НА БЕРЕГАХ ИОРДАНА
18 января 2019 -
Парнасская Горница
Тема 7. Благословенный день Крещенья
“С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Но не возмущайся этим: в этом-то смирении и сияет особенно высота Его. Да и чему удивляться, если принял крещение и вместе с другими пришел к рабу Тот, Который благоволил столько времени быть в девической утробе, родиться с нашим естеством, принять заушения и крест, претерпеть все, что претерпел Он. То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; все же прочее было уже следствием этого...”
Святитель Иоанн Златоуст
Шел пятнадцатый год правления кесаря Тиверия в Риме. В Иудее начальствовал Понтий Пилат. Заканчивалось время, когда Спаситель мира жил в семье безвестного плотника в глуши Назарета. Теперь Он должен был открыто явить Себя всему миру, как “Ходатай Бога и человеков”. И вот в Заиорданской стране раздается глас того, о котором сказал пророк Исаия: “глас вопиющаго в пустыни: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” (Мф. 3, 3); голос последнего ветхозаветного пророка Иоанна Предтечи, сына праведных Захарии и Елисаветы. Он, повинуясь велению Божию (Лк. 3, 2), “прииде во страну Иорданскую, проповедуя крещение покаяния во оставление грехов” (Лк. 3,3).
Свт. Иоанн Златоуст пишет: “Крещение Иоанново не давало прощения грехов: да и каким образом могло быть отпущение грехов, когда еще ни жертва не была принесена, ни Дух Святый не сходил, ни грех не был заглажен, ни вражда не пресеклась, ни проклятие не уничтожилось?
Итак, что же значит-то оставление грехов? Нераскаянны были иудеи и никогда не чуствовали грехов своих, но всегда считали себя праведниками, а это-то то особенно губило их и отдаляло от веры...
И цель пришествия Иоаннова состояла в том, чтобы расположить их к познанию своих грехов и склонить к покаянию... Так как если бы они не осудили самих себя, то не стали бы искать и милости; а не ища ее, не удостоились бы и отпущения грехов. Итак, крещение Иоанново пролагало путь к другому”.
Была и другая причина, на которую указывает святитель:
“Неприлично было Иоанну обходить дома и, взявши Христа за руку, водить везде, говоря: веруйте в Него; неприлично также было перед всеми мимоходящими возносить этот блаженный глас, и совершать все прочее. Потому пришел он крестить”.
Самая наружность Крестителя — власяная одежда, которую он носил и зимою, и летом; мужественная крепкая душа его — ни дома, ни постели, ни стола, но суровая пустыня, откуда он, подобно ангелу с неба, нисходил во грады; грозная обличительная проповедь — все это вызывало к нему уважение и привлекало к Иордану жителей Иудеи, так что вскоре даже самые глухие дороги покрылись нескончаемой вереницей людей, тянувшихся к берегам реки в местечко Вифавар. Молва называла Иоанна Мессией, и многие обращались к нему с вопросом, “Не Христос ли Он?” Иоанн всем отвечал: “я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Лк. 3, 15-16).
И сам Иоанн смиренно, с благоговением ожидал Того, Которому он только приуготовлял дорогу.
Увидев, по внушению Свыше, в толпе грядущего Христа, о котором за тридцать лет до этого он радостно взыграл во чреве матери своей (Лк. 1, 39-45), Иоанн и сейчас радостно затрепетал духом. Смирение Спасителя и сознание своего недостоинства вызвало с его стороны как бы протест: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?” (Мф. 3, 14).
Но не только поэтому Иоанн удерживает Его. Святитель Иоанн Златоуст пишет: “Так как крещение Иоанново было крещением покаяния и приводило людей в сознание своих грехов, то, чтобы кто не подумал, что и Иисус приходит на Иордан с таким же намерением (т.е. с покаянием), чтобы ты, видя Его, идущего ко крещению, не судил о Нем низко, Иоанн удерживает Его”.
И слышит ответ, в котором слились воедино и величие Сына Божия, и смирение Сына Человеческого: “Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду” (Мф. 3, 15) — “ныне время обнищания, ныне время снисхождения, по которому Я восприял на Себя человека, и приемлю крещение, чтобы его (человека) соделать чистым от преступления; ныне требуется не власть Владычная, но рабское уничижение: остави ныне исполнитися милосердию, чтобы не было препятствия к спасению человеков, тако бо подобает нам исполнити всяку правду”.
