В 1964-м году я учился в 7-м классе. С пионерских времён у нас сложилась дружная троица: я - барабанцик и два горниста, параллельно учившиеся в музыкальной школе по классу трубы.В ноябре этого года в нашей школе появился молодой человек лет двадцати - двадцати двух. Как оказалось, это был старший брат одного из моих друзей-горнистов. Он только закончил культпросветучилище и был полон сил и желания поднять школьную самодеятельность на новую ступень. Наша самодеятельность была одна из лучших в городе, но с приходом нового руководителя она резко выросла. Вместо разрозненных номеров, концерты имели определённую тематическую направленность. Концерт проходил как цельное представление. Или как говорили в то время - музыкальный монтаж. Кроме имеющихся уже солистов и дуэта, появился смешанный вокальный квартет старшеклассников. Два парня и две девушки. Очень скоро квартет стал лучшим не только среди школьников, но и среди взрослой самодеятельности. И был организован школьный оркестр! Первый в городе! Как вы поняли, с трубачами и барабанщиком проблем не было, руководитель играл на баяне. Осталось найти других музыкантов. В школе был объявлен конкурс. Членами отборочной комиссии были руководитель и наша троица. Двух кларнетистов мы нашли довольно быстро, а вот контрабасиста нам найти не удалось. Городская музыкальная школа не имела класса контрабаса. Мы не без труда уговорили моего друга стать таковым. В его обязанности входило стоять с нами на сцене и дёргать любую струну балалаечного контрабаса в такт музыке. Мы резонно предполагали, да и практика подтвердила, что в отсутствии звуковой аппаратуры за рёвом духовых инструментов и грохотом барабанов, контрабаса всё равно не будет слышно. А картина на сцене получалась завершённая!
Началась напряжённая работа. Мы всё свободное время проводили в репетициях. В то время у нас дома уже стоял телевизор и вечерами, когда показывали концерты, я как завороженный смотрел. Но я смотрел не просто так. Тогда я научился тому, чему некоторые профессиональные музыканты не могли научиться всю жизнь - я настолько всматривался в барабанщика, пытаясь понять что и как он играет, что других инструментов для меня уже не существовало. Со временем я научился слышать каждый инструмент отдельно. Но, это было потом. А пока...Я до рези в глазах всматривался в экран маленького телевизора. Я учился у таких великих мастеров как Леонид Утёсов, Олег Лундстрем, Эдди Рознер и их оркестры. Чуть позже к ним добавились Анатолий Кролл и Георгий Гаранян, эстрадно-симфонические оркестры Азербайджана, Грузии, Молдавии. Оркестровый жанр был на подъёме! Они играли классику мирового джаза. Из советских композиторов мне почему-то запомнился Тофик Бабаев. Вот такая у меня была телевизионная школа. Позже я стал понимать, что мне не хватает постановки рук, техники игры и теории музыки. Всё это пришлось учить самому и урывками.
Уже на Новый 1964-ый год мы впервые отыграли новогодний бал. А ближе к осени у нас началась бурная концертная деятельность. И на городских мероприятиях, и на шефских концертах в колхозах мы выступали от имени горкома комсомола, возглавлял который будущий президент независимой Молдовы.
Мы были загружены учёбой, репетициями и концертами до такой степени, что на всякого рода другие занятия у нас просто не оставалось времени.
И так продолжалось до окончания мной восьмого класса.
1965-й год. Закончилась несуровая молдавская зима. Ручьи талой воды ещё стекали по обочинам дорог. Грачи прилетели и в небе кружились грозовые облака.
За пару месяцев до окончания восьмого класса, мы решили сократить время на репетиции и концерты и уделить больше внимания подготовке к экзаменам.
