1405 год. Милан. Патрон Леонардо да Винчи герцог Лодовико Сфорца заказывает ему роспись трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грация. Начинается работа над знаменитой «Тайной вечерей».
Монументальная роспись, а не, как ошибочно считают, фреска создавалась мучительно долго. Художника не устраивала традиционная техника фрески, при которой нужно писать быстро до высыхания увлажнённого слоя штукатурки. Леонардо привык работать долго и медленно, часто делая перерывы и обдумывая каждое движение кисти. Поэтому он решил писать по сухому грунту яичной темперой - краске, растёртой на яичном желтке.
Много времени у художника заняли поиски натурщика с подходящим лицом для написания лика Иисуса Христа – главного персонажа картины. Леонардо перебрал десятки кандидатов, но ни один его не устраивал. Не было в их простых лицах нужного выражения добра, всепрощения, возвышенности и в то же время предвидения страшных мук, скоро ожидающих Спасителя. Да Винчи был в отчаянии. Он уже стал подумывать о том, не отказаться ли ему вообще от этого заказа.
Как-то Леонардо шёл мимо базилики Сант Амброджио. Базилика, как базилика, таких в Милане было немало. И тут какая-то непонятная сила потянула его ко входу в храм и заставила войти внутрь. Шла утренняя месса. С хоров доносились молодые красивые голоса певчих. Сердце да Винчи, такое спокойное всё время, что было отдано картине, забилось, та же непреодолимая сила потянула его на хоры.
Профессиональный взгляд художника жадно переходил с одного юного лица на другое. Было видно, что юноши пропевают слова чисто механически, как они делали это не один раз. И лишь один юноша в центре полностью был во власти божественной мелодии. Его лицо, и само по себе от природы красивое, было одухотворено и возвышенно. Чувствовалось, что его ещё не тронула печать порока. «Я нашёл его!» - мелькнула мысль радости и творческого удовлетворения. Вскоре месса закончилась и Леонардо подошёл к регенту:
- Я художник. Мне для позирования нужен вот этот юноша.
- Но сеньор, Андреа мой лучший певчий! Я не могу вам его отдать.
- Думаю этого будет достаточно, чтобы заполнить брешь отсутствия вашего лучшего певчего, - протянул золотую монету да Винчи.
- Вполне, - заблестели алчные глаза регента. – Он в полном вашем распоряжении.
Не теряя времени художник повёл обретённого натурщика в монастырь. Не смотря на свою обычную неторопливость в работе, да Винчи не терпелось начать работать с певчим и как можно быстрее выписать лик Спасителя.
Первый сеанс на картоне прошёл, и в самом деле, на удивление быстро. И всё же Леонардо что-то не устраивало. Вроде и лицо одно и то же, но не было в его выражении той одухотворённости, непорочности, когда художник впервые увидел юношу.
- А давай-ка, Андреа, спой, - осенило Леонардо. – Спой, что обычно поёшь на мессе.
Когда юноша запел, его чистый, хрустальный голос заполнил всё пространство довольно объёмной трапезной. А вскоре и лицо приобрело так необходимое художнику выражение. Лик Иисуса был выписан сразу на стене.
Дальше вся картина писалась легко. Для ликов апостолов проблем с натурщиками не возникало. Но верный себе, Леонардо не торопился выполнить заказ.
Прошло три года, картина была почти закончена. Но опять встала похожая проблема – художник никак не мог найти подходящего натурщика для образа Иуды. Леонардо был в отчаянии. Герцог Сфорца уже не раз справлялся, когда можно будет посмотреть готовую картину.
И опять помог случай. Поздним вечером, когда в темнеющем небе над Миланом зажглась первая звезда, один из слуг герцога принёс, как обычно, в комнату Леонардо ужин. Сам не зная почему, но художник отказался от ужина и решил сходить в ближайшую тратторию.
Лишь только он подошёл к двери весёлого заведения, как она с громким ударом распахнулась. Под ноги да Винчи шлёпнулось чьё-то тело. Тело что-то замычало и погрозило рукой захлопнувшейся двери.
Леонардо присмотрелся к пытающемуся подняться человеку. Разодранная, когда-то белая рубаха; засаленное трико; грязные клоки нечёсаных волос. По выгоревшему на солнце и покрытому шрамами лицу трудно было определить возраст пьянчуги. И лишь по иссиня-чёрным без седин волосам можно было понять, что человек этот ещё молод.
