Какой смысл автор вкладывает в слова «хлеб насущный»?
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» — это 4-е прошение молитвы «Отче наш». Слова «Хлеб насущный» имеют три толкования:
первое — это обычный хлеб, телесная пища на каждый день, необходимая для поддержания телесных сил;
второе — это Слово Божие; по свидетельству Св. Писания, «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», т.е. Слово Божие есть Св. Писание;
и третье — насущный хлеб есть Тело и Кровь Господни, Святое Причастие, в котором Бог соединяется с человеком и, по словам Самого Христа, подлинная пища как души, так тела: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».
Обыкновенный хлеб укрепляет лишь тело, а Святое Причастие укрепляет и тело, и душу, помогая душе выполнять Заповеди Божии и стяжевать добродетели.
Итак, в каком смысле из трех автор употребляет слова «хлеб насущный»? Можно, конечно, спросить у него самого. Но попробуем сами понять, рассмотрев их в контексте с 1-й строкой: «Ты хочешь, чтоб тебе открылось Небо?..»
Оговоримся сразу, не следует эти слова понимать буквально.
Понятно, Небо как место обитания Бога, как некая духовная истина не откроется от вкушения обычной пищи. И одного изучения Слова Божия, как это делают сектанты, тоже недостаточно. Чтобы душа начала постигать духовные предметы и возрастать духовно, т.е. чтобы ей "открылось Небо", необходим Хлеб Небесный, Святые Животворящие Тайны Христовы, Святое Причастие, соединение с Самим Богом. Господь Иисус Христос свидетельствовал о Себе: «Я есмь Хлеб, сшедший с небесе и дающий жизнь миру». Потому каждый, кто принимает Хлеб насущный-Св. Причастие, вместе с ним принимает в себя жизненную пищу, усваивая ее, согласно своей праведности, знанию и мудрости, которыми он обладает.
Но, пребывая в суете, человек питает свою душу ненасущным хлебом: «Иль ненасущным твой наполнен день?» Занятый только житейскими попечениями, человек не поднимает взора к Небу, не думает о духовных предметах, не скучает о Боге и потому не испытывает никаких духовных желаний: ни желания молиться и соблюдать посты, заповеданные Церковью, ни посещать Божий храм, ни очищать душу, исповедуя свои грехи, ни питать душу Небесной пищей- Святым Причастием. И течет жизнь такого человека по законам тела в пренебрежении души, в отвержении великого дара Божия, больше которого нет в мире.
Автор стихотворения всего в трех строках раскрыл важность и необходимость для человеческой души Таинства Святого Причащения. И единственная Церковь, которая дает человеку подлинный Насущный Хлеб и Питие, — Православная!..