Поскольку я себя не мыслил без музыки, все мои усилия были направлены на поступление в Кишинёвское музыкальное училище. Но, судьба распорядилась иначе. По семейным обстоятельствам мне пришлось поступать в профтехучилище. Экзаменов как таковых в училище не было, а зачисление проводилось по результатам собеседования. И лишь во второй половине августа. Впереди маячило скучное лето. Но не с нашим руководителем! Отыграв выпускной вечер старшим классам, мы собирались прощаться друг с другом. И тут наш руководитель говорит, что он договорился в горкоме комсомола: мы даём пятнадцать платных концертов, деньги от которых идут в горком, а они – обеспечивают нас автостопами и туристическим снаряжением - палатками и спальными мешками. Не все приняли новость однозначно. Я был среди тех, кто посчитал это нереальным.
Первые концерты прошли без меня. Но уже через три дня я не мог найти место рукам. А ещё через несколько дней в дверях появился руководитель в полной решимости уговорить меня доработать с ними. Понимая, что наш школьный оркестр после "гастролей" развалится, я не мог упустить случай поиграть! И я согласился. Отыграв заключительный концерт, мы были приглашены в горком для получения по договорённости. Сославшись на то, что сроки поездки совпадали со сроком собеседования в училище, я с другом-контрабасистом отказались от этого мероприятия. Но инструктор горкома заверил, что они уже звонили в училище и мы зачислены без собеседования. Детский оптимизм и простота! Мы взяли всё, что нужно было и в назначенный день стояли на краю города в ожидании остальных.
Автостопы в то время только вошли в обиход и их усиленно рекламировали. Но не все водители верили автостопам. В результате, до Одессы, т.е.- 300 км., мы добрались ровно за сутки.
Приехав в "красавицу у моря», мы в полусонном состоянии добрались до 10-й станции Большого фонтана. Всего их шестнадцать. Почему именно тринадцатая? Не знаю! Да это и не столь важно. Скинув на остановке трамвая все наши пожитки, мы стали обсуждать дальнейшие действия. Вдруг мы заметили, что наш руководитель исчез. Через некоторое время он появился и сказал чтоб мы собирались. По дороге нам стало известно, что он договорился с директором базы отдыха о том, что мы даём два концерта в неделю, а тот разрешает разбить палатки на территории базы и кормит нас в столовой. Главная задача была решена!
Плотно и с удовольствием пообедав, мы гурьбой направились к морю. Перед ужином мы заметили въезжающий на территорию базы автобус. Он остановился возле наших палаток и из его недр появилась довольная физиономия нашего руководителя. Спустившись со ступенек с баяном в руках, он сказал, чтоб мы выносили инструменты. Мы поднялись в автобус и обомлели! Там лежал полный набор инструментов для нашего состава! На наш вопрос где он достал и как ему это удалось, он только улыбался. Мы ещё раз убедились в его организаторских способностях!
Но ещё один раз ему удалось ввести нас в состояние шока. В один из дней, после уже обычной утренней отлучки, руководитель собрал нас и сказал, что в Одессе проводится фестиваль советско-кубинской дружбы и мы, как делегация от Молдавии едем в порт встречать кубинцев. Наше состояние невозможно было описать! Для нас это было что-то заоблачное! Нереальное! Мы, пятнадцати-шестнадцатилетние пацаны и девчонки, и международный фестиваль!
Приехав в порт, мы получили пропуски на все мероприятия фестиваля и талоны на питание в одном из городских кафе. Фестиваль проходил четыре дня. В программу первого дня входило знакомство и совместный отдых участников. Кубинская делегация была большая – человек триста. Мы ходили, знакомились, не запоминая имён, смеялись и пытались понять друг друга. А вечером в городском парке был устроен вечер встречи и танца. На одной площадке играл духовой оркестр Черноморского пароходства, на другой – оркестр Одесской филармонии и на третьей – кубинские музыканты. Музыка была на любой вкус, настроение весёлое, жизнь прекрасной!
