Несколько лет тому назад я был на панихиде одного моего немецкого друга-шахматиста. Меня очень удивило, что в зале для ритуалов на этот раз звучала не органная классическая музыка, как обычно, а оркестровые, даже некоторые джазовые произведения. И в конце — под такую музыку! — гроб направился в печь.
И я подумал: т.к. мне, очевидно, тоже «гореть в огне», то почему бы не сделать это под любимые мелодии!
И я начал прикидывать их список.
Вспомнил много чего. Кое-что удалось разыскать и скачать из интернета. Получилось столько, что хватило бы на три обычные панихиды (кстати, в Грузии на них исполняются исключительно классические мелодии — как грузинские, так и зарубежные — Бетховен, Шопен, Чайковский)
С одной мелодией, «Feelings», я определился сразу, узнав, что моя старшая внучка начала играть на саксофоне. И даже написал по этому поводу стихотворное «завещание»: Когда меня покроют мрака тучки,
в глухом лесу прощально ухнет филин,
хотел бы я, чтоб внучка моей внучки
сыграла надо мной печально „Feelings“
Но, учитывая местную специфику, начал «ужимать» список. Сердце обливалось кровью… рука не поднималась… Память предательски-услужливо подсовывала новые мелодии. И тогда я решил, что пускай это будет произведение, о котором сейчас поведаю.
Ода малому барабану
(См. фото с ритмической фигурой)
«Ритмическая фигура на протяжении всего исполнения
четко изображается малым барабаном без изменений.
За все время исполнения (от15 до 18 минут
в зависимости от темпа) ритм повторяется 169 раз!..
а музыкант, играющий на малом барабане,
должен сделать 4056 ударов.
Именно из-за однообразия и монотонности
барабанной партии, выдержанной в строгом ostinato,
партия считается одной из сложнейших»
(Из интернета)
Сперва мне казалось, что это картина рассвета, когда небо на востоке постепенно светлеет... просыпается природа, раскрываются бутоны роз-тюльпанов... начинает дуть легкий утренний ветерок, постепенно набирающий силу...и вот блеснул первый луч... за ним появляется уже край быстро увеличивающегося диска, который борется с закрывающими небо тучами... разрывает их.
И вот, наконец, СОЛНЦЕ уже полностью взошло и осветило все вокруг!
И вдруг музыка резко обрывается!
Тишина! Погасло солнце? Нет, конечно!
Я непроизвольно продолжал еще прислушиваться: может, есть еще какие-то звуки… признаки жизни..
Не может же быть, чтобы всё так... сразу… бесповоротно... и беспросветно...
Но нет! Полная тишина!
И вот этот резкий переход от вершины звучания к полнейшей тишине вызывал во мне какое-то необъяснимое чувство.
Восторга одновременно с тревогой.
Я уже знал, что это наступит...
И каждый раз был заново заворожен этой неспешной, незатейливой, постепенно нарастающей по звучанию и гипнотизирующей, переливающейся «восточной» мелодией, непонятным образом прекрасно сочетающейся с четким постоянным сложным ритмом… .И каждый раз снова вслушивался в тишину, зная, что там ничего уже нет.
Я не помню когда и в каких обстоятельствах я услышал это произведение в первый раз. Наверняка по репродуктору. Понятно только одно, что это было в детстве и в тот период, когда не было современных возможностей немедленно прослушать что-то еще раз. Да оно и редко передавалось по радио, очевидно, из-за относительно длительного звучания.
Почему-то так получалось, что эту вещь я каждый раз слышал не с самого начала. И очередное потрясение ждало меня, когда я не только услышал, но и УВИДЕЛ ее по ТВ. К этому времени я уже не только отличал Первый концерт для фортепиано Чайковского от 2-ой Венгерской рапсодии Листа, ее — от 12-ой, а их все — от увертюры к «Руслану и Людмиле» Глинки, но уже сам играл на скрипке, что-то понимал в теории музыки и был знаком с составом симфонического оркестра. Оказывается, произведение начинается не с мелодии флейты, как это было слышно по радио, а с барабанного, очень-очень тихого, дважды повторенного двутакта, который задает ритм.
