Cui prodest (кому выгодно)?

7 ноября 2022 - Карим Азизов
Великий Рим знал в своей истории немало жестоких убийств в борьбе за владение империей, за обладание богатством, из-за мести, зависти, любовной страсти. В этих преступлениях была представлена палитра тёмной стороны человеческой натуры. Но то, что произошло, потрясло бы даже привыкших к убийствам и казням граждан Вечного Города. Было совершено величайшее святотатство – убита одна из весталок – жриц главной богини Весты. Богини, благодаря покровительству которой Рим процветал, приращивая всё новые территории и народы. 
   Весталку Корнелию – Хранительницу Огня – ввели в таблинум (кабинет) понтифика максимуса – важнейшей после императора особе Рима. Это был высокий старик в белой тоге с пурпурной каймой. На поясе атрибут высшей духовной власти – сецеспита, священный кинжал кипрской бронзы. Усталый взгляд из-под полуприкрытых век. Из разомкнувшихся тонких губ раздался тихий, но твёрдый, чуть надтреснутый голос:
- Ты, конечно, уже знаешь, что произошло, амата1 Корнелия?
-  Это ужасно, великий. Какой изверг мог желать смерти аматы Туллии? 
-  Вот этого изверга и необходимо найти. Я решил поручить это тебе. У тебя нет опыта в таких делах. Но, во-первых, я не хочу, чтобы это расследование провели власти Рима. Тогда о насильственной смерти станет известно. Нельзя в гражданах Рима подрывать веру в культ Весты, допустивший лишение жизни одной из её служительниц. Во-вторых, ты больше всего подходишь для этого дела. Я был наслышан о твоей учёности и остром уме, происходишь из благородной семьи. Именно поэтому я предложил в своё время твою кандидатуру на освободившееся место одной из шести весталок.
- Но справлюсь ли я?
- Я уверен в тебе, Корнелия. Справишься. Определить сorpus delicti2 в твоих силах. Ступай во Дворец Весталок. Тело Туллии всё ещё в её кубикуле (спальне). Начни с его осмотра. Я дам распоряжение, чтобы никто не чинил тебе препятствий.
  Туллия была задушена в своей постели. Из всех шести весталок она была самой старшей, за пятьдесят. Так что задушить её, да ещё спящей, убийце было нетрудно. Осмотр трупа дал важные улики. В зажатой правой руке весталки Корнелия обнаружила несколько светлых волос. Значит, Туллия всё же проснулась, когда её стали душить и даже в пылу борьбы сумела вырвать несколько волос убийцы. На шее, кроме гематомных полосок от сдавливания, были видны небольшие бороздки с запёкшейся кровью. Их можно было объяснить только тем, что они оставлены ногтями убийцы. Корнелия не только тщательно замерила каждую бороздку, но и зарисовала их расположение на шее жертвы.
Весталка Туллия выполняла обязанности Хранительницы Правды. Она свидетельствовала своей непорочностью истинность завещаний и договоров. Ей нужно было понимать людей и сердцем чувствовать обман, чтобы не уронить честь Храма. Но кому она мешала? Cui prodest её смерть? Кто из граждан Вечного Города, а, может, и рабов поднял на неё руки? Кто опустился до такого святотатства? Эти вопросы безжалостно пронзали голову Корнелии. Но именно она должна на них ответить. Как говорят римляне, debes, ergo potes3. Как она потом будет смотреть в глаза понтифика максимуса, если не оправдает его доверия?
Туллия была обнаружена мёртвой утром, значит убийство произошло ночью. Но на ночь ворота Дворца Весталок запираются привратником – немым рабом Олусом. И, кроме шести весталок, во Дворце остаться никто не может. Тем более, прежде чем затворить ворота, привратник обязательно делает обход всех помещений. Получается, убийца или раб или кто-то из весталок?
Олуса Корнелия исключила сразу – волосы у этого молодого, довольно привлекательного, раба были тёмными. Темноволосыми оказались и две из четырёх весталок. Оставались две весталки блондинки.
Одна из них – Октавия – заведовала Пенталием, где хранятся великие реликвии Рима, сокрытые от взглядов. Она затворница. Ей воспрещено отлучаться даже на краткое время. Из людей она видит только понтифика максимуса, ни с кем другим ей разговаривать нельзя. Другая – Септимия – была Хранительницей Священной Муки, которой осыпают жертвенных животных и которую ставят на домашние алтари. Эта весталка мелет муку собственными руками – иногда даже ночью, потому что спрос очень велик.
