[Скрыть]
Регистрационный номер 0416894 выдан для произведения:
«Литературное кафе» - АЛЕКСАНДР БЛОК.
«Встречи
с замечательными русскими и
советскими
поэтами, а также с поэтами -
классиками
серебряного века»
Юрий Иванов:Здравствуйте, уважаемые друзья, коллеги и
читатели
нашего замечательного Парнаса!
Сегодня
я открываю новый проект – новую рубрику:
«Прекрасное – всегда рядом!».
Всё
мудрое, жизнеутверждающее, одухотворённое, красивое,
возвышенное и даже трагичное – не может, ни оставить равнодушным никого из
читателей и авторов нашего Парнаса.
Прекрасное
– всегда рядом! Надо только пристально с открытым сердцем и самозабвенно
заглянуть в далёкое прекрасное прошлое. Нам очень дороги традиции и истоки русской словесности, русской
литературы и поэзии, в частности. В добрый путь, уважаемые друзья, коллеги и читатели
нашего всеобщего дома – Парнаса! Надеюсь,
что эта встреча, послужит хорошим примером и
уроком для созидания прекрасного, нравственного, духовного и величественного русского
поэтического слова.
Вперёд
– с Богом!
"Весь ниже предоставленный материал взят из свободных источников интернета"
Александр Блок:
жизнь и творчество
Александр Александрович Блок –
замечательный русский писатель, творивший на границе 19-20 веков. Родился 16
ноября 1880 года в интеллигентной семье профессора и писательницы в
Санкт-Петербурге. В 1889 году успешно окончил Введенскую гимназию, а затем и
Петербургский университет. Получил два образования: юридическое и
историко-филологическое.
Блеснуть писательским талантом юному
Саше довелось еще в пятилетнем возрасте: тогда он написал свои первые
стихи. Вообще, стоит отметить, что юноша рос разносторонним: увлекался не
только наукой, но и актерским мастерством и посещал курсы сценического
искусства.
В 1897 году на отдыхе с семьей Блок
впервые влюбился. Эти пылкие юношеские чувства глубоко остались в памяти
писателя и оставили неизгладимый след на всем его последующем творчестве. В
1903 году женой Александра стала дочь профессора Менделеева, которую он
буквально отбил у не менее известного поклонника – поэта Андрея Белого. Любимой
женщине с символическим именем Любовь он посвятил сборник «Стихи о прекрасной
даме». Он был отмечен обществом «Академия» и принят в ряды его членов. В этом
же 1903 году Блок дебютировал в литературных кругах, объявив себя
писателем-символистом. Постепенно он обзаводится новыми знакомствами в этой
сфере и сближается с Д. Мережковским, З. Гиппиус и В. Брюсовым.
1. «Ночь, улица, фонарь, аптека», 10 октября 1912 года, из цикла
«Страшный мир», подцикла «Пляска смерти»
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь - начнёшь опять
сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
2. «Незнакомка», 24 апреля 1906 года, из цикла «Город»
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздаётся детский плач.
И каждый вечер, за
шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздаётся женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг
единственный
В моём стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час
назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж
пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью
закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чьё-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
3. «Скифы», 30 января 1918 года, не включено в цикл
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и
тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас - века, для нас -
единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
Века, века ваш старый горн
ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!
Вы сотни лет глядели на
Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
Вот - срок настал. Крылами
бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет - не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!
О, старый мир! Пока ты не
погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия - Сфинкс. Ликуя и
скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...
Да, так любить, как любит
наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Мы любим все - и жар холодных
числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
Мы помним всё - парижских
улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады...
Мы любим плоть - и вкус ее, и
цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых...
Придите к нам! От ужасов
войны
Придите в мирные обьятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем - братья!
А если нет - нам нечего
терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
Но сами мы - отныне вам не
щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый
гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!...
В последний раз - опомнись,
старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
4. «Девушка пела в церковном хоре», август 1905 года, не включено в
цикл
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в
купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость
будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был
тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
5. Подцикл «На поле Куликовом», июнь-декабрь 1908 года, из
цикла «Родина» (отрывок)
Река раскинулась. Течет,
грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До
боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной, наш путь
- в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим
кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам
только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты,
кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
…
6. «На железной дороге», 14 июня 1910 года, из цикла «Родина» Марии Павловне
Ивановой
Под насыпью, во рву
некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих -
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон...
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом...
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул - и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность
бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая...
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая...
Да что - давно уж сердце
вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов...
Не подходите к ней с
вопросами,
Вам все равно, а ей - довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена - все больно.
7. «Как тяжко мертвецу среди людей…», 19 февраля 1912 года, из цикла
«Страшный мир», подцикла «Пляска смерти»
Как тяжко мертвецу среди
людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей...