Я увидел, как вступила одинокая флейта и, впервые пропев основную музыкальную тему, стала, вместе со струнными инструментами (скрипками, альтами, на которых музыканты играют не смычками, а пальцами по струнам — пиццикато), поддерживать ритм малого барабана. Мелодию подхватил кларнет… История повторилась... Вступил более мощный фагот, за ним тему повторил кларнет-пикколо… (незаметно зазвучала арфа, поддерживая аккомпанемент ритма), после него — гобой д'амур... английский рожок… уже две флейты…
И каждый раз, за счет такого перехода от одного солирующего «деревянного» инструмента к другому и подключения «отыгравших» инструментов к малому барабану и скрипкам, происходит усиление звука и тембра как аккомпанемента, так и мелодии, — несущей какой-то «испано-мавританский» рисунок, — с восточными переливами и гармоническими «ходами».
Теперь мне казалось, что это факир с дудочкой
наигрывает мелодию, а из мешка,
слегка раскачиваясь и раздувая «щёки»,
медленно «вырастает» Королевская Кобра.
И только ближе ко второй половине произведения наступает черед «медных» инструментов — сперва эстафету перенимает труба (но приглушенная сурдиной), за ней (Господи! В симфоническом оркестре!) — САКСОФОН! И он сразу вносит какое-то напряжение в эту по-восточному «расслабленную атмосферу» произведения. От саксофона-тенора мелодия переходит к сопранино, потом к сопрано...
Напряжение нарастает, скрипачи уже взялись за смычки... Виолончели и контрабасы еще играют пиццикато, но уже вскоре и они заиграют смычками и будут вместе с роялем поддерживать ритм аккомпанемента, задаваемый малым барабаном, уже не отдельными нотами, а арпеджио и даже аккордами!
А сейчас мне кажется, что это не Кобра,а самая настоящая Гремучая Змея…
которая все растет и растет…всё громче гремя своей «погремушкой»...
и теперь уже она, раскачиваясь над факиром,начинает его гипнотизировать…
И тут вступает тромбон... затем валторна... за ней туба!
Уже задействованы все деревянные и медные инструменты, челеста... Звучание, до этого вроде бы незаметно нараставшее, достигло, кажется, своего предела...
Уже дирижер, который «зашевелился» только к середине произведения, делает более широкие плавные жесты и активнее поворачивается то к одной, то к другой «группе» инструментов…
Мне кажется, что факир уже с трудом
удерживает мелодией Гремучую от нападения.
И тут происходит то, что на музыкальном языке называется tutti — оркестр играет полным звуком! Мелодия, аккомпанемент, ритмическая форма — всё сливается и повторяется на максимуме возможного! Вот уже тринадцатый «проход» темы, но ухо четко улавливает какой-то сдвиг в тональности, звучит новый вариант...
Бьют литавры! Турецкие барабаны!
Вдруг, в какое-то неуловимое мгновение, огромная Гремучая Змея
превращается в гигантскую Анаконду,
уже раскрывающую свою пасть, готовясь к решающему броску,
чтобы проглотить факира!.
Дирижер, надеясь на чудо, размахивает руками, как крыльями...
Исчезает строгая периодичность мелодии. Всё будто смешалось!
Бьют тарелки!
Громче играть уже невозможно!
Звучит всё, что может играть, бить, греметь, звенеть!…
Кто теперь прислушивается, или помнит об упорном трудяге — малом барабане!
Еще удар тарелок!..
Гонг! Круто скользят вниз в редчайшем глиссандо тромбоны!..
и, повинуясь волшебной палочке,
бездыханный Дракон рухнул к ногам дирижера...
[Скрыть]Регистрационный номер 0533124 выдан для произведения:
Несколько лет тому назад я был на панихиде одного моего немецкого друга-шахматиста. Меня очень удивило, что в зале для ритуалов на этот раз звучала не органная классическая музыка, как обычно, а оркестровые, даже некоторые джазовые произведения. И в конце — под такую музыку! — гроб направился в печь.
И я подумал: т.к. мне, очевидно, тоже «гореть в огне», то почему бы не сделать это под любимые мелодии!
И я начал прикидывать их список.
