По следам злого Боярина
7 апреля 2024 -
Татьяна Лютько
https://youtu.be/treRez_XBeY?si=Xa-lMnGunVapHL16
Этa простенькaя песенка в исполнении группы Terho Torni(1978) – краткое изложение старой легенды о боярине, жившем когда-то в местечке Китеэ, что и сейчас находится на юго-востоке Финляндии.
500 лет прошло с описанных в песенке событий. Деревенька стала городом, и он уже изменился до неузнаваемости. Но, надо ж было тому человеку так прожить жизнь, что люди и через пять веков, вспоминая его, называют не иначе, как «злой боярин». Некоторые, уточняют: русский злой боярин.
По следам Злого Боярина
Все, кто родился, или приехал жить в Китеэ, кто интересуется историей края, знает о злом Боярине. О нем Йоханнес Хямяляйнен написал книгу со своей версией жизни этого персонажа. Местным театром был поставлен спектакль с вариациями на тему. Но историки, все же, не могут точно утверждать: правда или вымысел рассказаны в легенде о злом Боярине. Имени его, по крайней мере, мы не знаем. В местных исторических справочниках обозначены лишь географические и туристические точки, связанные с легендой о Боярине: Pajarinm;ki, Pajarintie, Pajarinhovi, Pajariniemi, Pajarinhauta.
Википедия не много дает нам информации, но выдвигает версию, что прототипом Боярина из Китеэ мог стать Саймон Аффлекили, он же Симо Хуртта (1660-1725) – безжалостный сборщик налогов в пользу шведской короны. За определенную сумму, выплачиваемую короне, он имел право собирать с территории, отданной ему во власть, налоги и даже сгонять крестьян с земли. Против него обобранные крестьяне поднимали бунты, и жаловалось королю. Его и убили бунтовщики.
Но Саймон Аффлек жил и богател на людских слезах районе Лиексы (Пиелисярви). А это на 160 километров северо-восточнее Китеэ. Мог ли он называться Боярином?
Мог, род Аффлека шел из русского боярского рода, родоначальником которого был Федор Григорьевич Аминев, который стал служить шведам в начале 1600 годов и его потомки переселились в шведскую Ингерманландию. Их так и называли «шведские бояре».
Но если углубляться в эту историю с привязкой к России, то и разница в датах жизни Аффлека и Боярина из Китеэ возникает существенная. Почти сто лет.
Мне стало интересно рассмотреть эту историю поподробнее. Собирая информацию, читая по теме, пришлось признать, что… все могло быть. И судьбы у людей бывают похожие, и грехи... Я не историк, просто любопытный читатель, но решилась, все же, потянуть за эту ниточку. И немного домыслить. Как без этого? Тем более, на русском языке материалов по этой теме практически нет. Лишь строки из туристических буклетов. А сейчас в районе финского городка Китеэ проживает около трех сотен русский эмигрантов. И не все знают эту легенду.
Первое упоминание о Китеэ (а так же Ряяккюля, Кесялахти) относится к 15-му веку. Уже тогда эта территория была заселена и развита так, что могла платить налоги. До ХV века включительно деятельностью православной церкви в Приладожской Карелии руководил новгородский архиепископ. В 1478 году пала новгородская самостоятельность, и дальнейшая история православия в Карелии и части нынешней Финляндии связана с Московской Русью. После присоединения Новгородской земли к Русскому централизованному государству административным и церковным центром ее прежней территории оставался Новгород, но вся деятельность новгородских наместников и архиепископов была направлена теперь на службу интересам московских великих князей.
Подчинив своей власти так же громадные территории на севере Восточной Европы, Москва унаследовала от Великого Новгорода ряд политических проблем, в их числе-то затихавшее, то вновь разгоравшееся военное противостояние со Швецией. В марте1557 годавНовгородебыло подписано перемирие сроком на 40 лет. Русско-шведская граница восстанавливалась по старому рубежу, определённому ещё Ореховским мирным договоромот1323г. А этот договор предусматривал, что новгородско-шведская граница делит Карельский перешееквдоль, с юга на север, проходя по реке Сестреи далее по болотам, рекам и озёрам, вплоть до впадения реки Пюхяйоки в Ботнический залив. То есть, весь восток нынешней Финляндии оказывался под контролем русского царя Ивана IV.
