Ты давно просишь рассказать о нынешнем моем деревенском житье-бытье. Каково это, мол, «вдали от цивилизации, на свежем воздухе, без городского шума и пыли… Зимой, наверное, снега по самые окна. Весной и осенью – непролазная грязь. И только летом – божья благодать…»
Ну что сказать? Нарисованная тобой картинка недалека от истины. И все же она больше похожа на то, что мы видим из окна мчащейся машины или поезда. Они ведь – «вжик» – и пронеслись мимо… А глаз только и успевает зацепиться за резные наличники и ставенки… За покосившуюся, вросшую в землю подслеповатую избенку… Или, наоборот, за крепкую, с огромной тарелкой на крыше, основательность современного «дворянского» гнезда…
Контрасты – они всегда бьют в глаза.
Вспоминаю сейчас с улыбкой, как сошла я несколько лет назад с поезда, потом вышла из машины, что домчала меня до Губачево, и ступила наконец на эту землю. И что же? Первое что понимаю – вот беда, мои любимые туфли на шпильке – не та обувь… «Калоши, голубушка, калоши – вот в чем здесь ходят. Ну, или сапоги. Зимой, понятное дело, валенки», – посоветовала добродушно соседка, наблюдая мое неуклюжее дефиле до дома по мокрой траве на каблучках.
Знаешь, брат, что покорило меня здесь сразу? – красота этих мест. Она неброская, спокойная, но на это хочется смотреть и смотреть. Просторы тут такие, что холмы на горизонте без заметной границы перетекают в небо и растворяются в нем. И ощущение, что белые облачные барашки в самом деле пасутся на земле. А воздуха столько, что голову кружит от такого кислородного «коктейля» и так и тянет воскликнуть восторженно, глядя на эту благодать, как Иоанн Грозный в известном фильме: «Лепота!..»
Деревня окружена полями: куда ни глянешь – всё поля и поля. Что самое удивительное, поля эти не заброшенные какие-нибудь, заросшие бурьяном или осотом, – что не такая уж редкость по нынешним временам. Нет! Они обрабатываются. По ним даже течение времени можно наблюдать, не заглядывая в календарь. Вспахали, засеяли – долгожданная весна пришла. Заколосились то ли рожь, то ли ячмень – тут, каюсь, я не сильна – значит, лето в разгаре. Убрали урожай да солому в валки скатали, навозили коровьих лепешек – осень наступила. Ну, а зима, понятное дело, укрывает всё снегом – и взошедшие зеленым ершиком озимые, и скрученные кипы соломы, и овражки с купами деревьев меж полей.
За ближним овражком, кстати, когда-то, в давние, еще царские времена, усадьба губачевского барина располагалась. Говорят, здесь был каменный дом под сенью огромных вековых дубов, и вела к нему липовая аллея, завлекавшая всех пчел в округе в пору цветения своим ароматом. Вокруг дома было множество хозяйственных построек. Огромный птичник. Конюшня с парой гнедых или серых, в яблоках. Пруд, в котором водилась рыба. Пасека поодаль – в этих местах, с богатым разнотравьем, раздольем цветов-медоносов, пчеловодством занимались исстари.
Представлялось, как дворовые бабы на открытом огне в больших медных тазах готовили варенья. Крыжовенное, малиновое, земляничное, вишневое… или из яблок, которых здесь и теперь без счету. Ожерельями сушились нанизанные на нитки грибы: белые, боровики, красноголовики… В дубовых бочках солились огурчики – ядреные, пупырчатые. Не зря суздальские да владимирские славятся с незапамятных времен.
И так всё лето.
Потом, уже поздней осенью, всё заготовленное, наверное, обозом свозилось в город, где барская семья предпочитала зимовать, а усадьба пустела до следующего приезда господ.
Дух той усадьбы, кажется, не выветрился здесь до сих пор, а ее очертания так и мерещатся за деревьями…
Вообще, история этих мест для меня, родившейся и выросшей совсем в других краях, любопытна чрезвычайно. Одни названия деревень и сел чего стоят! Ты только вслушайся: Богослово, Бородино, Горицы, Зернево, Козики, Малининский, Масленка, Нежитино, Обращиха, Пустой Ярославль, Скородумка, Сновицы, Содышка, Теремец, Филиппуши... Правда, они звучат как песня? Красивая, раздольная, чуть задумчивая, то с легкой грустинкой, то с русской бесшабашностью.
