Детство и юность
История рождения Анны Матвеевны Павловой таинственна и неоднозначна. Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а ее родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна. Однако ходили слухи, что Анна была незаконной дочерью банкира еврейской национальности Лазаря Полякова, не признавшего отцовства из-за высокого положения в обществе. Отпуская свою любовницу с дочерью «на волю», банкир положил на их счёт кругленькую сумму и подарил дом в Лиговском предместье Петербурга.
Балерина никогда не рассказывала подробности своей личной жизни, не любила общаться с прессой и несколько сторонилась собственной известности. Всё, что следует о ней знать – в танце, считала Павлова.
Естественно, это только подогревало интерес публики, которая страстно стремилась ухватиться хоть за краешек юбки Павловой. В прессе регулярно появлялись слухи об очередном любовнике знаменитой балерины, но не менее волнующим вопросом оставалось её детство.
Анна Павлова уже при жизни стала легендой. И этому способствовала не только несомненная гениальность танцовщицы, но и завеса тайны, за которой всегда скрывалось её имя.
Павлова никогда не рассказывала о себе и своей семье, и тайна её рождения так и осталась нераскрытой.
Согласно третьей версии отцом Павловой был не солдат, а Шабетай Шамаш – крымский караим (очень малочисленная этническая группа), перебравшийся в Петербург и открывший там прачечную.
В этой прачечной Шабетай познакомился с матерью Анны. Для удобства он взял себе русское имя Матвей, отсюда и появилось первоначальное отчество балерины – Матвеевна. Впоследствии она изменила его на Павловну – так благозвучнее.
Кто был отцом Анны Павловой на самом деле до сих пор неизвестно.
Родившись недоношенной и болезненной, девочка первые годы жизни провела с матерью в Петербурге, а затем переехала в деревню Лигово. Пребывание на свежем северном воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Федоровна начала брать дочь с собой в Петербург.
В один из таких визитов Павлова попала в театр на балет «Спящая красавица». Находясь в ложе с другими детьми, девочка восторженно ловила каждое движение исполнителей и по окончании спектакля сказала, что хочет танцевать так же, как принцесса Аврора.
Мать посчитала, что рост и вес дочери вполне подходят для хореографии, и привела 8-летнюю девочку на вступительный экзамен в балетную школу. С первого раза поступить не удалось, но Аня продолжала пытаться, и в 1891 году ее, наконец, приняли.
Балет
В 1999 году Павлову приняли в труппу Мариинского театра и поручили небольшие партии сразу в нескольких постановках знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, среди которых были «Тещина предосторожность» и «Камарго». Вскоре имя Анны появилось на афишах в числе прочих исполнителей па-де-де и па-де-труа в спектаклях «Корсар» и «Пахита», а затем талантливая танцовщица обрела звание балерины и постоянную сценическую пару.
Благодаря этим танцам Анна получила признание и с 1908 года постоянно находилась в разъездах. Она участвовала в постановках «Сильфида» и «Клеопатра», проходивших в рамках «Русских сезонов» во Франции, затем гастролировала с проектом по городам Германии, Бельгии, Англии и других европейских стран. Афиша с портретом Павловой работы художника Валентина Серова вскоре после дебюта стала эмблемой фестиваля, организованного известным антрепренером Сергеем Дягилевым.
Параллельно с гастролями Павлова с помощью американского танцовщика Адольфа Больма организовала собственную труппу, в репертуар которой вошли балеты «Волшебная флейта» Вольфганга Моцарта, «Привал кавалерии» Ивана Армсгеймера и 2-й акт «Лебединого озера» Петра Чайковского.
Редкое видео:
Анна Павлова - «Умирающий лебедь»
Личная жизнь
Анна Павлова, в течение десятилетий блиставшая на сцене лучших театров мира, в личной жизни была глубоко несчастным человеком. Начинающая балерина избегала поклонников, настаивавших на свидании и преподносивших дорогие подарки. Однако коллеги по труппе иногда видели девушку в компании состоятельного аристократа Виктора Дандре.