Времена царствования Ивана Грозного (с 1533 по 1584год) хоть и были отмечены некоторым прогрессом в государственном устройстве, но ассоциируются у нас с массовыми казнями, пытками, разгулом беззакония. «Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же». Вот и казнили сразу сотнями в день. На глазах у трепещущего от страха народа, ведь следующим мог быть каждый из «зрителей». Опричники хватали по любому поводу и придумывали пытки все изощрённей.
Огромный урон Новгороду нанёс опричный погром, учинённый
зимой 1569/1570 годов войском, лично возглавлявшимся Иваном Грозным. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода, по пути Малюта Скуратов лично задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа. Число жертв в Новгороде было более 27 тыс. чел. (в 1546 году в городе было 35 тыс. чел.). Погром длился 6 недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и купцов было конфисковано.
Стоит ли удивляться, что и наместниками в землях, далеких от Новгорода и Москвы, могли состоять люди, чья жестокость осталась в памяти людей на века. Но историки говорят, что в Финляндии не было наместников от Ивана Грозного.
Вопрос вопросов остается открытым: кому подчинялся Боярин из Китеэ, если эти места официально относились к владениям русского царя?
Вот что писал о Злом Боярине (Й. Мауконен - 1877), чей пересказ легенды признан официальным, используется в туристических буклетах.
«Я расскажу народную легенду о Карельском Боярине, который сохранился в памяти народной за свою жестокость и зверство. В трех верстах от церкви Китеэ по дороге на Сортавалу с левой стороны есть холм Боярина, который лежит между двумя озерами. Его берега с юга омывают волны озера Хююпиян и с севера - озера Китеэ. С востока, юга и с севера склоны холма довольно крутые и только с запада - пологие, так что можно въехать на лошади. Как раз с западной стороны видно на холме свободное от леса место здесь, возможно, была в давние времена дорога. С холма, высота которого 60-70 шагов, открывается прекрасный вид на северную и южную здесь стороны. Народное предание гласит, что именно на холме находилось имение Боярина, руины которого много веков еще виднелись на холме. Теперь же от них не осталось и следа.
Наверное, у Боярина не было большого земледельческого хозяйства, так как на хребте холма, где можно было бы вести земледелие, земли не более одного тунланда (примерно полгектара). Склоны же холма из-за крутости невозможно использовать под пашню. Груды камней на южном склоне появились, по-видимому, при уборке холма или при подсечном земледелии.
Сейчас склоны холма заросли лесом, красивых пейзажей Вы не увидите с его высоты, но сохранилось на вершине холма ощущение его древности. И если прислушаться, слышно, как скрипят деревья, рассказывая старую легенду»
Боярин был большим любителем развлечений, и вряд ли земледельческие работы занимали его думы. Поскольку он мог взять с крестьян что хотел и сколько хотел. Собранными налогами тоже распоряжался в свою пользу. После смерти жены он пустился во все тяжкие: устроил из своего поместья гнездо разврата. Женщин использовал без стыда. Мужья и слова сказать не смели: вдруг еще налогов добавит?
Среди прочих забав было у деспота любимое - катание с холма. Для этого от вершины холма до берега Хююпиян-озера был вырыт ров и выложен бревнами. И по этому рву летом Боярин скатывался в лодке с холма прямо в озеро. A оттуда тащили лодку наверх обнаженные женщины. Боярин хохотал над извивающимися в тяжком труде женщинами и «подбадривал» их плетью.
Особой страстью для Боярина были чужие невесты. Любой парень, надумавший жениться, должен был отдать свою невесту на ночь в дом Боярина. Изверг забирал девушку прямо от алтаря, въезжая в церковь на коне, разгоняя гостей - прихожан. Увозил, закинув невесту, как мешок, поперек коня.