Они и есть сама история.
Мне было интересно, откуда такие названия, с чем они связаны. И вот что я узнала про некоторые из них.
Например, село Ново-Александрово, оказывается, сравнительно молодое – ему чуть более ста лет, но исторические корни этого населенного пункта уходят в далекое прошлое. На месте села стояла небольшая деревня. Издавна здесь селились искусные кузнецы, отсюда и название «Ковалево» (от слова «коваль» – кузнец), которое сохранялось до середины ХIХ века. В 1878 году в деревне был построен храм Александра Невского, она приобрела статус села, которое стало называться Ново-Александрово.
Помимо кузнечного дела село славилось строителями: каменщиками, штукатурами, плотниками, которые уходили на заработки в Москву и другие города.
А село Сновицы, по описаниям середины XIX века, было расположено в пяти верстах от города Владимира справа от дороги к Юрьеву-Польскому. Далее в полуверсте от него на высокой горе одиноко стоял храм древней архитектуры – тут когда-то был Сновицкий монастырь. Окрестности этого места очень живописны. С одной стороны – высокая гора, вся заросшая деревьями, далее по склону горы была небрежно раскинута маленькая деревенька Веризина, снизу изгибалась небольшая речка. С другой стороны чернела Марьина роща, и за нею расстилались широкие золистые поля, засеянные пшеницей.
Названия здешних окрестностей самобытны и неповторимы. Небольшой лесок позади церкви называется Лоханью. Название скорее всего связано с формой рельефа. Гора Малаховская. Гора Сленская. Слень, по Далю, – твердая слизь, которой рыба покрывается на зиму. Гора Глинская – здесь где когда-то давно под староверским кладбищем обжигали кирпич. А внизу извивается маленькая речушка Содышка. В межевой книге села Богослово она упоминается как Содошка, в таблицах по вычислению угодий села Сновицы – как Сотовка, в списке населенных мест за 1863 год – Содочка. В настоящее время встречается произношение Содушка.
Было в народе предание, что «когда царь Иоанн шел войной на Казань, то будто бы остановился на этом месте и видел во сне Богородицу, которая предсказала ему, что он победит татар и возвратится невредимым со славою великою. В благодарность царь повелел основать здесь монастырь, который и назвал Сновицким по воспоминанию бывшего ему сновидения, а храм – Благовещенским, за благую весть». А так как были они здесь с отдыхом, «с отдышкой», речку назвали Содышкой...
Другая легенда еще чуднее и еще менее исторична. «Говорят, что в давние времена жил здесь монах по прозвищу Сновид, или Сновидец. Может быть, вещие сны снились тому монаху. По его прозвищу и назвали монастырь Сновицким, а селение – Сновицами». По своей загадочности легенда о монахе Сновиде привлекательней и кажется достоверней, тем более что предание об Иоанне Грозном слишком уж позднее для такого древнего места и, конечно, для названия реки. Хотя никак нельзя ручаться за достоверность и той и другой легенды.
Есть в селе Сновицы несколько достопримечательностей. Например, дом, которому более ста лет. В нем жили зажиточные крестьяне. В годы коллективизации их раскулачили, дом отобрали. В конце прошлого столетия строение вернули дочке бывшего хозяина. Местные говорят, она тщетно пыталась его продать – цена слишком высока.
Кроме того, в селе Сновицы Суздальского уезда в первой половине XIX века жил один из потомков князей Пожарских, Илья Ефимович Пожарский. Здесь проживало не одно поколение Пожарских. Среди Пожарских из села Сновицы были однодворцы-крестьяне, ездившие на заработки в Москву.
А на месте нынешней Благовещенской церкви издревле существовал мужской монастырь. Монастырь управлялся сначала игуменами, а потом архимандритами, имел 750 душ крестьян. В 1764 году монастырь был упразднен.
Село Богослово было расположено на речке Поповка в шести верстах от города Владимир. О нем говорится в грамотах Иоанна Васильевича, в числе сел в вотчине Московского митрополита Симона. Село Богослово впервые упоминается в документах в начале XVI века.