Смысл этих слов таков: мы все предписанное законом исполнили, не преступили ни одной заповеди; и так как остается только одно крещение, то и это нам должно присовокупить, и таким образом исполним всякую правду, ибо правда есть исполнение заповедей.
Христос пришел креститься в тридцать лет. Почему?
Потому, отвечает Златоуст, что после крещения Ему надлежало упразднить закон. А чтобы кто-нибудь не сказал, что Он отменяет закон потому, что не смог исполнить его, Он во всей точности исполнял его в продолжение того возраста, который обыкновенно способен ко всяким грехам. Не во всякое ведь время все страсти действуют в нас: но в раннем возрасте обыкновенно бывает больше неразумия и малодушия, в последующем сильнее действует похоть, а далее, в следующем возрасте, — любостяжание. Потому-то Христос, прошедши чрез все эти возрасты и во всех их исполнив закон, тогда уже приходит к крещению, чем и заключил исполнение всех заповедей: “Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона. Для того-то Я и принял плоть, и пришел в мир”.
Иоанн немедленно повиновался.
“И крестився Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него” (Мф. 3, 16).
“Естественно, народ почитал Иоанн гораздо выше Христа. Тот всю жизнь свою проводил в пустыне, был сын архиерея и, сверх того, родился от неплодной. Иисус же произошел от незнатной отроковицы (рождение от Девы не было еще всем известно), воспитывался в доме, обращался со всеми и носил обычную одежду. Так как никто еще не знал неизреченных тайн Домостроительства Божия, то и почитал Христа меньшим... Вот почему, чтобы такая мысль не утвердилась в народе, тотчас по крещении Иисуса отверзаются небеса, нисходит Дух и вместе с Духом глас, возвещающий достоинство Иисуса, как Единородного. А так как этот глас: “Cей есть Сын Мой Возлюбленный” (Мф. 3, 17) многим казался относящимся к Иоанну, то Дух Святой сошел в виде голубя, чтобы показать всем, что слово ”Сей” сказано не об Иоанне крестившем, но об Иисусе крестившемся”.
Итак, Иоанн крестил Иисуса и своими словами: “Я для того пришел крестить Его в воде, чтобы Он явлен был Израилю” (Иоан. 1, 31), — возвестил, что пришел обещанный Мессия и начался Новый Завет.
“Исполнив крещение иудейское, Христос отверз двери и крещению Церкви Новозаветной”. Здесь, на берегах Иордана, совершилось событие, положившее начало Его спасительному служению миру...”
++++++++++++++++++++++++++
ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКУ, глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Троическое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя: / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение: / явлейся, Христе Боже, // и мир просвещей, слава Тебе.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0437193 выдан для произведения:
“С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Но не возмущайся этим: в этом-то смирении и сияет особенно высота Его. Да и чему удивляться, если принял крещение и вместе с другими пришел к рабу Тот, Который благоволил столько времени быть в девической утробе, родиться с нашим естеством, принять заушения и крест, претерпеть все, что претерпел Он? То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; все же прочее было уже следствием этого...”
Святитель Иоанн Златоуст
Шел пятнадцатый год правления кесаря Тиверия в Риме. В Иудее начальствовал Понтий Пилат. Заканчивалось время, когда Спаситель мира жил в семье безвестного плотника в глуши Назарета. Теперь Он должен был открыто явить Себя всему миру, как “Ходатай Бога и человеков”. И вот в Заиорданской стране раздается глас того, о котором сказал пророк Исаия: “глас вопиющаго в пустыни: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” (Мф. 3, 3); голос последнего ветхозаветного пророка Иоанна Предтечи, сына праведных Захарии и Елисаветы. Он, повинуясь велению Божию (Лк. 3, 2), “прииде во страну Иорданскую, проповедуя крещение покаяния во оставление грехов” (Лк. 3,3).
