Светлой памяти Амалии Фёдоровны Шараповой - Даммер.
Её любовь и преданность Родине не смогли убить за десять
лагерных лет.
Лагерь в Темниках Мордовской АССР. В центре – Амалия Даммер. 1947год.
Поезд врезался в ночь горящими огнями паровоза, а колёса выстукивали:
-Домой, домой, домой.
Амалия шла по полутёмному вагону. На нижних полках люди спали, сидя. На верхних - похрапывали,свесив ноги. Выйдя в тамбур, достала из кармана телогрейки папиросы, спички. Закурила. Руки подрагивали. Она не могла унять дрожь - всё внутри, до последней клеточки заполнено счастьем. Оно было островом в чёрной реке, разлившейся половодьем. На всех станциях, полустанках – портреты в траурных рамках, заплаканные глаза, растерянные лица и немой вопрос:
-Как жить без Него?
Догадайся кто-то по её взгляду, как она счастлива, дорога домой оборвалась бы в тот же миг:
-А почему ты, вчерашняя зэка, так счастлива, если вся страна… в едином порыве…горюет?
Проверка документов, конвой и снова этапы, лагеря.
За десять лет она научилась прятать горе, страх, тоску, слёзы, боль. Сейчас надо спрятать счастье, котороек этой смерти не имело отношения. Амалия не искала в Нём виновника своей искорёженной судьбы. Пройдено десятькругов ада. Главное, удержаться и не вернуться туда сейчас, когда до встречи остались считанные часы.
Тамбур наполнялся людьми, вышел проводник. Поезд замедлял ход, за окном поплыли тёмные силуэты домов. Проплыла водонапорная башня, здание вокзала. Состав заскрежетал тормозными колодками.
-Станция Петров- Вал, стоянка поезда десять минут.
В Камышинона ехала на рабочем поезде. Сердце вырывалось из груди. Отмелькали за окном деревни, разъезды. Поезд остановилсяи … вот он, город, который снился десять лет в тяжёлых лагерных снах. Единственный на всём свете, где она могла и хотела жить. Как знать, не будь её любви к этому городу, не было бы и того, что пришлось пережить? Как знать.Она сама сделала выбор тридцать лет назад. Родина, которой и был её город, на любовь ответила подлостью и обвинением в измене. В сорок третьем -городкричал от боли, горя похоронок, голода. Только-только освободили Сталинград. Амалия была вместе со всеми камышанами в общей радости от первой большой победы, но именно её – то радости и не поверили. Назвали немецкой шпионкой, оторвали от дочери, которая была всем: и смыслом, и самой жизнью.
Не задерживаясь на вокзале, Амалия перешла, узкой тропкой, натоптанной множеством ног, через Камышинку, скованную ещё льдом. Поднялась на берег, прошла вдоль забора лакокрасочного завода. Ноги с каждым шагом тяжелели. Амалия присела на скамейкуу проходной. Из ворот выходила ночная смена. На стене висел портрет в траурной раме, ноникто,из выходящих, около него не останавливался.Примелькался. В отличие от тех, кто был рядом с ней на вокзалах и поездах, эти, похоже, знали, как будут жить дальше. На серых лицах, измождённых тяжёлой работой и бессонной ночью, стояла печать одного только желания:
-Спать, спать.
Никому не было дела до одиноко сидящейженщины. Амалия поднялась со скамейки и, перейдя центральную улицу, пошла переулками к своему дому. По старинке подумала – своему. Муж, теперьбывший, отрёкся от неё,едва её арестовали. Но там живёт дочь, к которой и рвалось сердце. Страдания ребёнка, от сиротского житья без матери, затмевали собственные страдания.
Утро было всё ещё раннее, только изредка попадались навстречу прохожие. Она боялась случайной встречи с кем-то из знакомых. Но опасения были напрасными. Случись такая встреча, никто не признал бы Амалиюв согбенной женщине – в телогрейке, грубых сапогах.Из–под серого платка выбивались пряди, давно не мытых,седых волос.
Прежняя была лёгкая, почти воздушная - точёная фигурка, лучистые синие глаза, белокурые локоны, кольцами спадающие на плечи. Вечерами, укладывая свою девочку спать, рассказывала ей сказки. Она, слушая, накручивала на пальчик мамин локон. Приходилось подолгу сидеть у постельки,склонив голову к подушке, дожидаясь, когдауснёт,чтобы осторожно, не потревожив детского сна, раскрутить с пальчика свои волосы. Как безвозвратно далеко остались исчастливая женщина, и маленькая девочка, на детство которойлегло печатью жестокое и неправедное:
- Дочь врага народа.