По мнению историков, такой обычай был заведен у многих народов. Например, согласно германского обычая Beilager, крупные землевладельцы имели первоочередное право на ночь с невестой любого из своих подданных. В некоторых случаях вассал мог выплатить своему феодалу отступные. Ученые ссылаются на отсутствие документов, подтверждающих право первой ночи в Средневековой Европе, однако косвенные свидетельства все же имеются. Несомненно, что право первой ночи, демонстрирующее произвол феодалов, в некоторых случаях могло быть выгодно и самой невесте. Догадайтесь, почему.
В России этот обычай имел широкое применение и только после отмены крепостного права традиция растления крестьянских невест пошла на убыль.
Чтобы удержаться на должности, да и погреть руки на чужом добре, Боярин выжимал последние соки из крестьян. Подати собирал, выгребая закрома подчистую. Прятавших свое добро, наказывал жестоко. Если народ начинал бунтовать, Боярин шел на хитрость, зная отходчивый нрав местных крестьян. Выкатывал им бочки с пивом и с вином, усмиряя хмелем справедливый гнев. Порой гульбища затягивались ни на один день и завершались уж полным безобразием со срамными играми.
Но в Китеэ нашелся один смелый парень, что воспротивился притязаниям Боярина на его суженную. Нет, не кулаками, а законным образом попытался отстоять честь девушки. Он подговорил знакомцев, и они стали писать жалобы сразу и шведскому королю, и русскому царю: мол, непомерные налоги, жестокость и порочность Боярина уже перешли все границы. Рассчитывать на помощь Ивана Грозного, наверное, было наивно, а вот шведский король, получив депешу от крестьян, решил все же проверить, а не врут ли строптивые холопы?
И поскакал в Китее гонец с приказом Боярину: срочно прислать ему ко двору три бочки икры ершовой и пару пудов сала заячьего (размер оброка разнится в вариантах легенды). По сути, приказ был невыполнимым, из серии «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Кто из вас видел жирного зайца? А рыбаки точно знают размер ершовых икринок... Какие уж тут бочки? Но ведь собрал Боярин этот оброк и тем самым подписал себе приговор!
В следующем указе шведским королем жителям Китеэ была дана отмашка: накажите Боярина сами, как того пожелаете!
Такой указ короля объясняется легко: пусть крестьяне отведут душу на этом Боярине! Понятно же, что не доносит налоги до казны. Когда страсти поутихнут, с Китеэ можно будет снять еще больший налог!
Подобные указы не были единичными. Позже, в конце 90х годов шестнадцатого века шведской знати достанется с лихвой от крестьян в ходе "Дубинной войны" (1596 – 1597), возникшей именно по указу короля. Возмущенные притеснениями и, главным образом, воинским постоем, особенно обременительным во время шведско-русской войны, эстерботнийцы взялись за оружие. Но это будет потом.
А пока, в один из дней в церкви Китеэ собрался весь честной народ, чтобы огласить указ шведского короля. Боярину уже донесли, что зреет бунт. И тот подготовился: перед тем, как отправиться на сход, он велел своей дочери Оути и верному слуге, собрать все богатства, скопленные «непосильным трудом налогоплательщиков», и на лодке плыть через озера в Ладогу, в Импилахти, где у него была усадьба - приданное для дочери. (Вон когда началась мода на дачи за границей!) Сам же изверг и притеснитель народа, отправился в церковь. И опять въехал в храм на коне под ропот верующих и проклятья.
Вернемся опять к легенде, изложенной Й. Мауконен «Услышав в конце проповеди приказ короля о разрешении казнить его, ударился Боярин в бегство. Народ бросился в погоню и настиг его в полутора милях у переправы Сюрьясалми (21 км от Китеэ). С северной стороны от переправы есть мыс, с которого Боярин вместе с конем поплыл "через остров Рунасаари на западный берег Пюхяярви в Химониеми, чтоб оттуда бежать на свою родину.
Один его батрак, что был в церкви, смекнув, куда бежал Боярин, настиг его у озера раньше всех. И сулил ему Боярин мешок с деньгами золотыми, что носил всегда на груди, и просил отпустить его. Но не послушал ненавистного хозяина батрак, а мешок с золотом в озере утонул. То ли случайно уронил его Боярин, то ли со злости бросил он его в глубины озера Пюхяярви.