Свт. Иоанн Златоуст пишет: "Крещение Иоанново не давало прощения грехов: да и каким образом могло быть отпущение грехов, когда еще ни жертва не была принесена, ни Дух Святый не сходил, ни грех не был заглажен, ни вражда не пресеклась, ни проклятие не уничтожилось? Итак, что же значит-то оставление грехов? Нераскаянны были иудеи и никогда не чуствовали грехов своих, но всегда считали себя праведниками, а это-то то особенно губило их и отдаляло от веры... И цель пришествия Иоаннова состояла в том, чтобы расположить их к познанию своих грехов и склонить к покаянию... Так как если бы они не осудили самих себя, то не стали бы искать и милости; а не ища ее, не удостоились бы и отпущения грехов. Итак, крещение Иоанново пролагало путь к другому".
Была и другая причина, на которую указывает святитель: "Неприлично было Иоанну обходить дома и, взявши Христа за руку, водить везде, говоря: веруйте в Него; неприлично также было перед всеми мимоходящими возносить этот блаженный глас, и совершать все прочее. Потому пришел он крестить".
Самая наружность Крестителя — власяная одежда, которую он носил и зимою, и летом; мужественная крепкая душа его — ни дома, ни постели, ни стола, но суровая пустыня, откуда он, подобно ангелу с неба, нисходил во грады; грозная обличительная проповедь — все это вызывало к нему уважение и привлекало к Иордану жителей Иудеи, так что вскоре даже самые глухие дороги покрылись нескончаемой вереницей людей, тянувшихся к берегам реки в местечко Вифавар. Молва называла Иоанна Мессией, и многие обращались к нему с вопросом, “Не Христос ли Он? Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Лк. 3, 15-16).
И сам Иоанн смиренно, с благоговением ожидал Того, Которому он только приуготовлял дорогу.
Увидев, по внушению Свыше, в толпе грядущего Христа, о котором за тридцать лет до этого он радостно взыграл во чреве матери своей (Лк. 1, 39-45), Иоанн и сейчас радостно затрепетал духом. Смирение Спасителя и сознание своего недостоинства вызвало с его стороны как бы протест: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?” (Мф. 3, 14). Но не только поэтому Иоанн удерживает Его. Святитель Иоанн Златоуст пишет: “Так как крещение Иоанново было крещением покаяния и приводило людей в сознание своих грехов, то, чтобы кто не подумал, что и Иисус приходит на Иордан с таким же намерением.., чтобы ты, видя Его, идущего ко крещению, не судил о Нем низко.., Иоанн удерживает Его: ”Аз требую Тобою креститися, и Ты ли приходишь ко мне?”
И слышит ответ, в котором слились воедино и величие Сына Божия, и смирение Сына Человеческого: “Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду” (Мф. 3, 15) — “ныне время обнищания, ныне время снисхождения, по которому Я восприял на Себя человека, и приемлю крещение, чтобы его (человека) соделать чистым от преступления; ныне требуется не власть Владычная, но рабское уничижение: остави ныне исполнитися милосердию, чтобы не было препятствия к спасению человеков”; ”тако бо подобает нам исполнити всяку правду”. Смысл этих слов таков: мы все предписанное законом исполнили, не преступили ни одной заповеди; и так как остается только одно крещение, то и это нам должно присовокупить, и таким образом исполним всякую правду... ибо правда есть исполнение заповедей.
Христос пришел креститься в тридцать лет. Почему? Потому, отвечает Златоуст, что после крещения Ему надлежало упразднить закон. А чтобы кто-нибудь не сказал, что Он отменяет закон потому, что не смог исполнить его, Он во всей точности исполнял его в продолжение того возраста, который обыкновенно способен ко всяким грехам. Не во всякое ведь время все страсти действуют в нас: но в раннем возрасте обыкновенно бывает больше неразумия и малодушия, в последующем сильнее действует похоть, а далее, в следующем возрасте, — любостяжание. Потому-то Христос, прошедши чрез все эти возрасты и во всех их исполнив закон, тогда уже приходит к крещению, чем и заключил исполнение всех заповедей: “Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона. Для того-то Я и принял плоть, и пришел в мир”.