Живые спят. Мертвец встает из
гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат...
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.
Мертвец весь день трудится
над докладом.
Присутствие кончается. И вот -
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот...
Уж вечер. Мелкий дождь
зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор...
А мертвеца - к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.
В зал многолюдный и
многоколонный
Спешит мертвец. На нем - изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка - дура и супруг - дурак.
Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музыкой заглушон...
Он крепко жмет приятельские руки -
Живым, живым казаться должен он!
Лишь у колонны встретится
очами
С подругою - она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:
«Усталый друг, мне странно в
этом зале». -
«Усталый друг, могила холодна». -
«Уж полночь». - «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена…»
А там - NN уж ищет взором
страстным
Его, его - с волнением в крови...
В её лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви...
Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова...
И острый яд привычно-светской
злости
С нездешней злостью расточает он...
«Как он умён! Как он в меня влюблён!»
Далеко не тайна, что помимо жены Блок
был влюблен не единожды. Он испытывал огромную страсть и непреодолимую тягу к
нескольким женщинам, которые впоследствии также оставили след в его поэтическом
творчестве. Это была Любовь Дельмас, а позже Н. Волохова.
Уже тогда Блок проявлял себя как ярко
выраженный писатель-символист. Его раннему творчеству присущи многогранности
символов и знаков в описании событий и образов. Основные темы и мотивы того
периода – любовные переживания и красота природы. В более поздний период
творчества Блока все более интересовали социальные проблемы и переживания
народа, относящегося к низшим слоям населения. Сюда можно отнести его поэму
«Роза и крест» от 1912 года и цикл «Возмездие», вышедший в 1913 году. Одним из
самых поэтичных и успешных циклов критиками был признан сборник «Ямбы» 1914
года, в состав которого входил всем известный стих « Ночь, улица, фонарь,
аптека».
Решающим моментом, поделившим творческий
путь писателя на «до» и «после», является стихотворение «Фабрика», увидевшее
свет в 1903 году. А годы с 1906 по 1908 можно отметить как самые успешные в
творчестве писателя. Тогда он испытал небывалый подъем и снискал успех и
признание окружения. К этому периоду относятся сборники «Нечаянная радость»,
«Земля в снегу», «Снежная маска», «Песня судьбы» и «Лирические драмы». После
1908 года прослеживается явное отделение Блока от стана символистов. Дальнейший
его путь стал самостоятельным и не похожим на его раннее творчество. Его
сборник «Итальянские стихи», написанные в процессе путешествия по одноименной
стране, были приняты публикой и критиками с огромным восторгом и признаны
лучшим произведением об Италии, когда-либо написанным отечественным автором.
Кроме публицистики и остросоциальной
литературы Блок увлекался написанием произведений для детской и юношеской
аудитории. В 1913 году он издает сразу два собрания детских стихов
«Сказки» и «Круглый год». В 1916 году Блок поехал на фронт, где и узнал о том,
что царской власти больше нет. Позже во время службы в Чрезвычайной комиссии,
которая расследовала преступления самодержавного строя перед народом, Блок
открыл для себя всю правду о самодержавном строе и назвал его «помойкой». На
основе сделанных им выводов и материалов, полученных в результате допросов,
была написана документальная работа «Последние дни императорской власти».
13 самых интересных фактов из жизни Александра
Блока
Александр
Александрович Блок (1880—1921) — Русский поэт, публицист, писатель и даже
литературный критик. Изучая русскую литературу, нельзя не вспомнить об этом
человеке..
1. Отец
Александра (Александр Львович Блок) был Юристом, а Мать (Анна Андреевна
Бекетова) была дочерью ректора Санкт-Петербургского университета А. Н.
Бекетова. После рождения сына их брак продлился всего год и они разошлись. Мать
вышла замуж за другого человека, но тем не менее оставила своему сыну Саше
фамилию отца.
2. В
возрасте 16 лет он безумно влюбился в женщину, которая была старше его на 21
год. Но из этого в итоге ничего не вышло.
3. В 1898
году Блок поступает на юридический факультет Петербуржского университета, но
через три года всё таки перевелся на славяно-русское отделение
историко-филологического факультета.
4. Свои
первые стихи Александр Блок написал еще будучи пятилетним мальчиком.
5. Дед
Александра Блока (ректор Бекетов) был близким другом выдающегося ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. И что самое интересное, в
1903 году поэт женился на дочери ученого, т.е. Любови Менделеевой. В своей
первой книги стихов «Стихи прекрасной даме», он посвящал их именно ей.