И на этом мысу, что потом стал носить название Паяринниеми, озлобленный на своего мучителя народ заложил Боярина живьем кучей каменьев, около четырех локтей высокую и в три обхвата широкую. Говорят, что народу было так много, что хватило каждому принесть только по одному камню. И еще говорят, что оставили люди в этой горе камней одно небольшое окошко, положили перед ним кусок хлеба. Смотрел Боярин на хлеб и умирал от голода и тяжести камней.
Дочь боярина Оути добралась до Ладоги. Когда доплыли до середины озера, заметил слуга Хуотари черную птицу, что летела к лодке с западной стороны. Долетев до лодки, уронила птица окровавленный шлем Боярина. В ужасе понял Хуотари, что убит Боярин, и бросился из лодки в пучину. Лодка закачалась, перевернулась, и все товары, что были в ней, погрузились на дно озера. И Оути тоже...
Только птица кричала криком над волнами: «Не получит дева, дочь Боярина, сна забвенья в царстве мертвых до поры, пока все слезы не обсушит, что сочатся кровью по вине отца ее родного»
Говорят, что призрак Оути бродит ночами по берегам озер. И если кому посчастливится увидеть ее, будет удача во всем. Любое хорошее дело, что эта дева для людей сделает, приближает ее к вечному спокойствию. За каждую слезинку, что обсушит она с лица несчастных, получает она право уронить со своего ожерелья на шее по одной жемчужине в озеро. И когда не останется на ожерелье ни одной жемчужины - только тогда спадет с девы проклятье».
В общем, зло было наказано, хотя невиновная дочь Боярина могла бы еще жить да жить в Импилахти. Если бы не слишком впечатлительный слуга.
Прошло 500 лет. На Паяринниеми и сейчас под высокими соснами есть гора из камней, подернутых серым мхом. Когда идешь к ней по длинной косе, замечаешь на тропинке и по ее бокам ямки от вынутых булыжников. Неужели до сих пор народ несет камни на могилу злого Боярина, не прощая его лютости? Веря то ли в быль, то ли в небыль…
Добро, увы, с годами забывается, а вот зло живет вечно в памяти народной. Потому нет над той могилой ни креста, ни таблички. А корни сосен, которые моложе этой легенды, цепляющиеся за камни мыса, напомнили мне набухшие кровью вены на руках человека, царапающего землю, пытающегося выбраться из-под этих камней…
Говорят, иногда и крик жуткий раздается над живописной косой, убегающей в озеро. Но нет Злому Боярину ответа от людей. И не растет ни одного цветочка на этих камнях.
По делам его и память такая.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0527941 выдан для произведения:
(любительское исследование легенды)
https://youtu.be/treRez_XBeY?si=Xa-lMnGunVapHL16
Этa простенькaя песенка в исполнении группы Terho Torni(1978) – краткое изложение старой легенды о боярине, жившем когда-то в местечке Китеэ, что и сейчас находится на юго-востоке Финляндии.
500 лет прошло с описанных в песенке событий. Деревенька стала городом, и он уже изменился до неузнаваемости. Но, надо ж было тому человеку так прожить жизнь, что люди и через пять веков, вспоминая его, называют не иначе, как «злой боярин». Некоторые, уточняют: русский злой боярин.
По следам Злого Боярина
Все, кто родился, или приехал жить в Китеэ, кто интересуется историей края, знает о злом Боярине. О нем Йоханнес Хямяляйнен написал книгу со своей версией жизни этого персонажа. Местным театром был поставлен спектакль с вариациями на тему. Но историки, все же, не могут точно утверждать: правда или вымысел рассказаны в легенде о злом Боярине. Имени его, по крайней мере, мы не знаем. В местных исторических справочниках обозначены лишь географические и туристические точки, связанные с легендой о Боярине: Pajarinm;ki, Pajarintie, Pajarinhovi, Pajariniemi, Pajarinhauta.