«Как известно, существуют четыре основные причины убийства, - размышляла Корнелия. – власть, корысть, месть, страсть. Власть можно отмести сразу. Все весталки равны, все они аматы – жрицы богини Весты. Корысть тоже не при чём. Как могла обогатиться убийца из-за смерти Туллии? Месть. Но за что так жестоко мстить уже пожилой весталке? Остаётся страсть. Убийца воспылала любовью к кому-то? А тогда причём здесь бедняжка Туллия? Каждая весталка в течение тридцати лет клянётся сохранять девственность, ибо она принадлежит Весте, а если нарушит обет, то будет похоронена заживо на Проклятом Поле и родственники не поставят на домашний алтарь поминальную табличку с её именем. Так что и эта последняя причина маловероятна.»
После короткого разговора с Олусом, если так можно назвать общение с немым рабом, который мог только кивать или вертеть головой, отвечая на вопросы Корнелии, выяснилось, что, как всегда, он обошёл все помещения. Ничего подозрительного не видел. Амата Туллия во время обхода была ещё жива. Опрос светловолосых весталок тоже ничего не дал. Их ответы повторяли друг друга почти дословно. Ничего подозрительного не заметила. Спала. Ничего не слышала.
У каждой Корнелия измерила кончики ногтей на каждом пальце, но и эта процедура ничего не дала. Размеры оказались меньше борозд на шее Туллии. Расследование доморощенной следовательницы зашло в тупик.
Прошёл день. Амата Туллия с почестями была похоронена. Римлянам было объявлено о смерти весталки от сердечного приступа, что не вызывало никаких подозрений, учитывая возраст умершей.
Корнелия - молодая неулыбчивая женщина с печальными глазами производила впечатление не привлекающей ничьего внимания серой мыши. Но внутренне она была тверда и неуступчива, природный острый ум, верность чести и долгу в любой ситуации заставляли её, не сдаваясь обстоятельствам, идти до конца.
Уединившись в своей кубикуле, она раз за разом мысленно прокручивала опрос весталок. Что-то, засевшее в подсознании, не давало ей покоя. Вот она говорит с весталками, вот замеряет кончики ногтей. Стоп! Вот оно! У одной из блондинок – Октавии – ногти были аккуратно острижены. А кончики отросших ногтей должны быть больше остриженных. И, главное, их можно найти!
У римлян существовало поверье, что остриженные волосы и ногти нельзя выбрасывать. Их надо обязательно закопать. Иначе, вместе с выброшенными частями тела из него уйдёт сила и человек заболеет. Весталки же закапывали волосы и ногти каждая в своём определённом месте на заднем дворе Дворца Весталок. Причём не просто в землю, а обязательно обёрнутые в материю.
И точно, холмик свежей земли в ряду, принадлежащем весталке Октавии подтвердил догадку Корнелии. Осталось позвать Олуса с лопатой. Но затем предстояла кропотливая работа – словно мозаику, подобрать совпадающие фрагменты кончиков ногтей. В двух случаях это удалось. Их размеры точно совпали с размерами бороздок на шее Туллии.
- Поздравляю, амата Корнелия! Ты блестяще провела расследование. Октавия ответит за своё злодеяние по всей строгости, - понтифик максимус был вполне удовлетворён своим правильным выбором. 
- Но, великий, она призналась во всём и рассчитывает на снисхождение.
- Это решит внутренний суд Храма Весты. А, теперь, я хочу выслушать, в чём она тебе призналась. Какие мотивы могли довести её до такого святотатства.
          - Как ни парадоксально это прозвучит для весталки – любовная страсть. Заведуя Пенталием, она десять лет, всю свою молодость провела в затворничестве, практически не видя людей. И вот вместо умершего привратника старика появляется красивый молодой раб. А Октавии всего 30 лет. Как говорится, carpe diem4. И она его ловит. Каждый вечер Олус делает обход помещений Дворца. Каждый вечер весталка борется с долгом непорочности и любовной страстью, овладевшей её душой и телом. Она больше не может сопротивляться и соблазняет раба…
- Как, Олус? Раб и весталка? О, Веста, что творилось в твоём Храме! Раба тоже ждёт жестокое наказание. Я прервал тебя, амата. Продолжай.
- Я понимаю твоё негодование, великий. Продолжаю. Соблазняет Олуса, тем более, что раб немой и не сможет никому проговориться об их связи. Неизвестно, сколько это продолжалось, если бы не амата Туллия. Она увидела, как Олус, выходя ранним утром из кубикулы, прощался с Октавией. Пара стояла обнявшись, но Октавия успела заметить мелькнувший край столы и звук закрываемой ближней двери от кубикулы аматы Туллии. Это стало для неё приговором. В ближайшую ночь Октавия задушила невольную свидетельницу её позора.
- А ногти она остригла, чтобы полностью избавиться от следов крови на кончиках пальцев?
- Именно так, великий.
- Что ж, душа аматы Туллии будет отомщена. Но теперь мне нужно найти сразу двух новых достойных Служительниц Весты. На молитвах достопочтенных жриц держится благополучие великого Рима.