6. И
несмотря на то, что супруги испытывали к себе сильные любовные чувства, Блок
все равно гулял на стороне, а со своей женой не спал. Он считал, что
Люба — это идеал красоты, и поэтому он не мог относиться к ней как к
какой-то «дрянной девке». Поэтому их отношения были лишь духовными, без
телесных животных утех. Наверное именно поэтому Любовь и упала в объятия к
Александру Белому. Но после первой мировой войны подобных загулов уже не было,
и Александр был верным мужем до конца своих дней.
7. Одно
время Люба Менделеева гастролировала с труппой Мейерхольда. И несмотря на
огромную любовь к Блоку и разрыв отношений со своим любовником Андреем Белым,
она заводит новый роман с артистом по фамилии Дагоберт. Их роман продлился
недолго, но оставил огромный отпечаток, а именно беременность. Когда Любовь
приехала к мужу, то во всем созналась и хотела избавиться от ребенка. Но сам
Блок, сказал, что этого делать не надо и они вместе будут воспитывать как
общего.
8. В
1909 году случается несчастье, которое на время выводит Александра из колеи. а
именно умирает отец Блока и ребенок Любови Дмитриевной (в возрасте восьми дней
от роду) от ее предыдущего романа с Дагобертом. Как ни странно, но Сам
Александр переживал эту смерть еще больше, чем супруга. Поэт написал
стихотворение «На смерть младенца».
9. Ходили
слухи о порочной связи Блока с Анной Ахматовой, но после смерти поэта они были
опровергнуты.
10. Блок
мог погибнуть бы на 9 лет раньше положенного срока. Один его друг (художник
Сапунов) позвал его на отдых в один рыбацкий поселок. К своему сожалению поэт
был вынужден отказаться, по причине невозможности поехать. Позже он узнал, что
лодка, на которой плыл Сапунов, переревернулась, и он утонул, так как совсем не
умел плавать. Александр также не умел плавать, поэтому мог также пойти ко дну.
11. Блок
не любил Советскую власть и попросту не принимал ее, но несмотря на это сама
Советская власть постоянно назначала Александра на какие-то должности в
различных комитетах и комиссиях. Блок просто уматывался, говоря, что «Меня
выпили».
12. Из-за
высоких нагрузок у него развилась сердечно-сосудистая болезнь и астма, а в 1920
году началась цинга. Можно было бы выехать в Финляндию, для прохождения лечения
в специальном санатории. Но в выезде за границу было отказано. В итоге, когда
всё таки удалось добиться разрешения, то было уже поздно. Болезнь сильно
прогрессировала и вскоре поэт умер.
13. О
причине смерти поэта ходило множество различных слухов, вплоть до того, что его
отравили или, что он умер от венерической болезни из-за беспорядочных половых
связей.
***
Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нем ползущий,
Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога
Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Солнце выйдет из тумана,
Поле озарит,
И тогда пройдешь тропинкой,
Где под каждою былинкой
Жизнь кипит.
21 июля 1898, Шахматово
***
В ночи, когда уснет тревога,
И город скроется во мгле —
О, сколько музыки у бога,
Какие звуки на земле!
Что буря жизни, если розы
Твои цветут мне и горят!
Что человеческие слезы,
Когда румянится закат!
Прими, Владычица вселенной,
Сквозь кровь, сквозь муки, сквозь гроба —
Последней страсти кубок пенный
От недостойного раба!
Сентябрь (?) 1898
***
Медлительной чредой нисходит
день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист —
Душа не избежит невидимого тленья.
Так, каждый день стареется
она,
И каждый год, как желтый лист кружится,
Все кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
5 января 1900
***
Александр Блок Незнакомка
НЕЗНАКОМКА
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за
шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг
единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час
назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж
пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью
закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906, Озерки
***
Я был смущенный и веселый.
Меня дразнил твой темный шелк.
Когда твой занавес тяжелый
Раздвинулся — театр умолк.
Живым огнем разъединило
Нас рампы светлое кольцо,
И музыка преобразила
И обожгла твое лицо.
И вот — опять сияют свечи,
Душа одна, душа слепа…
Твои блистательные плечи,
Тобою пьяная толпа…
Звезда, ушедшая от мира,
Ты над равниной — вдалеке…
Дрожит серебряная лира
В твоей протянутой руке…
Декабрь 1906
НА
ЗОВ МЕТЕЛЕЙ
Белоснежней не было зим
И перистей тучек.
Ты дала мне в руки
Серебряный ключик,
И владел я сердцем твоим.
Тихо всходил над городом дым,
Умирали звуки.
Белые встали сугробы,
И мраки открылись.
Выплыл серебряный серп.
И мы уносились,
Обреченные оба
На ущерб.
Ветер взвихрил снега.
Закатился серп луны.
И пронзительным взором
Ты измерила даль страны,
Откуда звучали рога
Снежным, метельным хором.
И мгла заломила руки,
Заломила руки в высь.