Википедия не много дает нам информации, но выдвигает версию, что прототипом Боярина из Китеэ мог стать Саймон Аффлекили, он же Симо Хуртта (1660-1725) – безжалостный сборщик налогов в пользу шведской короны. За определенную сумму, выплачиваемую короне, он имел право собирать с территории, отданной ему во власть, налоги и даже сгонять крестьян с земли. Против него обобранные крестьяне поднимали бунты, и жаловалось королю. Его и убили бунтовщики.
Но Саймон Аффлек жил и богател на людских слезах районе Лиексы (Пиелисярви). А это на 160 километров северо-восточнее Китеэ. Мог ли он называться Боярином?
Мог, род Аффлека шел из русского боярского рода, родоначальником которого был Федор Григорьевич Аминев, который стал служить шведам в начале 1600 годов и его потомки переселились в шведскую Ингерманландию. Их так и называли «шведские бояре».
Но если углубляться в эту историю с привязкой к России, то и разница в датах жизни Аффлека и Боярина из Китеэ возникает существенная. Почти сто лет.
Мне стало интересно рассмотреть эту историю поподробнее. Собирая информацию, читая по теме, пришлось признать, что… все могло быть. И судьбы у людей бывают похожие, и грехи... Я не историк, просто любопытный читатель, но решилась, все же, потянуть за эту ниточку. И немного домыслить. Как без этого? Тем более, на русском языке материалов по этой теме практически нет. Лишь строки из туристических буклетов. А сейчас в районе финского городка Китеэ проживает около трех сотен русский эмигрантов. И не все знают эту легенду.
Первое упоминание о Китеэ (а так же Ряяккюля, Кесялахти) относится к 15-му веку. Уже тогда эта территория была заселена и развита так, что могла платить налоги. До ХV века включительно деятельностью православной церкви в Приладожской Карелии руководил новгородский архиепископ. В 1478 году пала новгородская самостоятельность, и дальнейшая история православия в Карелии и части нынешней Финляндии связана с Московской Русью. После присоединения Новгородской земли к Русскому централизованному государству административным и церковным центром ее прежней территории оставался Новгород, но вся деятельность новгородских наместников и архиепископов была направлена теперь на службу интересам московских великих князей.
Подчинив своей власти так же громадные территории на севере Восточной Европы, Москва унаследовала от Великого Новгорода ряд политических проблем, в их числе-то затихавшее, то вновь разгоравшееся военное противостояние со Швецией. В марте1557 годавНовгородебыло подписано перемирие сроком на 40 лет. Русско-шведская граница восстанавливалась по старому рубежу, определённому ещё Ореховским мирным договоромот1323г. А этот договор предусматривал, что новгородско-шведская граница делит Карельский перешееквдоль, с юга на север, проходя по реке Сестреи далее по болотам, рекам и озёрам, вплоть до впадения реки Пюхяйоки в Ботнический залив. То есть, весь восток нынешней Финляндии оказывался под контролем русского царя Ивана IV.
Времена царствования Ивана Грозного (с 1533 по 1584год) хоть и были отмечены некоторым прогрессом в государственном устройстве, но ассоциируются у нас с массовыми казнями, пытками, разгулом беззакония. «Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же». Вот и казнили сразу сотнями в день. На глазах у трепещущего от страха народа, ведь следующим мог быть каждый из «зрителей». Опричники хватали по любому поводу и придумывали пытки все изощрённей.
Огромный урон Новгороду нанёс опричный погром, учинённый
зимой 1569/1570 годов войском, лично возглавлявшимся Иваном Грозным. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода, по пути Малюта Скуратов лично задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа. Число жертв в Новгороде было более 27 тыс. чел. (в 1546 году в городе было 35 тыс. чел.). Погром длился 6 недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и купцов было конфисковано.
Стоит ли удивляться, что и наместниками в землях, далеких от Новгорода и Москвы, могли состоять люди, чья жестокость осталась в памяти людей на века. Но историки говорят, что в Финляндии не было наместников от Ивана Грозного.
Вопрос вопросов остается открытым: кому подчинялся Боярин из Китеэ, если эти места официально относились к владениям русского царя?