В 1833 году здесь была построена каменная церковь на средства прихожан. Приход состоял из села и деревень: Загорья, Багриново, Филиппуши, Нежитино, сельца Марьина. Всего было 701 человек мужского и 800 женского пола.
Основной четверик с апсидой и колокольней церкви построены в 1833 году, трапезная часть – в 1876 году, и гораздо позже – приделы около колокольни.
Село Никульское упоминается в документах впервые в 1662 году. Село было вотчиной московского Новодевичьего монастыря. Оно было подарено монастырю Иоанном Грозным. Ныне существующая в селе Никольская церковь поставлена на месте деревянной. Она сооружена в 1828 году на средства прихожан.
Знаешь, пока искала информацию в Интернете* об этих местах, узнала о значении нового для меня слова – селище. Оказывается, СЕ́ЛИЩЕ – это археологический термин, обозначающий древнее (исчезнувшее) неукрепленное, в отличие от укрепленного городища, поселение. Селище обычно не заметно на местности и обнаруживается только по наличию культурного слоя.
Так вот таких селищ в этих местах несколько. И наша деревня Губачево – на территории одного из них. Как древнерусское селище Губачево восходит своими корнями аж к XII – XIII векам. Представляешь, в каком особенном, овеянном «сединой веков» месте я живу?!
Сегодня об этой седине веков мало что напоминает, разве что разбросанные тут и там древние церкви да часовенки. В деревянных домиках вдоль всей дороги от Владимира до деревни почти сплошь стеклопластиковые окна да сайдинговая «обертка». Почти у каждого – по машине у ворот. Нередки спутниковые тарелищи на крышах, заменившие прежние антенны-скелетики. Всё, как везде.
[Скрыть]Регистрационный номер 0093754 выдан для произведения:
Здравствуй, дорогой брат!
Ты давно просишь рассказать о нынешнем моем деревенском житье-бытье. Каково это, мол, «вдали от цивилизации, на свежем воздухе, без городского шума и пыли… Зимой, наверное, снега по самые окна. Весной и осенью – непролазная грязь. И только летом – божья благодать…»
Ну что сказать? Нарисованная тобой картинка недалека от истины. И все же она больше похожа на то, что мы видим из окна мчащейся машины или поезда. Они ведь – «вжик» – и пронеслись мимо… А глаз только и успевает зацепиться за резные наличники и ставенки… За покосившуюся, вросшую в землю подслеповатую избенку… Или, наоборот, за крепкую, с огромной тарелкой на крыше, основательность современного «дворянского» гнезда…
Контрасты – они всегда бьют в глаза.
Вспоминаю сейчас с улыбкой, как сошла я несколько лет назад с поезда, потом вышла из машины, что домчала меня до Губачево, и ступила наконец на эту землю. И что же? Первое что понимаю – вот беда, мои любимые туфли на шпильке – не та обувь… «Калоши, голубушка, калоши – вот в чем здесь ходят. Ну, или сапоги. Зимой, понятное дело, валенки», – посоветовала добродушно соседка, наблюдая мое неуклюжее дефиле до дома по мокрой траве на каблучках.
Знаешь, брат, что покорило меня здесь сразу? – красота этих мест. Она неброская, спокойная, но на это хочется смотреть и смотреть. Просторы тут такие, что холмы на горизонте без заметной границы перетекают в небо и растворяются в нем. И ощущение, что белые облачные барашки в самом деле пасутся на земле. А воздуха столько, что голову кружит от такого кислородного «коктейля» и так и тянет воскликнуть восторженно, глядя на эту благодать, как Иоанн Грозный в известном фильме: «Лепота!..»
Деревня окружена полями: куда ни глянешь – всё поля и поля. Что самое удивительное, поля эти не заброшенные какие-нибудь, заросшие бурьяном или осотом, – что не такая уж редкость по нынешним временам. Нет! Они обрабатываются. По ним даже течение времени можно наблюдать, не заглядывая в календарь. Вспахали, засеяли – долгожданная весна пришла. Заколосились то ли рожь, то ли ячмень – тут, каюсь, я не сильна – значит, лето в разгаре. Убрали урожай да солому в валки скатали, навозили коровьих лепешек – осень наступила. Ну, а зима, понятное дело, укрывает всё снегом – и взошедшие зеленым ершиком озимые, и скрученные кипы соломы, и овражки с купами деревьев меж полей.