Иоанн немедленно повиновался. “И крестився Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него” (Мф. 3, 16). “Естественно, народ почитал Иоанн гораздо выше Христа. Тот всю жизнь свою проводил в пустыне, был сын архиерея и, сверх того, родился от неплодной. Иисус же произошел от незнатной отроковицы (рождение от Девы не было еще всем известно), воспитывался в доме, обращался со всеми и носил обычную одежду. Так как никто еще не знал неизреченных тайн Домостроительства Божия, то и почитал Христа меньшим... Вот почему, чтобы такая мысль не утвердилась в народе, тотчас по крещении Иисуса отверзаются небеса, нисходит Дух и вместе с Духом глас, возвещающий достоинство Иисуса, как Единородного. А так как этот глас: “Cей есть Сын Мой Возлюбленный” (Мф. 3, 17) многим казался относящимся к Иоанну, то Дух Святой сошел в виде голубя, чтобы показать всем, что слово ”сей” сказано не об Иоанне крестившем, но об Иисусе крестившемся”.
Итак, Иоанн крестил Иисуса и своими словами: “Я для того пришел крестить Его в воде, чтобы Он явлен был Израилю” (Иоан. 1, 31), — возвестил, что пришел обещанный Мессия и начался Новый Завет. “Исполнив крещение иудейское, Христос отверз двери и крещению Церкви Новозаветной”. Здесь, на берегах Иордана, совершилось событие, положившее начало Его спасительному служению миру...
++++++++++++++++++++++++++++
ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКУ
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Троическое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя: / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение: / явлейся, Христе Боже, // и мир просвещей, слава Тебе.
“С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Но не возмущайся этим: в этом-то смирении и сияет особенно высота Его. Да и чему удивляться, если принял крещение и вместе с другими пришел к рабу Тот, Который благоволил столько времени быть в девической утробе, родиться с нашим естеством, принять заушения и крест, претерпеть все, что претерпел Он? То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; все же прочее было уже следствием этого...”
Святитель Иоанн Златоуст
Шел пятнадцатый год правления кесаря Тиверия в Риме. В Иудее начальствовал Понтий Пилат. Заканчивалось время, когда Спаситель мира жил в семье безвестного плотника в глуши Назарета. Теперь Он должен был открыто явить Себя всему миру, как “Ходатай Бога и человеков”. И вот в Заиорданской стране раздается глас того, о котором сказал пророк Исаия: “глас вопиющаго в пустыни: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” (Мф. 3, 3); голос последнего ветхозаветного пророка Иоанна Предтечи, сына праведных Захарии и Елисаветы. Он, повинуясь велению Божию (Лк. 3, 2), “прииде во страну Иорданскую, проповедуя крещение покаяния во оставление грехов” (Лк. 3,3).
Свт. Иоанн Златоуст пишет: "Крещение Иоанново не давало прощения грехов: да и каким образом могло быть отпущение грехов, когда еще ни жертва не была принесена, ни Дух Святый не сходил, ни грех не был заглажен, ни вражда не пресеклась, ни проклятие не уничтожилось? Итак, что же значит-то оставление грехов? Нераскаянны были иудеи и никогда не чуствовали грехов своих, но всегда считали себя праведниками, а это-то то особенно губило их и отдаляло от веры... И цель пришествия Иоаннова состояла в том, чтобы расположить их к познанию своих грехов и склонить к покаянию... Так как если бы они не осудили самих себя, то не стали бы искать и милости; а не ища ее, не удостоились бы и отпущения грехов. Итак, крещение Иоанново пролагало путь к другому".
Была и другая причина, на которую указывает святитель: "Неприлично было Иоанну обходить дома и, взявши Христа за руку, водить везде, говоря: веруйте в Него; неприлично также было перед всеми мимоходящими возносить этот блаженный глас, и совершать все прочее. Потому пришел он крестить".
Самая наружность Крестителя — власяная одежда, которую он носил и зимою, и летом; мужественная крепкая душа его — ни дома, ни постели, ни стола, но суровая пустыня, откуда он, подобно ангелу с неба, нисходил во грады; грозная обличительная проповедь — все это вызывало к нему уважение и привлекало к Иордану жителей Иудеи, так что вскоре даже самые глухие дороги покрылись нескончаемой вереницей людей, тянувшихся к берегам реки в местечко Вифавар. Молва называла Иоанна Мессией, и многие обращались к нему с вопросом, “Не Христос ли Он? Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Лк. 3, 15-16).