Примечания:
1 - амата – возлюбленная жрица богини Весты.
2 - corpus delicti – состав преступления, улики
3 - debes, ergo potes – должен, значит можешь
4 - carpe diem – лови момент 

© Copyright: Карим Азизов, 2022

Регистрационный номер №0510891

от 7 ноября 2022

[Скрыть] Регистрационный номер 0510891 выдан для произведения:
Великий Рим знал в своей истории немало жестоких убийств в борьбе за владение империей, за обладание богатством, из-за мести, зависти, любовной страсти. В этих преступлениях была представлена палитра тёмной стороны человеческой натуры. Но то, что произошло, потрясло бы даже привыкших к убийствам и казням граждан Вечного Города. Было совершено величайшее святотатство – убита одна из весталок – жриц главной богини Весты. Богини, благодаря покровительству которой Рим процветал, приращивая всё новые территории и народы. 
   Весталку Корнелию – Хранительницу Огня – ввели в таблинум (кабинет) понтифика максимуса – важнейшей после императора особе Рима. Это был высокий старик в белой тоге с пурпурной каймой. На поясе атрибут высшей духовной власти – сецеспита, священный кинжал кипрской бронзы. Усталый взгляд из-под полуприкрытых век. Из разомкнувшихся тонких губ раздался тихий, но твёрдый, чуть надтреснутый голос:
- Ты, конечно, уже знаешь, что произошло, амата1 Корнелия?
-  Это ужасно, великий. Какой изверг мог желать смерти аматы Туллии? 
-  Вот этого изверга и необходимо найти. Я решил поручить это тебе. У тебя нет опыта в таких делах. Но, во-первых, я не хочу, чтобы это расследование провели власти Рима. Тогда о насильственной смерти станет известно. Нельзя в гражданах Рима подрывать веру в культ Весты, допустивший лишение жизни одной из её служительниц. Во-вторых, ты больше всего подходишь для этого дела. Я был наслышан о твоей учёности и остром уме, происходишь из благородной семьи. Именно поэтому я предложил в своё время твою кандидатуру на освободившееся место одной из шести весталок.
- Но справлюсь ли я?
- Я уверен в тебе, Корнелия. Справишься. Определить сorpus delicti2 в твоих силах. Ступай во Дворец Весталок. Тело Туллии всё ещё в её кубикуле (спальне). Начни с его осмотра. Я дам распоряжение, чтобы никто не чинил тебе препятствий.
  Туллия была задушена в своей постели. Из всех шести весталок она была самой старшей, за пятьдесят. Так что задушить её, да ещё спящей, убийце было нетрудно. Осмотр трупа дал важные улики. В зажатой правой руке весталки Корнелия обнаружила несколько светлых волос. Значит, Туллия всё же проснулась, когда её стали душить и даже в пылу борьбы сумела вырвать несколько волос убийцы. На шее, кроме гематомных полосок от сдавливания, были видны небольшие бороздки с запёкшейся кровью. Их можно было объяснить только тем, что они оставлены ногтями убийцы. Корнелия не только тщательно замерила каждую бороздку, но и зарисовала их расположение на шее жертвы.