Сострадание к членам семей врагов было преступно и потому наказывалось. Зло, с остервенением:
-Нишкни.
Нишкнули.По ту сторону колючей проволоки – наказанные. По эту – со страхоможидающие его.
Дом не изменился – не постарел, не обветшал. Затейливая кирпичная кладка, где стены толщиной чуть не в аршин. Что ему срок в десять лет, если построен на века. Амалия вошла во двор, открыла дверь чёрного хода и подошла к двери, давно забывшей о краске. Старческий дребезжащий голос ответил:
-Не заперто, заходите.
Открыла дверь и, сползая по косяку на пол, шептала огромным чёрнымглазам, прожигающим неузнаванием:
-Доченька. Лида, Лида.
Очнулась на кровати. На лбу мокрое полотенце. Над ней склонились два лица. Она видела их сквозь туман. Ясно только – чёрные глаза. Испуганные и всё такие же, какв первый миг – неузнающие.
-Очнулась, ну, Слава Богу. Я уж хотела Лидоньку за фершалом послать. Ты лежи, лежи. Я вот тебе сейчас чайку с травками пользительными заварю, посижу околь тебя, а Лидонька пущай в школу сбирается. Негоже школу – то пропускать. Ничё, нагутаритесь ещё. Жизнь у вас впереди длинная. И то сказать, свалилась, как снег на голову, да ещё сознаньем помрачилась. Перепугала нас, девонька.
Свекровь хлопотала с чаем, и комната наполнялась полузабытым ароматом цветущей весны, домашнего уюта. Семьи.
………………………………………………………………………………………
-Мама, просыпайся. Уже к Петров - Валу подъезжаем. Пока умоешься, чайку попьём, оденешься, не спеша, а там и – Камышин.
Первое, что увидела Амалия Фёдоровна – чёрные глаза. Лида склонилась над ней и протянула руки, чтобы помочь подняться. Купе наполнял аромат чая, заваренного дочерью. Как она любит – с травками.
Сон вплетался в явь тонкими, видимыми только ей, нитями. За окнами вагона- такая же непроглядная ночь, также выстукивают колёса:
-Домой, домой, домой.
И радость от скорой встречи с городом та же самая, только без дрожи. Спокойная радость,когда можно сказать:
-Как ни хорошо в гостях, а дома - лучше.
Амалия предупредила изрядно надоевшийза время дороги вопрос о её самочувствии:
-Не волнуйся, Лида. Чувствую себя прекрасно. Прекрасно настолько, насколько это прилично женщине,девяноста лет от роду, позволившей такое сумасбродство, как путешествие из Камышина в Калгари. А, впрочем, разве может быть сумасбродствомтакое чудо, как воссоединениесемьи? Подумать только, через семьдесят лет!
Она посмотрела на дочь ясными, не замутнёнными возрастом и пережитыми невзгодами, глазами.Сколько чувств было в этом взгляде! Илюбовь, и радость, и благодарность к дочери, потратившей три года на поиски утраченного родства.
Семьдесят лет назад уставшая от страха и унижений семья Даммеров, которую новая власть обобрала до нитки, решила уехать в Канаду, где жили родственники. Амалия отказалась, сказав, что без Родинысвоей жизни не представляет. Она и в самом деле не представляла её не то, что в другой стране – в другом городе, кроме Камышина. С тех пор память о родныхстала самой великой тайной и страхом. Вдруг всё вернётся, и кару за прошлое будет нестидочь? То, что за прошлое, даже если оно было - без права выбора, рождением в семье поволжских немцев, можно понестинесоизмеримое «с виной» наказание, за десять лет лагерейзатвердила на всю жизнь.
Жизнь затейлива на придумки не только обстоятельств, но и искушений. Канадские племянникипредлагали тёте, давно оплаканной их родителями, не возвращаться в эту «ужасную» Россию. Брали на себя хлопоты по узакониванию её жительства в Канаде, но Амалия даже слышать об этом не хотела. Не хотела, несмотря на просьбы Лиды и, почти, обиду племянников, не понимавших, как можно отказываться от спокойной, обеспеченной жизни в кругу большой и благополучно устроенной семьи.
Ей не нужен был чужой рай. Ни раньше, ни теперь.