Вспомнил много чего. Кое-что удалось разыскать и скачать из интернета (некоторые из них упомянуты выше ). Получилось столько, что хватило бы на три обычные панихиды (кстати, в Грузии на них исполняются исключительно классические мелодии — как грузинские, так и зарубежные — Бетховен, Шопен, Чайковский)
С одной мелодией, «Feelings», я определился сразу, узнав, что моя старшая внучка начала играть на саксофоне. И даже написал по этому поводу стихотворное «завещание»: Когда меня покроют мрака тучки,
в глухом лесу прощально ухнет филин,
хотел бы я, чтоб внучка моей внучки
сыграла надо мной печально „Feelings“
Но, учитывая местную специфику, начал «ужимать» список. Сердце обливалось кровью… рука не поднималась… Память предательски-услужливо подсовывала новые мелодии. И тогда я решил, что пускай это будет произведение, о котором сейчас поведаю.
Ода малому барабану
(См. фото с ритмической фигурой)
«Ритмическая фигура на протяжении всего исполнения
четко изображается малым барабаном без изменений.
За все время исполнения (от15 до 18 минут
в зависимости от темпа) ритм повторяется 169 раз!..
а музыкант, играющий на малом барабане,
должен сделать 4056 ударов.
Именно из-за однообразия и монотонности
барабанной партии, выдержанной в строгом ostinato,
партия считается одной из сложнейших»
(Из интернета)
Сперва мне казалось, что это картина рассвета, когда небо на востоке постепенно светлеет... просыпается природа, раскрываются бутоны роз-тюльпанов... начинает дуть легкий утренний ветерок, постепенно набирающий силу...и вот блеснул первый луч... за ним появляется уже край быстро увеличивающегося диска, который борется с закрывающими небо тучами... разрывает их.
И вот, наконец, СОЛНЦЕ уже полностью взошло и осветило все вокруг!
И вдруг музыка резко обрывается!
Тишина! Погасло солнце? Нет, конечно!
Я непроизвольно продолжал еще прислушиваться: может, есть еще какие-то звуки… признаки жизни..
Не может же быть, чтобы всё так... сразу… бесповоротно... и беспросветно...
Но нет! Полная тишина!
И вот этот резкий переход от вершины звучания к полнейшей тишине вызывал во мне какое-то необъяснимое чувство.
Восторга одновременно с тревогой.
Я уже знал, что это наступит...
И каждый раз был заново заворожен этой неспешной, незатейливой, постепенно нарастающей по звучанию и гипнотизирующей, переливающейся «восточной» мелодией, непонятным образом прекрасно сочетающейся с четким постоянным сложным ритмом… .И каждый раз снова вслушивался в тишину, зная, что там ничего уже нет.
Я не помню когда и в каких обстоятельствах я услышал это произведение в первый раз. Наверняка по репродуктору. Понятно только одно, что это было в детстве и в тот период, когда не было современных возможностей немедленно прослушать что-то еще раз. Да оно и редко передавалось по радио, очевидно, из-за относительно длительного звучания.
Почему-то так получалось, что эту вещь я каждый раз слышал не с самого начала. И очередное потрясение ждало меня, когда я не только услышал, но и УВИДЕЛ ее по ТВ. К этому времени я уже не только отличал Первый концерт для фортепиано Чайковского от 2-ой Венгерской рапсодии Листа, ее — от 12-ой, а их все — от увертюры к «Руслану и Людмиле» Глинки, но уже сам играл на скрипке, что-то понимал в теории музыки и был знаком с составом симфонического оркестра. Оказывается, произведение начинается не с мелодии флейты, как это было слышно по радио, а с барабанного, очень-очень тихого, дважды повторенного двутакта, который задает ритм.
Я увидел, как вступила одинокая флейта и, впервые пропев основную музыкальную тему, стала, вместе со струнными инструментами (скрипками, альтами, на которых музыканты играют не смычками, а пальцами по струнам — пиццикато), поддерживать ритм малого барабана. Мелодию подхватил кларнет… История повторилась... Вступил более мощный фагот, за ним тему повторил кларнет-пикколо… (незаметно зазвучала арфа, поддерживая аккомпанемент ритма), после него — гобой д'амур... английский рожок… уже две флейты…
И каждый раз, за счет такого перехода от одного солирующего «деревянного» инструмента к другому и подключения «отыгравших» инструментов к малому барабану и скрипкам, происходит усиление звука и тембра как аккомпанемента, так и мелодии, — несущей какой-то «испано-мавританский» рисунок, — с восточными переливами и гармоническими «ходами».
Теперь мне казалось, что это факир с дудочкой
наигрывает мелодию, а из мешка,
слегка раскачиваясь и раздувая «щёки»,
медленно «вырастает» Королевская Кобра.