Весталка Туллия выполняла обязанности Хранительницы Правды. Она свидетельствовала своей непорочностью истинность завещаний и договоров. Ей нужно было понимать людей и сердцем чувствовать обман, чтобы не уронить честь Храма. Но кому она мешала? Cui prodest её смерть? Кто из граждан Вечного Города, а, может, и рабов поднял на неё руки? Кто опустился до такого святотатства? Эти вопросы безжалостно пронзали голову Корнелии. Но именно она должна на них ответить. Как говорят римляне, debes, ergo potes3. Как она потом будет смотреть в глаза понтифика максимуса, если не оправдает его доверия?
Туллия была обнаружена мёртвой утром, значит убийство произошло ночью. Но на ночь ворота Дворца Весталок запираются привратником – немым рабом Олусом. И, кроме шести весталок, во Дворце остаться никто не может. Тем более, прежде чем затворить ворота, привратник обязательно делает обход всех помещений. Получается, убийца или раб или кто-то из весталок?
Олуса Корнелия исключила сразу – волосы у этого молодого, довольно привлекательного, раба были тёмными. Темноволосыми оказались и две из четырёх весталок. Оставались две весталки блондинки.
Одна из них – Октавия – заведовала Пенталием, где хранятся великие реликвии Рима, сокрытые от взглядов. Она затворница. Ей воспрещено отлучаться даже на краткое время. Из людей она видит только понтифика максимуса, ни с кем другим ей разговаривать нельзя. Другая – Септимия – была Хранительницей Священной Муки, которой осыпают жертвенных животных и которую ставят на домашние алтари. Эта весталка мелет муку собственными руками – иногда даже ночью, потому что спрос очень велик.
«Как известно, существуют четыре основные причины убийства, - размышляла Корнелия. – власть, корысть, месть, страсть. Власть можно отмести сразу. Все весталки равны, все они аматы – жрицы богини Весты. Корысть тоже не при чём. Как могла обогатиться убийца из-за смерти Туллии? Месть. Но за что так жестоко мстить уже пожилой весталке? Остаётся страсть. Убийца воспылала любовью к кому-то? А тогда причём здесь бедняжка Туллия? Каждая весталка в течение тридцати лет клянётся сохранять девственность, ибо она принадлежит Весте, а если нарушит обет, то будет похоронена заживо на Проклятом Поле и родственники не поставят на домашний алтарь поминальную табличку с её именем. Так что и эта последняя причина маловероятна.»
После короткого разговора с Олусом, если так можно назвать общение с немым рабом, который мог только кивать или вертеть головой, отвечая на вопросы Корнелии, выяснилось, что, как всегда, он обошёл все помещения. Ничего подозрительного не видел. Амата Туллия во время обхода была ещё жива. Опрос светловолосых весталок тоже ничего не дал. Их ответы повторяли друг друга почти дословно. Ничего подозрительного не заметила. Спала. Ничего не слышала.
У каждой Корнелия измерила кончики ногтей на каждом пальце, но и эта процедура ничего не дала. Размеры оказались меньше борозд на шее Туллии. Расследование доморощенной следовательницы зашло в тупик.
Прошёл день. Амата Туллия с почестями была похоронена. Римлянам было объявлено о смерти весталки от сердечного приступа, что не вызывало никаких подозрений, учитывая возраст умершей.
Корнелия - молодая неулыбчивая женщина с печальными глазами производила впечатление не привлекающей ничьего внимания серой мыши. Но внутренне она была тверда и неуступчива, природный острый ум, верность чести и долгу в любой ситуации заставляли её, не сдаваясь обстоятельствам, идти до конца.