За ближним овражком, кстати, когда-то, в давние, еще царские времена, усадьба губачевского барина располагалась. Говорят, здесь был каменный дом под сенью огромных вековых дубов, и вела к нему липовая аллея, завлекавшая всех пчел в округе в пору цветения своим ароматом. Вокруг дома было множество хозяйственных построек. Огромный птичник. Конюшня с парой гнедых или серых, в яблоках. Пруд, в котором водилась рыба. Пасека поодаль – в этих местах, с богатым разнотравьем, раздольем цветов-медоносов, пчеловодством занимались исстари.
Представлялось, как дворовые бабы на открытом огне в больших медных тазах готовили варенья. Крыжовенное, малиновое, земляничное, вишневое… или из яблок, которых здесь и теперь без счету. Ожерельями сушились нанизанные на нитки грибы: белые, боровики, красноголовики… В дубовых бочках солились огурчики – ядреные, пупырчатые. Не зря суздальские да владимирские славятся с незапамятных времен.
И так всё лето.
Потом, уже поздней осенью, всё заготовленное, наверное, обозом свозилось в город, где барская семья предпочитала зимовать, а усадьба пустела до следующего приезда господ.
Дух той усадьбы, кажется, не выветрился здесь до сих пор, а ее очертания так и мерещатся за деревьями…
Вообще, история этих мест для меня, родившейся и выросшей совсем в других краях, любопытна чрезвычайно. Одни названия деревень и сел чего стоят! Ты только вслушайся: Богослово, Бородино, Горицы, Зернево, Козики, Малининский, Масленка, Нежитино, Обращиха, Пустой Ярославль, Скородумка, Сновицы, Содышка, Теремец, Филиппуши... Правда, они звучат как песня? Красивая, раздольная, чуть задумчивая, то с легкой грустинкой, то с русской бесшабашностью.
Они и есть сама история.
Мне было интересно, откуда такие названия, с чем они связаны. И вот что я узнала про некоторые из них.
Например, село Ново-Александрово, оказывается, сравнительно молодое – ему чуть более ста лет, но исторические корни этого населенного пункта уходят в далекое прошлое. На месте села стояла небольшая деревня. Издавна здесь селились искусные кузнецы, отсюда и название «Ковалево» (от слова «коваль» – кузнец), которое сохранялось до середины ХIХ века. В 1878 году в деревне был построен храм Александра Невского, она приобрела статус села, которое стало называться Ново-Александрово.
Помимо кузнечного дела село славилось строителями: каменщиками, штукатурами, плотниками, которые уходили на заработки в Москву и другие города.
А село Сновицы, по описаниям середины XIX века, было расположено в пяти верстах от города Владимира справа от дороги к Юрьеву-Польскому. Далее в полуверсте от него на высокой горе одиноко стоял храм древней архитектуры – тут когда-то был Сновицкий монастырь. Окрестности этого места очень живописны. С одной стороны – высокая гора, вся заросшая деревьями, далее по склону горы была небрежно раскинута маленькая деревенька Веризина, снизу изгибалась небольшая речка. С другой стороны чернела Марьина роща, и за нею расстилались широкие золистые поля, засеянные пшеницей.
Названия здешних окрестностей самобытны и неповторимы. Небольшой лесок позади церкви называется Лоханью. Название скорее всего связано с формой рельефа. Гора Малаховская. Гора Сленская. Слень, по Далю, – твердая слизь, которой рыба покрывается на зиму. Гора Глинская – здесь где когда-то давно под староверским кладбищем обжигали кирпич. А внизу извивается маленькая речушка Содышка. В межевой книге села Богослово она упоминается как Содошка, в таблицах по вычислению угодий села Сновицы – как Сотовка, в списке населенных мест за 1863 год – Содочка. В настоящее время встречается произношение Содушка.