Ночное видение, словно почувствовав свою неуместность в уюте мягкого купе,растаяло во тьме за окном.
Кто их поймёт, эти сновидения? Они живут по своим, неведомым и неподвластным людям законам. Являются, когда захотят и уходят, не спрашивая на то позволения. Оставляя людям или недоумение – к чему бы, или, как этот, навязчиво повторяющийся сон, погружая в прошлое, не давая забыть о нём.
[Скрыть]Регистрационный номер 0064000 выдан для произведения:
Светлой памяти Амалии Фёдоровны Шараповой - Даммер.
Её любовь и преданность Родине не смогли убить за десять
лагерных лет.
Поезд врезался в ночь горящими огнями паровоза, а колёса выстукивали:
-Домой, домой, домой.
Амалия шла по полутёмному вагону. На нижних полках люди спали, сидя. На верхних - похрапывали,свесив ноги. Выйдя в тамбур, достала из кармана телогрейки папиросы, спички. Закурила. Руки подрагивали. Она не могла унять дрожь - всё внутри, до последней клеточки заполнено счастьем. Оно было островом в чёрной реке, разлившейся половодьем. На всех станциях, полустанках – портреты в траурных рамках, заплаканные глаза, растерянные лица и немой вопрос:
-Как жить без Него?
Догадайся кто-то по её взгляду, как она счастлива, дорога домой оборвалась бы в тот же миг:
-А почему ты, вчерашняя зэка, так счастлива, если вся страна… в едином порыве…горюет?
Проверка документов, конвой и снова этапы, лагеря.
За десять лет она научилась прятать горе, страх, тоску, слёзы, боль. Сейчас надо спрятать счастье, котороек этой смерти не имело отношения. Амалия не искала в Нём виновника своей искорёженной судьбы. Пройдено десятькругов ада. Главное, удержаться и не вернуться туда сейчас, когда до встречи остались считанные часы.
Тамбур наполнялся людьми, вышел проводник. Поезд замедлял ход, за окном поплыли тёмные силуэты домов. Проплыла водонапорная башня, здание вокзала. Состав заскрежетал тормозными колодками.
-Станция Петров- Вал, стоянка поезда десять минут.
В Камышинона ехала на рабочем поезде. Сердце вырывалось из груди. Отмелькали за окном деревни, разъезды. Поезд остановилсяи … вот он, город, который снился десять лет в тяжёлых лагерных снах. Единственный на всём свете, где она могла и хотела жить. Как знать, не будь её любви к этому городу, не было бы и того, что пришлось пережить? Как знать.Она сама сделала выбор тридцать лет назад. Родина, которой и был её город, на любовь ответила подлостью и обвинением в измене. В сорок третьем -городкричал от боли, горя похоронок, голода. Только-только освободили Сталинград. Амалия была вместе со всеми камышанами в общей радости от первой большой победы, но именно её – то радости и не поверили. Назвали немецкой шпионкой, оторвали от дочери, которая была всем: и смыслом, и самой жизнью.
Не задерживаясь на вокзале, Амалия перешла, узкой тропкой, натоптанной множеством ног, через Камышинку, скованную ещё льдом. Поднялась на берег, прошла вдоль забора лакокрасочного завода. Ноги с каждым шагом тяжелели. Амалия присела на скамейкуу проходной. Из ворот выходила ночная смена. На стене висел портрет в траурной раме, ноникто,из выходящих, около него не останавливался.Примелькался. В отличие от тех, кто был рядом с ней на вокзалах и поездах, эти, похоже, знали, как будут жить дальше. На серых лицах, измождённых тяжёлой работой и бессонной ночью, стояла печать одного только желания:
-Спать, спать.
Никому не было дела до одиноко сидящейженщины. Амалия поднялась со скамейки и, перейдя центральную улицу, пошла переулками к своему дому. По старинке подумала – своему. Муж, теперьбывший, отрёкся от неё,едва её арестовали. Но там живёт дочь, к которой и рвалось сердце. Страдания ребёнка, от сиротского житья без матери, затмевали собственные страдания.
Утро было всё ещё раннее, только изредка попадались навстречу прохожие. Она боялась случайной встречи с кем-то из знакомых. Но опасения были напрасными. Случись такая встреча, никто не признал бы Амалиюв согбенной женщине – в телогрейке, грубых сапогах.Из–под серого платка выбивались пряди, давно не мытых,седых волос.