И сам Иоанн смиренно, с благоговением ожидал Того, Которому он только приуготовлял дорогу.
Увидев, по внушению Свыше, в толпе грядущего Христа, о котором за тридцать лет до этого он радостно взыграл во чреве матери своей (Лк. 1, 39-45), Иоанн и сейчас радостно затрепетал духом. Смирение Спасителя и сознание своего недостоинства вызвало с его стороны как бы протест: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?” (Мф. 3, 14). Но не только поэтому Иоанн удерживает Его. Святитель Иоанн Златоуст пишет: “Так как крещение Иоанново было крещением покаяния и приводило людей в сознание своих грехов, то, чтобы кто не подумал, что и Иисус приходит на Иордан с таким же намерением.., чтобы ты, видя Его, идущего ко крещению, не судил о Нем низко.., Иоанн удерживает Его: ”Аз требую Тобою креститися, и Ты ли приходишь ко мне?”
И слышит ответ, в котором слились воедино и величие Сына Божия, и смирение Сына Человеческого: “Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду” (Мф. 3, 15) — “ныне время обнищания, ныне время снисхождения, по которому Я восприял на Себя человека, и приемлю крещение, чтобы его (человека) соделать чистым от преступления; ныне требуется не власть Владычная, но рабское уничижение: остави ныне исполнитися милосердию, чтобы не было препятствия к спасению человеков”; ”тако бо подобает нам исполнити всяку правду”. Смысл этих слов таков: мы все предписанное законом исполнили, не преступили ни одной заповеди; и так как остается только одно крещение, то и это нам должно присовокупить, и таким образом исполним всякую правду... ибо правда есть исполнение заповедей.
Христос пришел креститься в тридцать лет. Почему? Потому, отвечает Златоуст, что после крещения Ему надлежало упразднить закон. А чтобы кто-нибудь не сказал, что Он отменяет закон потому, что не смог исполнить его, Он во всей точности исполнял его в продолжение того возраста, который обыкновенно способен ко всяким грехам. Не во всякое ведь время все страсти действуют в нас: но в раннем возрасте обыкновенно бывает больше неразумия и малодушия, в последующем сильнее действует похоть, а далее, в следующем возрасте, — любостяжание. Потому-то Христос, прошедши чрез все эти возрасты и во всех их исполнив закон, тогда уже приходит к крещению, чем и заключил исполнение всех заповедей: “Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона. Для того-то Я и принял плоть, и пришел в мир”.
Иоанн немедленно повиновался. “И крестився Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него” (Мф. 3, 16). “Естественно, народ почитал Иоанн гораздо выше Христа. Тот всю жизнь свою проводил в пустыне, был сын архиерея и, сверх того, родился от неплодной. Иисус же произошел от незнатной отроковицы (рождение от Девы не было еще всем известно), воспитывался в доме, обращался со всеми и носил обычную одежду. Так как никто еще не знал неизреченных тайн Домостроительства Божия, то и почитал Христа меньшим... Вот почему, чтобы такая мысль не утвердилась в народе, тотчас по крещении Иисуса отверзаются небеса, нисходит Дух и вместе с Духом глас, возвещающий достоинство Иисуса, как Единородного. А так как этот глас: “Cей есть Сын Мой Возлюбленный” (Мф. 3, 17) многим казался относящимся к Иоанну, то Дух Святой сошел в виде голубя, чтобы показать всем, что слово ”сей” сказано не об Иоанне крестившем, но об Иисусе крестившемся”.
Итак, Иоанн крестил Иисуса и своими словами: “Я для того пришел крестить Его в воде, чтобы Он явлен был Израилю” (Иоан. 1, 31), — возвестил, что пришел обещанный Мессия и начался Новый Завет. “Исполнив крещение иудейское, Христос отверз двери и крещению Церкви Новозаветной”. Здесь, на берегах Иордана, совершилось событие, положившее начало Его спасительному служению миру...
++++++++++++++++++++++++++++
ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКУ
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Троическое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя: / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение: / явлейся, Христе Боже, // и мир просвещей, слава Тебе.
Рейтинг: +5
314 просмотров
Комментарии (2)
Василисса # 18 января 2019 в 14:23 +3 |
Sall Славик*оf # 27 января 2019 в 23:20 +1 | ||
|