так каждый, тебе ведь будет рад.
О, Всеволод великий, ты кайзер всей Руси.
Князьям нашим на помощь скорее поспеши.
Ведь рать твоя большая!
И если захотят,
Весь Дон они шеломом
Сумеют исчерпать.
Но зло хранишь могущий на киевских князей
И словно призываешь: «Враг, их смелее бей».
И вот она расплата,
Пришедшая всем нам -
На берегах Каялы
Лежит отважный стан.
И Рюриковичи братья не йдут помочь ему.
И только Ярославна рыдает на яру.
В Путивле славном граде, на городском яру –
Рыдает Ярославна, кляня судьбу свою.
Поход, этот – расплата, пришедшая всем нам.
На берегах Каялы лежит отважный стан.
ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ
Овлур – приятель добрый мой:
Славный боец, и плут лихой.
Он плена ловко избежал,
А вот домой не побежал.
Решил: «Покуда я живу;
Мой князь, тебе не быть в плену!».
У половцев коней угнал,
К шатру их ночью подогнал,
Коротким свистом нас позвал.
Мы вышли, сели на коней,
И прочь помчались из «гостей».
Хоть в роскоши рождённый,
Наш князь неприхотлив –
Он из ручья пил воду,
Стрелою птицу бил.
И вот она удача – уже из-за холма
Пред нами растелилась родимая земля.
В Путивль вернулся Игорь;
Ему рад стар и млад;
Жена тут Ярославна
Свой прекратила плачь;
Облобызавши мужа, восславила судьбу.
Печаль одна осталась - Владимир сын в плену.
«Князь Игорь ночью убежал», -
Гза Кончаку утром сказал.
И отроду бесстрашный
Он страхом был объят:
«Гза, известье это –
Зловещей кобры яд.
Ведь Игоря я знаю:
Обиды не простит,
И за неё суровый
Жестоко отомстит.
Придёт он с ратью новой
В Тьмутараканский рой
Приход тот обернётся
Для половцев бедой.
Сожжет он наши нивы и сёла разорит,
Грядёт наша погибель, предвижу её лик».
И в степь он обращает свой потемневший взор.
Вдруг видит Кончаковна, за ней князь удалой -
Как хвост, что волочится за рыжею лисой.
«Сын Игоря Владимир у дочери в плену», -
Кончак когда увидел, благословил судьбу.
- «Птенца я окольцую – на дочери женю,
И августейшим браком мир с Русью заключу.
Ведь Игоря я знаю: хоть верный друг клинка,
Против родни своей он не обнажит меча.
С князьями породнимся, и коль придёт беда,
Плечом к плечу поедем на общего врага».
......................................................................................
......................................................................................
......................................................................................
Друзья садитесь у огня,
А я начну рассказ.
Давно вы знаете меня,
Я так же знаю вас.
Не только же про старину
Бояна слушать песнь;
Ведь витязи есть и сейчас,
Жива и ныне честь.
Отвагой полны их сердца,
У всех огонь в груди.
Пусть прославляют же века:
Вас – воинов Руси.
Примечание
Рассказ ведётся от первого лица. Согласно предположениям историков: «Слово» было написано через год (два) после похода. Автор «Слова» был не только очевидцем, но и участником описываемых им событий. Он (автор) принимал участие не только в походе, но ещё и в побеге с половецкого плена князя Игоря.
Мне известно: что половцы во второй половине XII века были язычниками, ислам ими был принят уже во времена Золотой Орды, т. е. в XIII веке. В своей балладе я умышленно изобразил их мусульманами, чтобы придать моему произведению дух именно рыцарской баллады – изобразив поход Игоря Святославовича внука Олегова, как крестовый поход по борьбе с неверными (впрочем, именно так, половцев и называл автор слова).
Само произведение написано лишь по мотивам «Слова» и не является его копией, переводом, или адаптацией. В нём (в произведении) я лишь придерживался сюжетной линии и пытался по возможности не нарушать исторических фактов.
О, Всеволод; о, воин славный; как Тур могучий ты и храбрый -- Тор (др.-исл. Þōrr, Þunarr, др.-англ. Þunor, Þūr, др.-сакс. Þunær, др.-нидерл. и др.-в.-нем. Donar, прагерм. Thunaraz, буквально «гром») - в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. «Триждырождённый» старший сын Одина и богини земли Ёрд. В области распространения германских языков Тору посвящен день недели — четверг (англ. Thursday, нем. Donnerstag).
В своей последней битве – Рагнарёк; Тор убивает страшного дракона, проглотившего солнце – Ёрмунганда. Но, при этом, сам оказывается, забрызган драконьей кровью. Кровь дракона была смертельно ядовита даже для аса. Победив злодея и освободив солнце, Тор умирает.
В некоторых древних германо-скандинавских языках его имя произносилось: как Тьюр или Тур. Вероятно, от произношения его имени и происходит современное норвежское имя – Тур.