«Вот ты мне и нужен» - подумал художник. Долгим поискам важной для картины натуры пришёл конец. Леонардо поднял пьянчугу и потащил к себе. Тот попытался было сопротивляться, но, почувствовав железную хватку, присмирел.
На следующее утро протрезвевший и приведённый в более-менее человеческий вид пьянчуга сразу спросил:
- К чему такая забота? Для чего я тебе нужен?
- Ты мне нужен, как натурщик. Твоё лицо мне подходит, чтобы писать лик Иуды. Чтобы не напивался, заплачу после окончания работы. Немного, но для достойного существования на какое-то время хватит.
Давно не имевший лишнего сольдо и уже не ждущий ничего хорошего от жизни, пьянчуга с радостью согласился.
В трапезной монастыря он с удивлением уставился на расписанную стену.
- Что тебя так удивило? – спросил художник.
- Мне кажется, я уже бывал здесь. И лицо твоё теперь припоминаю.
- Как тебя зовут?
- Андреа. Точно! Я вспомнил. До того, как…
- Спиться. Будем называть вещи своими именами.
- Можно и так сказать,- усмехнулся Андреа, - когда я был певчим базилики Сант Амброджио, ты писал с меня вот этот лик Христа.
- Значит это был ты. Не может быть… Ты сильно изменился, Андреа. Но что с тобой произошло, что ты так опустился? Почему жизнь сбросила тебя с хоров базилики в грязь улицы?
- Произошло то, что может произойти с любым сиротой. Этот грязный регент стал домогаться меня. Пришлось бросить хор. Но потом мне повезло. После прослушивания меня даже взяли в хор собора Дуомо. Но, когда стал ломаться голос, от меня избавились, как от постаревшего пса. А что я ещё мог, кроме пения? Пришлось, чтобы не сдохнуть с голода, перебиваться редкими заработками. Но, чтобы отвлечься от этой мерзкой жизни, я и пропивал заработанное в траттории. Как видишь, путь от Иисуса до Иуды я прошёл всего за три года.
[Скрыть]Регистрационный номер 0497044 выдан для произведения:
1405 год. Милан. Патрон Леонардо да Винчи герцог Лодовико Сфорца заказывает ему роспись трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грация. Начинается работа над знаменитой «Тайной вечерей».
Монументальная роспись, а не, как ошибочно считают, фреска создавалась мучительно долго. Художника не устраивала традиционная техника фрески, при которой нужно писать быстро до высыхания увлажнённого слоя штукатурки. Леонардо привык работать долго и медленно, часто делая перерывы и обдумывая каждое движение кисти. Поэтому он решил писать по сухому грунту яичной темперой - краске, растёртой на яичном желтке.
Много времени у художника заняли поиски натурщика с подходящим лицом для написания лика Иисуса Христа – главного персонажа картины. Леонардо перебрал десятки кандидатов, но ни один его не устраивал. Не было в их простых лицах нужного выражения добра, всепрощения, возвышенности и в то же время предвидения страшных мук, скоро ожидающих Спасителя.
Да Винчи был в отчаянии. Он уже стал подумывать о том, не отказаться ли ему вообще от этого заказа.
Как-то Леонардо шёл мимо базилики Сант Амброджио. Базилика, как базилика, таких в Милане было немало. И тут какая-то непонятная сила потянула его ко входу в храм и заставила войти внутрь.
Шла утренняя месса. С хоров доносились молодые красивые голоса певчих. Сердце да Винчи, такое спокойное всё время, что было отдано картине, забилось, та же непреодолимая сила потянула его на хоры.
Профессиональный взгляд художника жадно переходил с одного юного лица на другое. Было видно, что юноши пропевают слова чисто механически, как они делали это не один раз. И лишь один юноша в центре полностью был во власти божественной мелодии. Его лицо, и само по себе от природы красивое, было одухотворено и возвышенно. Чувствовалось, что его ещё не тронула печать порока. «Я нашёл его!» - мелькнула мысль радости и творческого удовлетворения. Вскоре месса закончилась и Леонардо подошёл к регенту:
- Я художник. Мне для позирования нужен вот этот юноша.