На второй день с утра были встречи по интересам, вечером торжественная встреча и сборный концерт в знаменитом театре оперы и балета. Днём мы, как сейчас говорят, тусовались с кубинскими музыкантами, а вечером, пока шла торжественная часть с участием руководителей Украины, мы за кулисами готовились к концерту. Нам отвели комнату в настоящем городе Закулисье и мы стали разыгрываться. От сильнейшего волнения духовики не попадали в ноты, а я никак не мог удобно устроиться за барабанами. Напряжение было сумасшедшим! Наконец, кое-как справившись с волнением, мы начали прогон программы. В один из интервалов между номерами, в комнату заглянул высокий чернявый парень. Увидев его, мы остолбенели! Перед нами стоял Муслим Магомаев! К тому времени он уже был популярен и его часто показывали по телевизору. Но видеть вживую! Это был шок!!! А он спокойно сказал: "Молодцы ребята. Из вас получится толк". И вышел. Всё! Наше волнение улетучилось! Мы отлично отработали наше выступление в концерте, в котором кроме Магомаева принимала участие Лариса Мондрус и украинские артисты. Мы были переполнении гордостью! Мы играли в ТАКОМ театре, с ТАКИМИ артистами!
Третий день снова прошёл во встречах, а вечером во Дворце моряков выступали только кубинские коллективы. Мы получили колоссальное удовольствие от латинской музыки!
И, наконец, четвёртый заключительный день. Днём ещё продолжались тусовки, а вечером все снова собрались в порту провожать гостей. Возле огромного теплохода были установлены три импровизированные сцены из спаренных грузовиков. На одной сцене играл оркестр Краснознамённого Одесского военного округа, на второй – оркестр Одесской филармонии и на третьей, как вы уже догадались – мы. Вот там мы и отработали всю нашу концертную программу.
Чувство приподнятости и собственной значимости сохранялось в нас до конца отдыха!
А ещё через неделю мы вернулись домой и разошлись уже на всю жизнь. Так кончилось моё детство и началась юность.
[Скрыть]Регистрационный номер 0528239 выдан для произведения:
В 1964-м году я учился в 7-м классе. С пионерских времён у нас сложилась дружная троица: я - барабанцик и два горниста, параллельно учившиеся в музыкальной школе по классу трубы.В ноябре этого года в нашей школе появился молодой человек лет двадцати - двадцати двух. Как оказалось, это был старший брат одного из моих друзей-горнистов. Он только закончил культпросветучилище и был полон сил и желания поднять школьную самодеятельность на новую ступень. Наша самодеятельность была одна из лучших в городе, но с приходом нового руководителя она резко выросла. Вместо разрозненных номеров, концерты имели определённую тематическую направленность. Концерт проходил как цельное представление. Или как говорили в то время - музыкальный монтаж. Кроме имеющихся уже солистов и дуэта, появился смешанный вокальный квартет старшеклассников. Два парня и две девушки. Очень скоро квартет стал лучшим не только среди школьников, но и среди взрослой самодеятельности. И был организован школьный оркестр! Первый в городе! Как вы поняли, с трубачами и барабанщиком проблем не было, руководитель играл на баяне. Осталось найти других музыкантов. В школе был объявлен конкурс. Членами отборочной комиссии были руководитель и наша троица. Двух кларнетистов мы нашли довольно быстро, а вот контрабасиста нам найти не удалось. Городская музыкальная школа не имела класса контрабаса. Мы не без труда уговорили моего друга стать таковым. В его обязанности входило стоять с нами на сцене и дёргать любую струну балалаечного контрабаса в такт музыке. Мы резонно предполагали, да и практика подтвердила, что в отсутствии звуковой аппаратуры за рёвом духовых инструментов и грохотом барабанов, контрабаса всё равно не будет слышно. А картина на сцене получалась завершённая!
