ЗИМА – НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА: МОРОЗ
В.Васнецов. Дед Мороз. 1885 г.
Тёща, Мара*, жатву сладив,
Удалилась в дом Кощея,
Позвала гостить и зятя
С дочкой, Снежною Царицей**.
Трижды серп луны в окошко
К ним заглядывал печально,
А они всё пировали,
Не спешив подняться наверх.
Но вот Позвизд*** постучался,
Призывая непогоду,
И Мороз, свой посох взявши,
Поклонился всем учтиво
И семейство всё оставил,
Чтобы взяться за работу.
Он проник через колодец*4,
На широко поле вышел
И седою бородою
Забелил, сковав, землицу.
Дед Трескун бывает вредным,
Дух Зимы он тешит в теле,
Оттого и бьёт по избам,
Чтобы брёвна затрещали,
И хозяин, дабы вышел,
Киселя неся в подарок,
И, задобрив угощеньем,
Попросил овсы не трогать
И другие разны злаки,
Что озимыми зовутся.
Ждать недолго – будет праздник,
Для колядок дети выйдут
И с козой, с котом пройдутся,
Славя мир и Солнце дружно,
И споют всем пожеланья,
Чтоб добро пришло и лето,
С новым щедрым урожаем.
Духи предков с ними рядом
Веселятся и ликуют;
Главный Дед*5 – старейший рода,
В старой шапке, подпевает
Голоском писклявым детским;
И Мороз уже не страшен, -
И смеётся дочь Снегурка.*6
*Мара, Мара-Морена, Маржана — общеславянская богиня плодородия и жатвы, также олицетворяет смерть;
**Снежная царица – жена Мороза, дочь Мары и Кощея;
***Позвизд – славянский бог бурь и непогод, с полы его плаща падал снег;
*4 Он проник через колодец – считалось, что колодцы – это переходы, соединяющие мир подземный (Навь) с миром наземным (Явь). *5 Дед – самый страшный из ряженых, которые олицетворяли духов предков, он, по-видимому, и является прообразом современного Деда Мороза.
*6 Снегурка, Снегурочка – дочь Мороза и Снежной царицы.
29.11.09
В.Васнецов. Дед Мороз. 1885 г.
Тёща, Мара*, жатву сладив,
Удалилась в дом Кощея,
Позвала гостить и зятя
С дочкой, Снежною Царицей**.
Трижды серп луны в окошко
К ним заглядывал печально,
А они всё пировали,
Не спешив подняться наверх.
Но вот Позвизд*** постучался,
Призывая непогоду,
И Мороз, свой посох взявши,
Поклонился всем учтиво
И семейство всё оставил,
Чтобы взяться за работу.
Он проник через колодец*4,
На широко поле вышел
И седою бородою
Забелил, сковав, землицу.
Дед Трескун бывает вредным,
Дух Зимы он тешит в теле,
Оттого и бьёт по избам,
Чтобы брёвна затрещали,
И хозяин, дабы вышел,
Киселя неся в подарок,
И, задобрив угощеньем,
Попросил овсы не трогать
И другие разны злаки,
Что озимыми зовутся.
Ждать недолго – будет праздник,
Для колядок дети выйдут
И с козой, с котом пройдутся,
Славя мир и Солнце дружно,
И споют всем пожеланья,
Чтоб добро пришло и лето,
С новым щедрым урожаем.
Духи предков с ними рядом
Веселятся и ликуют;
Главный Дед*5 – старейший рода,
В старой шапке, подпевает
Голоском писклявым детским;
И Мороз уже не страшен, -
И смеётся дочь Снегурка.*6
*Мара, Мара-Морена, Маржана — общеславянская богиня плодородия и жатвы, также олицетворяет смерть;
**Снежная царица – жена Мороза, дочь Мары и Кощея;
***Позвизд – славянский бог бурь и непогод, с полы его плаща падал снег;
*4 Он проник через колодец – считалось, что колодцы – это переходы, соединяющие мир подземный (Навь) с миром наземным (Явь). *5 Дед – самый страшный из ряженых, которые олицетворяли духов предков, он, по-видимому, и является прообразом современного Деда Мороза.
*6 Снегурка, Снегурочка – дочь Мороза и Снежной царицы.
29.11.09
Нет комментариев. Ваш будет первым!