Уединившись в своей кубикуле, она раз за разом мысленно прокручивала опрос весталок. Что-то, засевшее в подсознании, не давало ей покоя. Вот она говорит с весталками, вот замеряет кончики ногтей. Стоп! Вот оно! У одной из блондинок – Октавии – ногти были аккуратно острижены. А кончики отросших ногтей должны быть больше остриженных. И, главное, их можно найти!
У римлян существовало поверье, что остриженные волосы и ногти нельзя выбрасывать. Их надо обязательно закопать. Иначе, вместе с выброшенными частями тела из него уйдёт сила и человек заболеет. Весталки же закапывали волосы и ногти каждая в своём определённом месте на заднем дворе Дворца Весталок. Причём не просто в землю, а обязательно обёрнутые в материю.
И точно, холмик свежей земли в ряду, принадлежащем весталке Октавии подтвердил догадку Корнелии. Осталось позвать Олуса с лопатой. Но затем предстояла кропотливая работа – словно мозаику, подобрать совпадающие фрагменты кончиков ногтей. В двух случаях это удалось. Их размеры точно совпали с размерами бороздок на шее Туллии.
- Поздравляю, амата Корнелия! Ты блестяще провела расследование. Октавия ответит за своё злодеяние по всей строгости, - понтифик максимус был вполне удовлетворён своим правильным выбором. 
- Но, великий, она призналась во всём и рассчитывает на снисхождение.
- Это решит внутренний суд Храма Весты. А, теперь, я хочу выслушать, в чём она тебе призналась. Какие мотивы могли довести её до такого святотатства.
          - Как ни парадоксально это прозвучит для весталки – любовная страсть. Заведуя Пенталием, она десять лет, всю свою молодость провела в затворничестве, практически не видя людей. И вот вместо умершего привратника старика появляется красивый молодой раб. А Октавии всего 30 лет. Как говорится, carpe diem4. И она его ловит. Каждый вечер Олус делает обход помещений Дворца. Каждый вечер весталка борется с долгом непорочности и любовной страстью, овладевшей её душой и телом. Она больше не может сопротивляться и соблазняет раба…
- Как, Олус? Раб и весталка? О, Веста, что творилось в твоём Храме! Раба тоже ждёт жестокое наказание. Я прервал тебя, амата. Продолжай.
- Я понимаю твоё негодование, великий. Продолжаю. Соблазняет Олуса, тем более, что раб немой и не сможет никому проговориться об их связи. Неизвестно, сколько это продолжалось, если бы не амата Туллия. Она увидела, как Олус, выходя ранним утром из кубикулы, прощался с Октавией. Пара стояла обнявшись, но Октавия успела заметить мелькнувший край столы и звук закрываемой ближней двери от кубикулы аматы Туллии. Это стало для неё приговором. В ближайшую ночь Октавия задушила невольную свидетельницу её позора.
- А ногти она остригла, чтобы полностью избавиться от следов крови на кончиках пальцев?
- Именно так, великий.
- Что ж, душа аматы Туллии будет отомщена. Но теперь мне нужно найти сразу двух новых достойных Служительниц Весты. На молитвах достопочтенных жриц держится благополучие великого Рима.