Ты опустила очи,
И мы понеслись.
И навстречу вставали новые звуки:
Летели снега,
Звенели рога
Налетающей ночи.
3 января 1907
***
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту —
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я — сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о
печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как — только влюбленный
Имеет право на звание человека.
6 февраля 1908
***
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Все это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух «Макбета».
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой
пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на
то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
6 февраля 1908
***
Я помню длительные муки:
Ночь догорала за окном;
Ее заломленные руки
Чуть брезжили в луче дневном.
Вся жизнь, ненужно изжитая,
Пытала, унижала, жгла;
А там, как призрак возрастая,
День обозначил купола;
И под окошком участились
Прохожих быстрые шаги;
И в серых лужах расходились
Под каплями дождя круги;
И утро длилось, длилось, длилось…
И праздный тяготил вопрос;
И ничего не разрешилось
Весенним ливнем бурных слез.
4 марта 1908
***
Кольцо существованья тесно:
Как все пути приводят в Рим,
Так нам заранее известно,
Что все мы рабски повторим.
И мне, как всем, все тот же
жребий
Мерещится в грядущей мгле:
Опять — любить Ее на небе
И изменить ей на земле.
Июнь 1909
В
РЕСТОРАНЕ
Никогда не забуду (он был,
или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на желтой заре — фонари.
Я сидел у окна в
переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Ты взглянула. Я встретил
смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблен».
И сейчас же в ответ что-то
грянули струны,
Исступленно запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…
Ты рванулась движеньем
испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне
взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
Монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
19 апреля 1910
***
Приближается звук. И, покорна
щемящему звуку,
Молодеет душа.
И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку,
Не дыша.
Снится — снова я мальчик, и снова любовник,
И овраг, и бурьян,
И в бурьяне — колючий шиповник,
И вечерний туман.
Сквозь цветы, и листы, и колючие ветки, я знаю,
Старый дом глянет в сердце мое,
Глянет небо опять, розовея от краю до краю,
И окошко твое.
Этот голос — он твой, и его непонятному звуку
Жизнь и горе отдам,
Хоть во сне, твою прежнюю милую руку
Прижимая к губам.
2 мая 1912
***
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять
сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
10 октября 1912
***
Ты жил один! Друзей ты не
искал
И не искал единоверцев.
Ты острый нож безжалостно вонзал
В открытое для счастья сердце.
«Безумный друг! Ты мог бы
счастлив быть!..» —
«Зачем? Средь бурного ненастья
Мы, все равно, не можем сохранить
Неумирающего счастья!»
26 августа 1914
***
Грешить бесстыдно,
непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик
медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
26 августа 1914
***
Была ты всех ярче, верней и
прелестней,
Не кляни же меня, не кляни!
Мой поезд летит, как цыганская песня,
Как те невозвратные дни…
Что было любимо — все мимо, мимо,
Впереди — неизвестность пути…
Благословенно, неизгладимо,
Невозвратимо… прости!
31 августа 1914
***
З.Н. Гиппиус
Рожденные в год глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота — то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным
ложем
Взовьется с криком воронье, —
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твое!
8 сентября 1914
Особенно тяжелый период жизни писателя
пришелся на годы великой революции. В отличие от других соотечественников, Блок
не эмигрировал, а остался в Петрограде, и зарабатывал на жизнь, трудясь в
издательстве. Множество статей, а также знаменитая поэма «Двенадцать» посвящена
тем тяжелым годам в жизни писателя. Тогда он творил с особенным рвением,
осознав в себе неистовую гражданскую ответственность и патриотизм. Он восхвалял
великий подвиг народа, который каждый день находит в себе силы жить, несмотря
на тяжелый быт и нищету. Он активно участвовал в митингах и демонстрациях,
занимал активную социальную позицию.
Перед самой смертью Блок был ослаблен и
постоянно болел. Его знакомые, в том числе Максим Горький, усиленно просили
правительство выделить путевку писателю, чтобы тот смог укрепить свое здоровье
и съездить на отдых. Однако, все старания были тщетны и в протест Блок прекратил
лечиться с помощью медикаментов и, объявил голодовку и предал праху все
последние рукописи.
В бедности и разрухе провел писатель
последние дни своей жизни и умер от сердечного приступа, настигшего его 7
августа 1921 года.
Уважаемые друзья, коллеги и
читатели нашего Парнаса!
Хочется верить, что моя первая публикация нового
проекта - не оказалась пустопорожней, бесполезной
равнодушной и проходящей.
Если Вас, увлекла и заинтересовала новая рубрика –
не стесняйтесь оставлять свои отзывы и
комментарии, а также советы и пожелания. И я
продолжу своё начатое дело.
Ваш: Юрий Иванов.