Образованный дворянин, увлеченный искусством, вскоре растопил сердце неприступной красавицы и заслужил право стать ее благодетелем и покровителем. Высокое положение сенатского советника не позволяло новым отношениям стать серьезными. Молодой повеса снял балерине квартиру с танцевальным залом в центре Петербурга в обмен на обязанность сопровождать его в обществе.
Павлова испытывала симпатию к Виктору, но в глубине души понимала, что ей никогда не стать женой представителя высшего света. Поэтому балерина отказалась от шикарной жизни и покинула покровителя, предпочтя свободу золотой клетке. В тот момент, когда Анна сильнее всего страдала от одиночества, в ее жизни появился Михаил Фокин, постановщик знаменитого танца «Умирающий лебедь». Балетмейстер вдохнул новые силы в отчаявшуюся звезду и стал одним из немногих близких людей Павловой.
Окончательно восстановиться приме «Мариинки» помогли зарубежные гастроли, во время которых она познакомилась с французским композитором Камилем Сен-Сансом и встретилась с великим актером немого кино Чарли Чаплином. С последним у Павловой завязался платонический роман, переросший в преданную дружбу, запечатленную на архивных фотографиях.
Когда балерина получила мировую известность и стала богатой женщиной, она поселилась за границей, но не перестала мечтать о простом человеческом счастье. Мысли ее неукротимо возвращались к оставленному на родине Виктору Дандре.
В то время, когда Сергей Дягилев основал в Париже Театр русского танца, дворянин попал в затруднительное финансовое положение и, не имея возможности оплатить долги, оказался в тюрьме. Узнав о неприятностях бывшего поклонника, Павлова разорвала отношения с многолетними коллегами и подписала выгодный контракт с представителями иностранного агентства «Брафф».
Заработав необходимую сумму денег, балерина оплатила долги Дандре и, решив, что не может жить без этого человека, выписала бывшего аристократа в Париж. Виктор прибыл по первому зову Павловой и, по некоторым источникам, в 1911 году тайно с ней обвенчался.
Смерть
Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.
Подоспевший врач обнаружил жидкость в легких пациентки и посоветовал срочно провести операцию. Надеясь развеять подозрения, муж балерины пригласил личного доктора нидерландской королевы, который согласился с поставленным диагнозом и подтвердил необходимость хирургического вмешательства.
В итоге Павловой поставили дренажную трубку, но время было упущено. Балерина потеряла сознание и очнулась лишь один раз для того, чтобы посмотреть на сценический костюм Умирающего лебедя.
Павлова скончалась от плеврита 23 января 1931 года, и ее уход стал красивой легендой, растрогавшей многочисленных поклонников. Со временем лечащий врач и Виктор Дандре по-другому рассказали историю смерти великой балерины, но это было не важно. Главным оставалось то, что мир лишился легендарного «лебедя» и больше никогда не увидит его на сцене.
После произошедшей трагедии поклонники и общественность настаивали на том, что Павлову нужно похоронить на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой другой знаменитой танцовщицы Марии Тальони. Однако муж проследил за исполнением последней воли балерины, желавшей быть кремированной согласно одному из древнеиндийских обрядов.
Документальный фильм «Анна Павлова. Больше, чем любовь»
Образ Анны увековечен в фильме-биографии молдавского режиссера Эмиля Лотяну, и многочисленных книгах искусствоведов и балетмейстеров Веры Красовской и Андрея Соколова-Каминского.
Репертуар
1902 – «Баядерка»
1903 – «Жизель»
1906 – «Виноградная лоза»
1907 – «Умирающий лебедь»
1907 – «Эвника»
1907 – «Шопениана»
1908 – «Ночь Терпсихоры»
1909 – «Стрекоза»
1909 – «Бабочка»
1909 – «Калифорнийский мак»
1913 – «Семь дочерей горного короля»