Примечания:
1 - амата – возлюбленная жрица богини Весты.
2 - corpus delicti – состав преступления, улики
3 - debes, ergo potes – должен, значит можешь
4 - carpe diem – лови момент 
 
Рейтинг: +13 291 просмотр
Комментарии (8)
Тая Кузмина # 7 ноября 2022 в 19:20 +7
Автор очень хорошо ориентируется в материале, на основе которого строится рассказ.
Дмитрий Милёв # 12 ноября 2022 в 17:08 +5
Здесь органика стиля и сюжета.
Сергей Шевцов # 15 ноября 2022 в 08:52 +3
Смутила сухость изложения. Художественная обработка оживила-бы миниатюру.
Евгений Востросаблин # 16 ноября 2022 в 21:44 +1
Ой... а Вы знаете, дорогой Сергей, и, честное слово- ну, совершенно, как говорится, "независимо" от Вашего отзыва-отклика, посколечку я, ну, буквально с самого начала повествования вот именно ЭТО...да, да, представьте себе, Сергей- вот именно. в точности ЭТО САМОЕ для себя с большим своим удовольствием скромным, читательским, для себя и отметил, и приметил, и как бы подчеркнул, и выделил. и т. д, то есть...) То есть (ну, как говорится, ближе к делу)-

Вот именно, дорогой Сергей, некую и суховатую, и чуть-чуть скуповатую, и, ну, что ли, чуть-чуть эдакую "деревянно"-негибкую, а в чём-то, быть может, и бедноватую, и властную, и отрывистую речь не только Верховного Жреца-Понтифика, но и весталки Корнелии как нечто, и вообще (ну, как, хотя бы, и лично мне всегда, очень осторожно, и казалось, и думалось по кое-каким моим, совсем, конечно же, небольшим и "познаниям", и впечатлениям, и каким-либо ощущениям от обоих этих, скажем, великих античных и миров, и их культур) И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИ, и, ну, что ли, "фразеологически"-СТИЛИСТИЧЕСКИ ПРИСУЩУЮ как всему и жёсткому, и суровому римскому народу, римской натуре, характеру, так, даже, наверное, и самому латинскому-древнеримскому языку, самой древнеримской языковой и традиции, и культуре (в довольно ощутимое отличие, в первую очередь, и от древних греков, и от их языковой традиции и культуры)... И вот, дорогой Сергей, я. всё дальше и дальше читая, постоянно ловил себя на некоем, скажем, чувстве, ощущении и отчётливого, и постоянного удовольствия вот именно от всего, что я тут посильно перечислил, как, напротив- от чего-то, на мой скромный и вкус, и слух, и взгляд, довольно и хорошо, и убедительно переданного тут, воспроизведённого...

Ой... ну, вот, и снова я уж слишком и удлиняю, и, неприметно, всё больше и больше затягиваю комментарий свой (уж как почти всегда у меня), за что и прошу меня извинить... Так что- очень спешуу и окончить, с большим к дорогому Сергею уважением своим.... простите...

P. S.... А вот о дополнительной художественной обработке (если, к примеру, подразумевать под этим какие-либо ещё эпизоды, повороты сюжета, какое-либо ещё, скажем, приятное разнообразие в повествовании и пр.)- ой... об этом я уж и не сужу, и не решаюсь, и даже просто не смею, ну, и вообще это- дело вкуса, да и исполнить-выполнить это, как мне кажется, и нелегко, и непросто, ну, и всё такое... Ой, ну, словом- теперь уже, можно бы сказать, со всех ножек моих чуть ли не улепётываю ( ну, вот, даже и пошутил чуть-чуть, и улыбнулся напоследочек)
Евгений Востросаблин # 16 ноября 2022 в 23:01 +2
Ой... вот только я чуть было не забыл, чуть было не упустил одну чрезвычайно важную вещь, а именно - да ведь и АВТОРСКАЯ РЕЧЬ, занимающая тут очень даже много места ( и суховатая, и скуповатая, и отрывистая, словом- ограничивающаяся только самыми, ну, что ли, необходимейшими "для дела" словами без малейших, скажем, словесных украшений и пр.), уж как бы там ни было, но- ПРОСТО ПРЕКРАСНО.... просто прекрасно И СТИЛИСТИЧЕСКИ СОЧЕТАЕТСЯ, ГАРМОНИРУЕТ с речью литературных героев Автора нашего, и прекрасно ВПИСЫВАЕТСЯ В ОБЩУЮ ТКАНЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ...

Ну, уж теперь-то, наконец- всё (ну, или, хотя бы, самое необходимое, что мне очень захотелось тут как-то посильно высказать)...
Татьяна Белая # 15 ноября 2022 в 09:39 +4
Вот и мне бы хотелось, чтобы автор более живо изложил ситуацию. Все-таки, художественное произведение.
Светлана Казаринова # 15 ноября 2022 в 19:40 +4
Детективная окраска придала интерес к произведению. Вполне читаемо. В общем-то неплохо! Ставлю плюс.
Людмила Комашко-Батурина # 23 ноября 2022 в 01:55 +2
Довольно интригующий сюжет, интересно автор поведал о той эпохе, но подача материала показалась немного суховатой. Рассказ оживили бы эмоциональные диалоги или мысли весталки, ведущей расследование. Чуть-чуть добавить красок, что оживило бы рассказ. Удачи автору!