И только ближе ко второй половине произведения наступает черед «медных» инструментов — сперва эстафету перенимает труба (но приглушенная сурдиной), за ней (Господи! В симфоническом оркестре!) — САКСОФОН! И он сразу вносит какое-то напряжение в эту по-восточному «расслабленную атмосферу» произведения. От саксофона-тенора мелодия переходит к сопранино, потом к сопрано...
Напряжение нарастает, скрипачи уже взялись за смычки... Виолончели и контрабасы еще играют пиццикато, но уже вскоре и они заиграют смычками и будут вместе с роялем поддерживать ритм аккомпанемента, задаваемый малым барабаном, уже не отдельными нотами, а арпеджио и даже аккордами!
А сейчас мне кажется, что это не Кобра,а самая настоящая Гремучая Змея…
которая все растет и растет…всё громче гремя своей «погремушкой»...
и теперь уже она, раскачиваясь над факиром,начинает его гипнотизировать…
И тут вступает тромбон... затем валторна... за ней туба!
Уже задействованы все деревянные и медные инструменты, челеста... Звучание, до этого вроде бы незаметно нараставшее, достигло, кажется, своего предела...
Уже дирижер, который «зашевелился» только к середине произведения, делает более широкие плавные жесты и активнее поворачивается то к одной, то к другой «группе» инструментов…
Мне кажется, что факир уже с трудом
удерживает мелодией Гремучую от нападения.
И тут происходит то, что на музыкальном языке называется tutti — оркестр играет полным звуком! Мелодия, аккомпанемент, ритмическая форма — всё сливается и повторяется на максимуме возможного! Вот уже тринадцатый «проход» темы, но ухо четко улавливает какой-то сдвиг в тональности, звучит новый вариант...
Бьют литавры! Турецкие барабаны!
Вдруг, в какое-то неуловимое мгновение, огромная Гремучая Змея
превращается в гигантскую Анаконду,
уже раскрывающую свою пасть, готовясь к решающему броску,
чтобы проглотить факира!.
Дирижер, надеясь на чудо, размахивает руками, как крыльями...
Исчезает строгая периодичность мелодии. Всё будто смешалось!
Бьют тарелки!
Громче играть уже невозможно!
Звучит всё, что может играть, бить, греметь, звенеть!…
Кто теперь прислушивается, или помнит об упорном трудяге — малом барабане!
Еще удар тарелок!..
Гонг! Круто скользят вниз в редчайшем глиссандо тромбоны!..
и, повинуясь волшебной палочке,
бездыханный Дракон рухнул к ногам дирижера...
Прошу всех, прочитавших это эссе, высказать свое мнение, ибо я ставлю написанное не столько для участия в конкурсах, сколько для того, чтобы понять ваше восприятие его. С уважением,автор.
Ираклий, привет! На мой взгляд, отсутствие откликов на Ваше, вне всякого сомнения, блистательное эссе, как это не покажется противоестественным, вполне закономерно. Закономерно в том плане, что оно, Ваше эссе, рассчитано (а, может, и не рассчитано, а просто так вышло) на читателя с более углубленными не только представлениями, но и знаниями в совершенно бескрайней области как назначения, так и звучания музыкальных инструментов. К коим читателям, к примеру, я, увы и ах, не принадлежу.. А эссе, повторюсь, блистательно и, в целом и общем, не может не потрясать даже дилетантов вроде меня! — С чем я Вас, Ираклий, совершенно искренне поздравляю!
Благодарю, Василий, за откровенный отзыв. Действительно, просто я передавал свои ощущения, прывязывая их к тому, что происходит в оркестре при исполнении "Болеро".При этом не рассчитывал на прочтение "Оды" только музыкально образованными людьми. Интересно, совпадут ли наши представления после прослушивания Вами этого произведения теперь, после прочтения эссе?! Вообще-то , "Ода" составляет заключительную часть рассказа "Feelings", посвященного моим музыкальным воспоминаниям, начиная с раннего детства. Они получились, надеюсь, интересными, хотя, думаю, некоторые посчитали бы их слишком объемными для конкурсный работы. Еще раз спасибо!