Думаю: что именно с ним сравнивал своего кумира - князя Всеволода Святославовича внука Олеговича автор «Слова»; говоря о нём: «яр тур Всеволод».
Я решил представить «Слово о полку Игореве» в виде рыцарской баллады. Почему я это сделал? Мне так захотелось! Почему бы и нет? В конце концов, сервера нынче большие, сотнями терабайт измеряются. Они всё стерпят! И не такое терпели!
Друзья садитесь у огня,
А я начну рассказ.
Давно вы знаете меня,
Я так же знаю вас.
О славном деле будет речь –
Про Игорев поход.
В который мы ходили с ним
Недавно - в прошлый год.
Боян постой, ты отдохни.
Ты пел уже не раз:
О храбрых витязей делах,
О битвах и пирах.
Сегодня петь всем буду я.
Мчи ветер песнь мою:
По горам, долам и лесам;
В жару мчи, и в пургу.
Пусть знают все: и стар, и млад –
Про ту отважну сечь.
Чтоб битва славилась в веках
Я начинаю песнь.
ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
Знамёна радостно шумят,
В Путивле мы стоим.
К нам скоро Игоревый брат придёт
И вместе с ним:
Пойдём бить общего врага
Мы половецких орд,
Плохая выпадет судьба
Для мусульманских толп.
Вот видим: Всеволод идёт
И армия за ним.
Он молвит: «Брат,
С тобой одним желанием горим:
Из Дона воду шлемом пить,
Да половцев «учить».
На землю русскую пути
Пора им позабыть.
К тебе привёл большую рать:
Огонь у всех в груди;
Отвагой полны их сердца;
С булата их мечи.
Мечта у каждого одна:
Чтоб с честью умереть -
В руке сжимая крепко меч
На поле сечи лечь».
Но тут исчезло солнце вдруг,
И дрогнул храбрый стан.
Но Игорь молвил: «Что испуг –
Ведь не по чину нам.
Пускай же прячется Джабог,
А мы пойдём вперёд.
Дорогу к Дону осветит
Нам радостный Сварог».
И в златом стремени нога
Он поскакал вперёд.
А мы все двинулись за ним,
Труби зычнее рог.
По степи едем мы гуртом;
Уж Русь осталась за холмом;
Теперь с Оскола воду пьём,
Да ищем встречи «дорогой».
Лихому «пиру» скоро быть –
Воронам сладко есть да пить.
Ну что ж?! Покормим вороньё!
Собой, половцем ль? Всё равно!
Оскол сливается с Донцом;
У междуречья берегов
Мы видим половецкий стан –
Стоит тьма тьмуща мусульман.
И первыми пошли стрелки –
Руки крепки, глаза зорки;
Свистит тугая тетива,
Да туча стрел летит в врага.
Копейщики; сомкнув ряды,
На землю опустив щиты,
Стоят железною стеной.
Идёт, идёт желанный бой.
А мы: на резвых скакунах;
По степи, подымая прах;
Врага вмиг с тыла обошли;
Разбиты половцев полки.
Добыча добрая взята –
Рубин, алмазы, жемчуга;
Здесь: бархат, злато, серебро.
Но всё же главное добро:
Девиц прекраснейших чета
С собою нами забрата.
И наши славные бойцы
В плену у женской красоты.
Галантны кавалеры, у ног склонились там.
Прекрасные манеры, пленили сердца дам.
«Дружине дамы и добро,
Мне слава знамя моего», -
Князь Игорь тут провозгласил,
На холм высокий водрузил
Он знамя славное своё –
Древко - сплошное серебро;
Бахрома бела, красен стяг.
Шуми зычней киянский флаг.
Каяла в море убегает;
На горизонте возникает
Тут стая злобная врагов.
Не счесть числа исламских «псов».
Гза и Кончак ведут их в бой.
О Всеволод; о воин славный;
Как Тур могучий ты и храбрый;
Как божья молния и гром,
Ты пал на полчище врагов.
Где проскакал твой конь ретиво;
Где просвистал твой грозно меч;
Ряды там пали торопливо,
А головы слетели с плеч.
Но получивший много ран,
Ты в половецкий плен попал.
Удача изменила нам,
На берегах Каялы
Лежит наш русский стан.
Князья отважные в плену.
Клянём проклятую судьбу...
ПЕСНЬ ВТОРАЯ
Друзья, я нову песнь начну
Теперь уже про старину.
Боян нам говорил не раз
О древних славнейших князьях.
Владимир Солнце просветил –
Что христианство подарил.
И печенегов наказал;
Мстя за отца, их прочь прогнал.
Был Ярослав достойный сын,
Он мудростею всех пленил.
У Польши Галицу забрал –
Раскайся злобный Болеслав.
Но, как отважен, был Мстислав.
Радедю Храбрый поборол,
Ножом горло ему вспорол.
Всеслав – влюблённый чародей.
К ногам красавицы своей -
Мнил, стольный Киев положить.