Прежняя была лёгкая, почти воздушная - точёная фигурка, лучистые синие глаза, белокурые локоны, кольцами спадающие на плечи. Вечерами, укладывая свою девочку спать, рассказывала ей сказки. Она, слушая, накручивала на пальчик мамин локон. Приходилось подолгу сидеть у постельки,склонив голову к подушке, дожидаясь, когдауснёт,чтобы осторожно, не потревожив детского сна, раскрутить с пальчика свои волосы. Как безвозвратно далеко остались исчастливая женщина, и маленькая девочка, на детство которойлегло печатью жестокое и неправедное:
- Дочь врага народа.
Сострадание к членам семей врагов было преступно и потому наказывалось. Зло, с остервенением:
-Нишкни.
Нишкнули.По ту сторону колючей проволоки – наказанные. По эту – со страхоможидающие его.
Дом не изменился – не постарел, не обветшал. Затейливая кирпичная кладка, где стены толщиной чуть не в аршин. Что ему срок в десять лет, если построен на века. Амалия вошла во двор, открыла дверь чёрного хода и подошла к двери, давно забывшей о краске. Старческий дребезжащий голос ответил:
-Не заперто, заходите.
Открыла дверь и, сползая по косяку на пол, шептала огромным чёрнымглазам, прожигающим неузнаванием:
-Доченька. Лида, Лида.
Очнулась на кровати. На лбу мокрое полотенце. Над ней склонились два лица. Она видела их сквозь туман. Ясно только – чёрные глаза. Испуганные и всё такие же, какв первый миг – неузнающие.
-Очнулась, ну, Слава Богу. Я уж хотела Лидоньку за фершалом послать. Ты лежи, лежи. Я вот тебе сейчас чайку с травками пользительными заварю, посижу околь тебя, а Лидонька пущай в школу сбирается. Негоже школу – то пропускать. Ничё, нагутаритесь ещё. Жизнь у вас впереди длинная. И то сказать, свалилась, как снег на голову, да ещё сознаньем помрачилась. Перепугала нас, девонька.
Свекровь хлопотала с чаем, и комната наполнялась полузабытым ароматом цветущей весны, домашнего уюта. Семьи.
………………………………………………………………………………………
-Мама, просыпайся. Уже к Петров - Валу подъезжаем. Пока умоешься, чайку попьём, оденешься, не спеша, а там и – Камышин.
Первое, что увидела Амалия Фёдоровна – чёрные глаза. Лида склонилась над ней и протянула руки, чтобы помочь подняться. Купе наполнял аромат чая, заваренного дочерью. Как она любит – с травками.
Сон вплетался в явь тонкими, видимыми только ей, нитями. За окнами вагона- такая же непроглядная ночь, также выстукивают колёса:
-Домой, домой, домой.
И радость от скорой встречи с городом та же самая, только без дрожи. Спокойная радость,когда можно сказать:
-Как ни хорошо в гостях, а дома - лучше.
Амалия предупредила изрядно надоевшийза время дороги вопрос о её самочувствии:
-Не волнуйся, Лида. Чувствую себя прекрасно. Прекрасно настолько, насколько это прилично женщине,девяноста лет от роду, позволившей такое сумасбродство, как путешествие из Камышина в Калгари. А, впрочем, разве может быть сумасбродствомтакое чудо, как воссоединениесемьи? Подумать только, через семьдесят лет!
Она посмотрела на дочь ясными, не замутнёнными возрастом и пережитыми невзгодами, глазами.Сколько чувств было в этом взгляде! Илюбовь, и радость, и благодарность к дочери, потратившей три года на поиски утраченного родства.
Семьдесят лет назад уставшая от страха и унижений семья Даммеров, которую новая власть обобрала до нитки, решила уехать в Канаду, где жили родственники. Амалия отказалась, сказав, что без Родинысвоей жизни не представляет. Она и в самом деле не представляла её не то, что в другой стране – в другом городе, кроме Камышина. С тех пор память о родныхстала самой великой тайной и страхом. Вдруг всё вернётся, и кару за прошлое будет нестидочь? То, что за прошлое, даже если оно было - без права выбора, рождением в семье поволжских немцев, можно понестинесоизмеримое «с виной» наказание, за десять лет лагерейзатвердила на всю жизнь.