Вот что писал о Злом Боярине (Й. Мауконен - 1877), чей пересказ легенды признан официальным, используется в туристических буклетах.
«Я расскажу народную легенду о Карельском Боярине, который сохранился в памяти народной за свою жестокость и зверство. В трех верстах от церкви Китеэ по дороге на Сортавалу с левой стороны есть холм Боярина, который лежит между двумя озерами. Его берега с юга омывают волны озера Хююпиян и с севера - озера Китеэ. С востока, юга и с севера склоны холма довольно крутые и только с запада - пологие, так что можно въехать на лошади. Как раз с западной стороны видно на холме свободное от леса место здесь, возможно, была в давние времена дорога. С холма, высота которого 60-70 шагов, открывается прекрасный вид на северную и южную здесь стороны. Народное предание гласит, что именно на холме находилось имение Боярина, руины которого много веков еще виднелись на холме. Теперь же от них не осталось и следа.
Наверное, у Боярина не было большого земледельческого хозяйства, так как на хребте холма, где можно было бы вести земледелие, земли не более одного тунланда (примерно полгектара). Склоны же холма из-за крутости невозможно использовать под пашню. Груды камней на южном склоне появились, по-видимому, при уборке холма или при подсечном земледелии.
Сейчас склоны холма заросли лесом, красивых пейзажей Вы не увидите с его высоты, но сохранилось на вершине холма ощущение его древности. И если прислушаться, слышно, как скрипят деревья, рассказывая старую легенду»
Боярин был большим любителем развлечений, и вряд ли земледельческие работы занимали его думы. Поскольку он мог взять с крестьян что хотел и сколько хотел. Собранными налогами тоже распоряжался в свою пользу. После смерти жены он пустился во все тяжкие: устроил из своего поместья гнездо разврата. Женщин использовал без стыда. Мужья и слова сказать не смели: вдруг еще налогов добавит?
Среди прочих забав было у деспота любимое - катание с холма. Для этого от вершины холма до берега Хююпиян-озера был вырыт ров и выложен бревнами. И по этому рву летом Боярин скатывался в лодке с холма прямо в озеро. A оттуда тащили лодку наверх обнаженные женщины. Боярин хохотал над извивающимися в тяжком труде женщинами и «подбадривал» их плетью.
Особой страстью для Боярина были чужие невесты. Любой парень, надумавший жениться, должен был отдать свою невесту на ночь в дом Боярина. Изверг забирал девушку прямо от алтаря, въезжая в церковь на коне, разгоняя гостей - прихожан. Увозил, закинув невесту, как мешок, поперек коня.
По мнению историков, такой обычай был заведен у многих народов. Например, согласно германского обычая Beilager, крупные землевладельцы имели первоочередное право на ночь с невестой любого из своих подданных. В некоторых случаях вассал мог выплатить своему феодалу отступные. Ученые ссылаются на отсутствие документов, подтверждающих право первой ночи в Средневековой Европе, однако косвенные свидетельства все же имеются. Несомненно, что право первой ночи, демонстрирующее произвол феодалов, в некоторых случаях могло быть выгодно и самой невесте. Догадайтесь, почему.
В России этот обычай имел широкое применение и только после отмены крепостного права традиция растления крестьянских невест пошла на убыль.
Чтобы удержаться на должности, да и погреть руки на чужом добре, Боярин выжимал последние соки из крестьян. Подати собирал, выгребая закрома подчистую. Прятавших свое добро, наказывал жестоко. Если народ начинал бунтовать, Боярин шел на хитрость, зная отходчивый нрав местных крестьян. Выкатывал им бочки с пивом и с вином, усмиряя хмелем справедливый гнев. Порой гульбища затягивались ни на один день и завершались уж полным безобразием со срамными играми.
Но в Китеэ нашелся один смелый парень, что воспротивился притязаниям Боярина на его суженную. Нет, не кулаками, а законным образом попытался отстоять честь девушки. Он подговорил знакомцев, и они стали писать жалобы сразу и шведскому королю, и русскому царю: мол, непомерные налоги, жестокость и порочность Боярина уже перешли все границы. Рассчитывать на помощь Ивана Грозного, наверное, было наивно, а вот шведский король, получив депешу от крестьян, решил все же проверить, а не врут ли строптивые холопы?