Отвагою сердце пленить.
С земли полоцкой он войной
Пришёл и взял киянский трон.
Но про измену тут прознав,
Отваги полный Изяслав,
На Киев с войском поскакал –
В Полоцк умчался волконав.
С латинской стали латы были.
Мечи булатные носили.
Могли ж без лат и без меча –
Одним ножом разбить врага.
Отец достойных сыновей,
Олегов сын и царь степей –
Гзу побеливший, Святослав.
Удар копья, и Гза упал
С коня. И на земле сырой
Лежит и молит упокой.
Но князь тут милость проявил
И хана в степи отпустил:
«Ступай назад, сладко живи.
На Русь ты больше не ходи».
Но вот уже настали другие времена.
Встаёт счас брат на брата,
И сын против отца.
И Боголюбским Киев надменно был сожжён.
Насчёт столицы новой прочтён был приговор.
Владимир: нынче стольный, над Русью Цареград.
Разбей врагов, так каждый, тебе ведь будет рад.
О Всеволод великий, ты кайзер всей Руси.
Князьям нашим на помощь скорее поспеши.
Ведь рать твоя большая!
И если захотят,
Весь Дон они шеломом
Сумеют исчерпать.
Но зло хранишь могущий на киевских князей
И словно призываешь: «Враг, их смелее бей».
И вот она расплата,
Пришедшая всем нам -
На берегах Каялы
Лежит отважный стан.
И Рюриковичи братья не йдут помочь ему.
И только Ярославна рыдает на яру.
В Путивле славном граде, на городском яру –
Рыдает Ярославна, кляня судьбу свою.
Поход, этот – расплата, пришедшая всем нам.
На берегах Каялы лежит отважный стан.
ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ
Овлур – приятель добрый мой:
Славный боец, и плут лихой.
Он плена ловко избежал,
А вот домой не побежал.
Решил: «Покуда я живу;
Мой князь, тебе не быть в плену!».
У половцев коней угнал,
К шатру их ночью подогнал,
Коротким свистом нас позвал.
Мы вышли, сели на коней,
И прочь помчались из «гостей».
Хоть в роскоши рождённый,
Наш князь неприхотлив –
Он из ручья пил воду,
Стрелою птицу бил.
И вот она удача – уже из-за холма
Пред нами растелилась родимая земля.
В Путивль вернулся Игорь;
Ему рад стар и млад;
Жена тут Ярославна
Свой прекратила плачь;
Облобызавши мужа, восславила судьбу.
Печаль одна осталась - Владимир сын в плену.
«Князь Игорь ночью убежал», -
Гза Кончаку утром сказал.
И отроду бесстрашный
Он страхом был объят:
«Гза, известье это –
Зловещей кобры яд.
Ведь Игоря я знаю:
Обиды не простит,
И за неё суровый
Жестоко отомстит.
Придёт он с ратью новой
В Тьмутараканский рой
Приход тот обернётся
Для половцев бедой.
Сожжет он наши нивы и сёла разорит,
Грядёт наша погибель, предвижу её лик».
И в степь он обращает свой потемневший взор.
Вдруг видит Кончаковна, за ней князь удалой -
Как хвост, что волочится за рыжею лисой.
«Сын Игоря Владимир у дочери в плену», -
Кончак когда увидел, благословил судьбу.
- «Птенца я окольцую – на дочери женю,
И августейшим браком мир с Русью заключу.
Ведь Игоря я знаю: хоть верный друг клинка,
Против родни своей он не обнажит меча.
С князьями породнимся, и коль придёт беда,
Плечом к плечу поедем на общего врага».
......................................................................................
......................................................................................
......................................................................................
Друзья садитесь у огня,
А я начну рассказ.
Давно вы знаете меня,
Я так же знаю вас.
Не только же про старину
Бояна слушать песнь;
Ведь витязи есть и сейчас,
Жива и ныне честь.
Отвагой полны их сердца,
У всех огонь в груди.
Пусть прославляют же века:
Вас – воинов Руси.
Примечание
Рассказ ведётся от первого лица. Согласно предположениям историков: «Слово» было написано через год (два) после похода. Автор «Слова» был не только очевидцем, но и участником описываемых им событий. Он (автор) принимал участие не только в походе, но ещё и в побеге с половецкого плена князя Игоря.
Мне известно: что половцы во второй половине XII века были язычниками, ислам ими был принят уже во времена Золотой Орды, т. е. в XIII веке. В своей балладе я умышленно изобразил их мусульманами, чтобы придать моему произведению дух именно рыцарской баллады – изобразив поход Игоря Святославовича внука Олегова, как крестовый поход по борьбе с неверными (впрочем, именно так, половцев и называл автор слова).
Само произведение написано лишь по мотивам «Слова» и не является его копией, переводом, или адаптацией. В нём (в произведении) я лишь придерживался сюжетной линии и пытался по возможности не нарушать исторических фактов.