Я Вас приветствую, Иракли! Конечно же, я уже читал этот рассказ и сейчас перечитал его с не меньшим удовольствием, чем в первый раз. Так в жизни получилось, что я 25 лет отдал барабанам, о чем однозначно говорит моя аватарка. Это были годы полёта и вдохновения! Насколько же великий Равель был гениален, что сумел понять душу барабана и донести это понимание до нас! Спасибо Вам огромное! Удачи в конкурсе!!!
Здравствуйте, Иракли! Мне не только понравилось Ваше эссе,- я потрясена той глубиной, с которой описано действие восприятия звучания инструментов! Мне кажется так писать о музыке может только истинный музыкант, у которого есть Душа, а не только техника владения тем, или иным инструментом! Это не каждому дано! Поверьте, я знаю, о чём говорю.))) Примите мои искренние пожелания удачи!
Огромное Вам спасибо за вдохновляющий отзыв. Вообще-то, я врач (в третьем поколении), хотя со стороны отца у всех музыкальный слух, все играли на муз.инструментах, но музыкальное образование получили только представители моего поколения: я окончил школу по классу скрипки, двоюродный брат - училище (хоро-дирижерское отделение), а троюродные сестры (среди них и Тамара Гвердцители) - консерваторию. Это эссе я включил в мои муз.воспоминания, которые, может быть, опубликую здесь вне конкурса. Думаю, у нас найдётся много общего из музыкальных воспоминаний. прошлого
Должна Вам признаться, Иракли, что в первый раз я зашла на это произведение, как говорится, "на автора". Но даже не прочла до конца. Хотя, вчитавшись в следующий раз, поняла, что написано с огромным знанием дела и очень грамотно. Но... Поверьте, Иракли, большинство читателей даже визуально не представляют некоторые из музыкальных инструментов, которые Вы описываете. Единственно, что понятно всем, это вид и звук барабана. Увы. Отдаю должное музыкальному образованию автора. Вы так глубоко в теме, что остаётся только позавидовать. Лично я даже близко "не доросла" до подобного понимания. А для музыкантов, эссе, безусловно, великолепное. Удачи Вам во всём.
Благодарю за откровенный отзыв, особенно, в той части, где пишете, что сперва не дочитали его до конца. Для меня это было полной неожиданностью, ибо ранее такого признания ни от кого не слышал. Наоборот, отмечали, что текст захватывает. И после его прочтения многие искали записи и слушали их (некоторые даже впервые, что вдвойне приятно). Я отмечал, что это описание моих ощущений совершенно не было рассчитано на профессиональных музыкантов, коим и я не являюсь. Для восприятия музыки совершенно нет необходимости знать название и механизм извлечение звука из того или иного инструмента. Оно писалось именно для обычных слушателей музыки по радио и телевидению, которыми, в большинстве своём, мы и являемся. Может быть,ради интереса, Вы ознакомитесь с моими внеконкурсными воспоминаниями "Музыка в моей жизни", помещенными здесь же?
Спасибо, Ираклий! Я в музыке не такой профи, как вы))). Но прочитала с удовольствием. Ваш рассказ интересен и понятен и для обычных любителей музыки. Успехов и удач вам во всем!
Написано со знанием дела. Я такого чёткого представления о музыке не имею, но музыку люблю и часто включаю классические записи. Вчитывалась очень медленно, создавая своей фантазией образы происходящего, пока не вошла во вкус. Понравилось. творческих успехов вам!
Экспрессивно. У каждого своё ощущение и восприятие музыки во время исполнения или прослушивания. Читая Ваш рассказ, ещё не дойдя до названия(хотя догадка подкрадывалась)), вспомнила учителя музыки из кф "Безымянная звезда", который голосом исполнял свою ненаписанную симфонию, объясняя словами вступление каждого инструмента в несуществующем оркестре...симфония была в его голове. Вот такая возникла ассоциация. Удачи Вам, Ираклий!
Ираклий, хочу сказать, что осталось очень приятное послевкусие после Вашего повествования. Это больше, чем рассказ. Вы проделали невероятный трюк: сумели словами передать величие музыки. Это настолько трудно, как попробовать рассказать, каков на вкус экзотический плод. "Зримо и чувственно" - вот те слова, которые преследовали меня, пока я читала Ваше произведение. Согласна с восторженными предыдущими откликами. Вы очень хорошо владеете литературным словом. Спасибо за Ваше творчество! Желаю новых интересных находок!