Началась напряжённая работа. Мы всё свободное время проводили в репетициях. В то время у нас дома уже стоял телевизор и вечерами, когда показывали концерты, я как завороженный смотрел. Но я смотрел не просто так. Тогда я научился тому, чему некоторые профессиональные музыканты не могли научиться всю жизнь - я настолько всматривался в барабанщика, пытаясь понять что и как он играет, что других инструментов для меня уже не существовало. Со временем я научился слышать каждый инструмент отдельно. Но, это было потом. А пока...Я до рези в глазах всматривался в экран маленького телевизора. Я учился у таких великих мастеров как Леонид Утёсов, Олег Лундстрем, Эдди Рознер и их оркестры. Чуть позже к ним добавились Анатолий Кролл и Георгий Гаранян, эстрадно-симфонические оркестры Азербайджана, Грузии, Молдавии. Оркестровый жанр был на подъёме! Они играли классику мирового джаза. Из советских композиторов мне почему-то запомнился Тофик Бабаев. Вот такая у меня была телевизионная школа. Позже я стал понимать, что мне не хватает постановки рук, техники игры и теории музыки. Всё это пришлось учить самому и урывками.
Уже на Новый 1964-ый год мы впервые отыграли новогодний бал. А ближе к осени у нас началась бурная концертная деятельность. И на городских мероприятиях, и на шефских концертах в колхозах мы выступали от имени горкома комсомола, возглавлял который будущий президент независимой Молдовы.
Мы были загружены учёбой, репетициями и концертами до такой степени, что на всякого рода другие занятия у нас просто не оставалось времени.
И так продолжалось до окончания мной восьмого класса.
1965-й год. Закончилась несуровая молдавская зима. Ручьи талой воды ещё стекали по обочинам дорог. Грачи прилетели и в небе кружились грозовые облака.
За пару месяцев до окончания восьмого класса, мы решили сократить время на репетиции и концерты и уделить больше внимания подготовке к экзаменам.
Поскольку я себя не мыслил без музыки, все мои усилия были направлены на поступление в Кишинёвское музыкальное училище. Но, судьба распорядилась иначе. По семейным обстоятельствам мне пришлось поступать в профтехучилище. Экзаменов как таковых в училище не было, а зачисление проводилось по результатам собеседования. И лишь во второй половине августа. Впереди маячило скучное лето. Но не с нашим руководителем! Отыграв выпускной вечер старшим классам, мы собирались прощаться друг с другом. И тут наш руководитель говорит, что он договорился в горкоме комсомола: мы даём пятнадцать платных концертов, деньги от которых идут в горком, а они – обеспечивают нас автостопами и туристическим снаряжением - палатками и спальными мешками. Не все приняли новость однозначно. Я был среди тех, кто посчитал это нереальным.
Первые концерты прошли без меня. Но уже через три дня я не мог найти место рукам. А ещё через несколько дней в дверях появился руководитель в полной решимости уговорить меня доработать с ними. Понимая, что наш школьный оркестр после "гастролей" развалится, я не мог упустить случай поиграть! И я согласился. Отыграв заключительный концерт, мы были приглашены в горком для получения по договорённости. Сославшись на то, что сроки поездки совпадали со сроком собеседования в училище, я с другом-контрабасистом отказались от этого мероприятия. Но инструктор горкома заверил, что они уже звонили в училище и мы зачислены без собеседования. Детский оптимизм и простота! Мы взяли всё, что нужно было и в назначенный день стояли на краю города в ожидании остальных.
Автостопы в то время только вошли в обиход и их усиленно рекламировали. Но не все водители верили автостопам. В результате, до Одессы, т.е.- 300 км., мы добрались ровно за сутки.
Приехав в "красавицу у моря», мы в полусонном состоянии добрались до 10-й станции Большого фонтана. Всего их шестнадцать. Почему именно тринадцатая? Не знаю! Да это и не столь важно. Скинув на остановке трамвая все наши пожитки, мы стали обсуждать дальнейшие действия. Вдруг мы заметили, что наш руководитель исчез. Через некоторое время он появился и сказал чтоб мы собирались. По дороге нам стало известно, что он договорился с директором базы отдыха о том, что мы даём два концерта в неделю, а тот разрешает разбить палатки на территории базы и кормит нас в столовой. Главная задача была решена!