- Но сеньор, Андреа мой лучший певчий! Я не могу вам его отдать.
- Думаю этого будет достаточно, чтобы заполнить брешь отсутствия вашего лучшего певчего, - протянул золотую монету да Винчи.
- Вполне, - заблестели алчные глаза регента. – Он в полном вашем распоряжении.
Не теряя времени художник повёл обретённого натурщика в монастырь. Не смотря на свою обычную неторопливость в работе, да Винчи не терпелось начать работать с певчим и как можно быстрее выписать лик Спасителя.
Первый сеанс на картоне прошёл, и в самом деле, на удивление быстро. И всё же Леонардо что-то не устраивало. Вроде и лицо одно и то же, но не было в его выражении той одухотворённости, непорочности, когда художник впервые увидел юношу.
- А давай-ка, Андреа, спой, - осенило Леонардо. – Спой, что обычно поёшь на мессе.
Когда юноша запел, его чистый, хрустальный голос заполнил всё пространство довольно объёмной трапезной. А вскоре и лицо приобрело так необходимое художнику выражение. Лик Иисуса был выписан сразу на стене. Дальше вся картина писалась легко. Для ликов апостолов проблем с натурщиками не возникало. Но верный себе, Леонардо не торопился выполнить заказ.
Прошло три года, картина была почти закончена. Но опять встала похожая проблема – художник никак не мог найти подходящего натурщика для образа Иуды. Леонардо был в отчаянии. Герцог Сфорца уже не раз справлялся, когда можно будет посмотреть готовую картину.
И опять помог случай. Поздним вечером, когда в темнеющем небе над Миланом зажглась первая звезда, один из слуг герцога принёс, как обычно, в комнату Леонардо ужин. Сам не зная почему, но художник отказался от ужина и решил сходить в ближайшую тратторию.
Лишь только он подошёл к двери весёлого заведения, как она с громким ударом распахнулась. Под ноги да Винчи шлёпнулось чьё-то тело. Тело что-то замычало и погрозило рукой захлопнувшейся двери.
Леонардо присмотрелся к пытающемуся подняться человеку. Разодранная, когда-то белая рубаха; засаленное трико; грязные клоки нечёсаных волос. По выгоревшему на солнце и покрытому шрамами лицу трудно было определить возраст пьянчуги. И лишь по иссиня-чёрным без седин волосам можно было понять, что человек этот ещё молод.
«Вот ты мне и нужен» - подумал художник. Долгим поискам важной для картины натуры пришёл конец. Леонардо поднял пьянчугу и потащил к себе. Тот попытался было сопротивляться, но, почувствовав железную хватку, присмирел.
На следующее утро протрезвевший и приведённый в более-менее человеческий вид пьянчуга сразу спросил:
- К чему такая забота? Для чего я тебе нужен?
- Ты мне нужен, как натурщик. Чтобы не напивался, заплачу после окончания работы. Не много, но для достойного существования на какое-то время хватит. Давно не имевший лишнего сольдо и уже не ждущий ничего хорошего от жизни, пьянчуга с радостью согласился.
В трапезной монастыря он с удивлением уставился на расписанную стену.
- Что тебя так удивило? – спросил художник.
- Мне кажется, я уже бывал здесь. И лицо твоё теперь припоминаю.
- Как тебя зовут?
- Андреа.
- Андреа?.. Не может быть…
- Точно! Я вспомнил. До того, как…
- Спиться. Будем называть вещи своими именами.
- Можно и так сказать,- усмехнулся Андреа, - когда я был певчим базилики Сант Амброджио ты писал с меня вот этот лик Христа.
Какая прекрасная выписка, слог само изложение! А вот окончание смято и не понятно. Если бы , скажем, Давинчи его соблазнил и жизнь мальчика покатилась под откос - это было бы оправдано и понятно, А так сплошное разочарование. Очень жаль. Но ещё не поздно дописать. Очень надеюсь автор прислушается и доведёт рассказ до логического и понятного завершения. Удачи!
Работа написана в стилистике статьи-заметки, что указывает на её познавательный характер. Голые факты из жизни знаменитостей хороши для Википедии, а в художественное произведение, кроме описательных деталей нужно ещё добавить чувства героев и эмоции, чтобы картинка ожила.