Жизнь затейлива на придумки не только обстоятельств, но и искушений. Канадские племянникипредлагали тёте, давно оплаканной их родителями, не возвращаться в эту «ужасную» Россию. Брали на себя хлопоты по узакониванию её жительства в Канаде, но Амалия даже слышать об этом не хотела. Не хотела, несмотря на просьбы Лиды и, почти, обиду племянников, не понимавших, как можно отказываться от спокойной, обеспеченной жизни в кругу большой и благополучно устроенной семьи.
Ей не нужен был чужой рай. Ни раньше, ни теперь.
Ночное видение, словно почувствовав свою неуместность в уюте мягкого купе,растаяло во тьме за окном.
Кто их поймёт, эти сновидения? Они живут по своим, неведомым и неподвластным людям законам. Являются, когда захотят и уходят, не спрашивая на то позволения. Оставляя людям или недоумение – к чему бы, или, как этот, навязчиво повторяющийся сон, погружая в прошлое, не давая забыть о нём.
Очень интересно! Одна из многих судеб, сломанных, но не сломленных людей. А вот эти слова говорят о человеке всё: "Ей не нужен был чужой рай. Ни раньше, ни теперь". Автору - удачи и слова благодарности!
Прочитал на одном дыхании. Прекрасный литературнй язык, сдержанная экспрессия - без нагнетаняи и пузырей. Молодца, автор. Достойный для публичного обозрения материал.
Таких рассказов на эту тему море. Но не это минус, а то, что весь скелет "сюжета" собран из стандартных газетно-журнальных блоков.Уже первый абзац рождает досаду: было это, было и точно вот так же...Скорее это очерк, а не рассказ...Читается да легко,без спотыкашек,но НИЧЕГО нового я не увидела...И даже единственный живой эпизод- засыпающая дочка, наматывающая локон мамы на пальчик...тоже взят на прокат...недавно такой же читала у кого-то из писателей прошлого века...
я согласен с Поцарапкой. здесь сплошные штампы. но на фоне того, что представлено на конкурс, за редким исключением, данная работа выглядит вполне прилично.
Рассказ замечательный. История страны через проекцию жизни и трагедии одного человека. В несколько строк - целая жизнь. И жизнь эта прекрасна, поскольку есть самое главное - Любовь. Автору желаю удачи.
Хороший рассказ. Сюжет пронзительный, но написано без излишнего надрыва. Слог хороший. В концовке хотелось бы увидеть( услышать диалог с дочкой), но дело автора. Мне все же понравилось. Удачи в Чемпионате, автор.
За десять лет она научилась прятать горе, страх, тоску, слёзы, боль. Сейчас надо спрятать счастье
!!! И пусть воркуют царапки о газетных стандартах и повторяющихся локонах! Я скажу - ХО-РО-ШО!! Моя маленькая дочурка тоже крутила локоны на пальчик, засыпая. Удачи в конкурсе!
Тема очень нужная, больная, скорбная...Нужная, чтобы помнили люди о том страшном времени, чтобы не допустили повторения. Конечно, это не рассказ о первом поцелуе или первой любви, что случается с каждым в разной интерпретации, и о чем, наверное, читать легче и приятнее во всех отношениях. Эта история - частный случай, а подобный "частный случай" прошелся по судьбам очень многих. Но рассказ выглядит только материалом для будущей повести... или романа? Ощущение зарисовок или набросков. Удачи автору!
Спасибо всем, кто прочёл, поддержал, возможно, проникся ещё одной человеческой судьбой. Очень нелёгкой, непростой. И в защиту своего маленького рассказа об удивительной женщине-ничего "надёрганного из газетно-журнальных блоков" в нём нет. Я дружила с Амалией Фёдоровной до её девяноста трёх лет, то есть до дня её смерти. Историю же жизни узнала очень поздно. Моя мама, которая была её подругой знала, но хранила тайну и не раскрыла никому, даже мне, своей дочери. Фотография - подлинная, сделана в 47-ом году в одном из Мордовских лагерей, откуда А.Ф. в том же 47-ом году была этапирована в Архангельскую область, где и сидела до 1953года. Её мне любезно предоставила дочь Амалии Фёдоровны-Лида.
Это не просто человеческая судьба, а наша история! Сколько безвинных мучеников сгинуло без вести в лагерях! Об Амалии Даммер мы будем знать и помнить, благодаря Вам, Ольга, и Вашему замечательному рассказу. Её боль близка многим и многим... И локон на детском пальчике - не штамп, а самое светлое ее воспоминание...