Плотно и с удовольствием пообедав, мы гурьбой направились к морю. Перед ужином мы заметили въезжающий на территорию базы автобус. Он остановился возле наших палаток и из его недр появилась довольная физиономия нашего руководителя. Спустившись со ступенек с баяном в руках, он сказал, чтоб мы выносили инструменты. Мы поднялись в автобус и обомлели! Там лежал полный набор инструментов для нашего состава! На наш вопрос где он достал и как ему это удалось, он только улыбался. Мы ещё раз убедились в его организаторских способностях!
Но ещё один раз ему удалось ввести нас в состояние шока. В один из дней, после уже обычной утренней отлучки, руководитель собрал нас и сказал, что в Одессе проводится фестиваль советско-кубинской дружбы и мы, как делегация от Молдавии едем в порт встречать кубинцев. Наше состояние невозможно было описать! Для нас это было что-то заоблачное! Нереальное! Мы, пятнадцати-шестнадцатилетние пацаны и девчонки, и международный фестиваль!
Приехав в порт, мы получили пропуски на все мероприятия фестиваля и талоны на питание в одном из городских кафе. Фестиваль проходил четыре дня. В программу первого дня входило знакомство и совместный отдых участников. Кубинская делегация была большая – человек триста. Мы ходили, знакомились, не запоминая имён, смеялись и пытались понять друг друга. А вечером в городском парке был устроен вечер встречи и танца. На одной площадке играл духовой оркестр Черноморского пароходства, на другой – оркестр Одесской филармонии и на третьей – кубинские музыканты. Музыка была на любой вкус, настроение весёлое, жизнь прекрасной!
На второй день с утра были встречи по интересам, вечером торжественная встреча и сборный концерт в знаменитом театре оперы и балета. Днём мы, как сейчас говорят, тусовались с кубинскими музыкантами, а вечером, пока шла торжественная часть с участием руководителей Украины, мы за кулисами готовились к концерту. Нам отвели комнату в настоящем городе Закулисье и мы стали разыгрываться. От сильнейшего волнения духовики не попадали в ноты, а я никак не мог удобно устроиться за барабанами. Напряжение было сумасшедшим! Наконец, кое-как справившись с волнением, мы начали прогон программы. В один из интервалов между номерами, в комнату заглянул высокий чернявый парень. Увидев его, мы остолбенели! Перед нами стоял Муслим Магомаев! К тому времени он уже был популярен и его часто показывали по телевизору. Но видеть вживую! Это был шок!!! А он спокойно сказал: "Молодцы ребята. Из вас получится толк". И вышел. Всё! Наше волнение улетучилось! Мы отлично отработали наше выступление в концерте, в котором кроме Магомаева принимала участие Лариса Мондрус и украинские артисты. Мы были переполнении гордостью! Мы играли в ТАКОМ театре, с ТАКИМИ артистами!
Третий день снова прошёл во встречах, а вечером во Дворце моряков выступали только кубинские коллективы. Мы получили колоссальное удовольствие от латинской музыки!
И, наконец, четвёртый заключительный день. Днём ещё продолжались тусовки, а вечером все снова собрались в порту провожать гостей. Возле огромного теплохода были установлены три импровизированные сцены из спаренных грузовиков. На одной сцене играл оркестр Краснознамённого Одесского военного округа, на второй – оркестр Одесской филармонии и на третьей, как вы уже догадались – мы. Вот там мы и отработали всю нашу концертную программу.
Чувство приподнятости и собственной значимости сохранялось в нас до конца отдыха!
А ещё через неделю мы вернулись домой и разошлись уже на всю жизнь. Так кончилось моё детство и началась юность.