Было в народе предание, что «когда царь Иоанн шел войной на Казань, то будто бы остановился на этом месте и видел во сне Богородицу, которая предсказала ему, что он победит татар и возвратится невредимым со славою великою. В благодарность царь повелел основать здесь монастырь, который и назвал Сновицким по воспоминанию бывшего ему сновидения, а храм – Благовещенским, за благую весть». А так как были они здесь с отдыхом, «с отдышкой», речку назвали Содышкой...
Другая легенда еще чуднее и еще менее исторична. «Говорят, что в давние времена жил здесь монах по прозвищу Сновид, или Сновидец. Может быть, вещие сны снились тому монаху. По его прозвищу и назвали монастырь Сновицким, а селение – Сновицами». По своей загадочности легенда о монахе Сновиде привлекательней и кажется достоверней, тем более что предание об Иоанне Грозном слишком уж позднее для такого древнего места и, конечно, для названия реки. Хотя никак нельзя ручаться за достоверность и той и другой легенды.
Есть в селе Сновицы несколько достопримечательностей. Например, дом, которому более ста лет. В нем жили зажиточные крестьяне. В годы коллективизации их раскулачили, дом отобрали. В конце прошлого столетия строение вернули дочке бывшего хозяина. Местные говорят, она тщетно пыталась его продать – цена слишком высока.
Кроме того, в селе Сновицы Суздальского уезда в первой половине XIX века жил один из потомков князей Пожарских, Илья Ефимович Пожарский. Здесь проживало не одно поколение Пожарских. Среди Пожарских из села Сновицы были однодворцы-крестьяне, ездившие на заработки в Москву.
А на месте нынешней Благовещенской церкви издревле существовал мужской монастырь. Монастырь управлялся сначала игуменами, а потом архимандритами, имел 750 душ крестьян. В 1764 году монастырь был упразднен.
Село Богослово было расположено на речке Поповка в шести верстах от города Владимир. О нем говорится в грамотах Иоанна Васильевича, в числе сел в вотчине Московского митрополита Симона. Село Богослово впервые упоминается в документах в начале XVI века.
В 1833 году здесь была построена каменная церковь на средства прихожан. Приход состоял из села и деревень: Загорья, Багриново, Филиппуши, Нежитино, сельца Марьина. Всего было 701 человек мужского и 800 женского пола.
Основной четверик с апсидой и колокольней церкви построены в 1833 году, трапезная часть – в 1876 году, и гораздо позже – приделы около колокольни.
Село Никульское упоминается в документах впервые в 1662 году. Село было вотчиной московского Новодевичьего монастыря. Оно было подарено монастырю Иоанном Грозным. Ныне существующая в селе Никольская церковь поставлена на месте деревянной. Она сооружена в 1828 году на средства прихожан.
Знаешь, пока искала информацию в Интернете* об этих местах, узнала о значении нового для меня слова – селище. Оказывается, СЕ́ЛИЩЕ – это археологический термин, обозначающий древнее (исчезнувшее) неукрепленное, в отличие от укрепленного городища, поселение. Селище обычно не заметно на местности и обнаруживается только по наличию культурного слоя.
Так вот таких селищ в этих местах несколько. И наша деревня Губачево – на территории одного из них. Как древнерусское селище Губачево восходит своими корнями аж к XII – XIII векам. Представляешь, в каком особенном, овеянном «сединой веков» месте я живу?!
Сегодня об этой седине веков мало что напоминает, разве что разбросанные тут и там древние церкви да часовенки. В деревянных домиках вдоль всей дороги от Владимира до деревни почти сплошь стеклопластиковые окна да сайдинговая «обертка». Почти у каждого – по машине у ворот. Нередки спутниковые тарелищи на крышах, заменившие прежние антенны-скелетики. Всё, как везде.
Низкий поклон Вам, Альфия, за любовь, которой дышит каждое Ваше слово, к истории деревень, деревушек, урочищ, названий. Это просто песнь песней у Вас получилась. Особенно дорого, потому что уходит эта любовь. Сейчас нам дороже становятся экзотические острова, заморские страны. Пожалуй, о них уже больше знаем и произносим увереннее. Спасибо!
Спасибо, Олечка! Вы знаете, эти места для меня новые, но я успела полюбить их неброскую и спокойную красоту. А узнать чуть больше об истории этого края было интересно мне самой.
Хорошая , Альфия, работа! Необычный экскурс в историю. Как это я сам не додумался рассказать о своих родных местах. Там ведь историей дышит каждый камень. Правда, я и написал о Беларуси, только залез в такие дебри, аж в бронзовый век.
Трогательная история. Деревенская жизнь размеренна, некичлива, неброска. Всё правильно и слаженно. Мне нравится бывать в деревне. Но жить там долго я бы не смогла. Видимо, городская суета живёт в крови. Не хватает мне бега по кругу. Удачи в конкурсе, Альфия!
Танечка, я и сама любительница благ цивилизации. Но поверьте, это такой кайф - засыпать в деревенском домике под трели соловьев летом... Затопив печь, идти чистить снег зимой. Какой потом румянец на щеках - это что-то! А потом сесть за ноутбук и, любуясь в окно бесконечными просторами, писать об этом...
Хороший рассказ! Но теперь мне придется менять тему своего. Начал писать о родном Донецке, бывшей Юзовке и Сталино. Но по обилию исторических фактов мне Вас не переплюнуть. Попытаюсь зайти с другого бока, а Вам искренне желаю удачи!
Это точно! Звучность названий здесь очень самобытна и разнообразна. Это не Первая (Вторая, Третья...) Советская или Красноармейская улица в больших городах, словно нашему богатейшему лексикону сделали обрезание, под корень... Хорошо, что где-то возвращаются, точнее, возвращают старинные имена улицам.
Читала, как песню слушала. Сочные, говорящие названия поселений, описание жизни неспешной и трудной.... Альфия, вы мастер слова. очень понравился ваш рассказ.Удачи вам!
Какая же чудесная История! Звучит, словно плавный напев над полями. А пахнет скошенной травой,медуницей и кашкой. И цикады стрекочут, и соловьи заливаются, и воздух резкий и пьяный, - всё чувствуется, как наяву. Не устаю восхищаться и поражаться образности повествования твоих историй, дорогая Алечка! И как всегда, пронизано бесконечной любовью, но здесь - к дивному миру русской деревни, её вековой истории. Замечательно! Успеха-успеха-успеха!
Оленька, спасибо! Но здесь кроме светлой грусти есть и не лишенное позитивного момента настоящее. Деревня умерла не везде, она жива, и это не может не радовать.
Аля, перечитала снова. Картинка к рассказу-изумительная. Причём, как будто в нашем Софьино снято. А про калоши-не в бровь, а в глаз. Когда мы жили в Алма-Ате, то часто собирали посылки, сюда, родителям мужа.В Алма-Ате было хорошее снабжение, не то, что в России. Ну, и в отпуск, естественно, загружались подарками. Всё было разнообразным, кроме одного, калош. По моему, у продавцов глаза на лоб лезли, когда мы их закупали. Кажется, никто, кроме нас не покупал.У нас и шутка была: "Те, что на прошлой неделе... они уже съели". Теперь сами, без калош, как без воды, ни туды и ни сюды.
Какая прелесть, Олечка: "Те, что на прошлой неделе... они уже съели". Между прочим, мои родители тоже слали из Узбекистана калоши в подарок своим родным жившим в России... А фото - мое, это я с балкончика новой мастерской снимала на телефон. Спасибо Вам, дорогая! Я сегодня еще былину с новеллой, предназначавшейся на героический тур, выложила. Заходите!
На Западе- каждон поселение имеет глубокою историю и традицию. А у нас "территории много"- давай, гоноби, забывай. А Власти глубоко наплевать. Поэтому спасибо, Альфия за твой интерес. "Вотчина.... Монастыря. Немного не звучит. Все таки вотчина, отчина - это земельное владение по наследству, от отца. здесь - владение, собственность.
Володя, спасибо, что прочитал. Я бы согласилась с тобой, однако это село было-таки монастырской вотчиной. Такие на Руси существовали начиная с XI века. Вот, нашла в Инете даже статью с названием "Монастырские вотчины и доходы" (http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/068/68231.htm) Так что против истины я не погрешила.
А я приехала в такие края и полюбила их. В эту пору здесь особенно красиво, раздольно, соловьи поют - заслушаешься, цветов сколько... Очень люблю это время. Тут ты можешь наблюдать каждый шажок времени, а в городе - только его бег.