И поскакал в Китее гонец с приказом Боярину: срочно прислать ему ко двору три бочки икры ершовой и пару пудов сала заячьего (размер оброка разнится в вариантах легенды). По сути, приказ был невыполнимым, из серии «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Кто из вас видел жирного зайца? А рыбаки точно знают размер ершовых икринок... Какие уж тут бочки? Но ведь собрал Боярин этот оброк и тем самым подписал себе приговор!
В следующем указе шведским королем жителям Китеэ была дана отмашка: накажите Боярина сами, как того пожелаете!
Такой указ короля объясняется легко: пусть крестьяне отведут душу на этом Боярине! Понятно же, что не доносит налоги до казны. Когда страсти поутихнут, с Китеэ можно будет снять еще больший налог!
Подобные указы не были единичными. Позже, в конце 90х годов шестнадцатого века шведской знати достанется с лихвой от крестьян в ходе "Дубинной войны" (1596 – 1597), возникшей именно по указу короля. Возмущенные притеснениями и, главным образом, воинским постоем, особенно обременительным во время шведско-русской войны, эстерботнийцы взялись за оружие. Но это будет потом.
А пока, в один из дней в церкви Китеэ собрался весь честной народ, чтобы огласить указ шведского короля. Боярину уже донесли, что зреет бунт. И тот подготовился: перед тем, как отправиться на сход, он велел своей дочери Оути и верному слуге, собрать все богатства, скопленные «непосильным трудом налогоплательщиков», и на лодке плыть через озера в Ладогу, в Импилахти, где у него была усадьба - приданное для дочери. (Вон когда началась мода на дачи за границей!) Сам же изверг и притеснитель народа, отправился в церковь. И опять въехал в храм на коне под ропот верующих и проклятья.
Вернемся опять к легенде, изложенной Й. Мауконен «Услышав в конце проповеди приказ короля о разрешении казнить его, ударился Боярин в бегство. Народ бросился в погоню и настиг его в полутора милях у переправы Сюрьясалми (21 км от Китеэ). С северной стороны от переправы есть мыс, с которого Боярин вместе с конем поплыл "через остров Рунасаари на западный берег Пюхяярви в Химониеми, чтоб оттуда бежать на свою родину.
Один его батрак, что был в церкви, смекнув, куда бежал Боярин, настиг его у озера раньше всех. И сулил ему Боярин мешок с деньгами золотыми, что носил всегда на груди, и просил отпустить его. Но не послушал ненавистного хозяина батрак, а мешок с золотом в озере утонул. То ли случайно уронил его Боярин, то ли со злости бросил он его в глубины озера Пюхяярви.
И на этом мысу, что потом стал носить название Паяринниеми, озлобленный на своего мучителя народ заложил Боярина живьем кучей каменьев, около четырех локтей высокую и в три обхвата широкую. Говорят, что народу было так много, что хватило каждому принесть только по одному камню. И еще говорят, что оставили люди в этой горе камней одно небольшое окошко, положили перед ним кусок хлеба. Смотрел Боярин на хлеб и умирал от голода и тяжести камней.
Дочь боярина Оути добралась до Ладоги. Когда доплыли до середины озера, заметил слуга Хуотари черную птицу, что летела к лодке с западной стороны. Долетев до лодки, уронила птица окровавленный шлем Боярина. В ужасе понял Хуотари, что убит Боярин, и бросился из лодки в пучину. Лодка закачалась, перевернулась, и все товары, что были в ней, погрузились на дно озера. И Оути тоже...
Только птица кричала криком над волнами: «Не получит дева, дочь Боярина, сна забвенья в царстве мертвых до поры, пока все слезы не обсушит, что сочатся кровью по вине отца ее родного»
Говорят, что призрак Оути бродит ночами по берегам озер. И если кому посчастливится увидеть ее, будет удача во всем. Любое хорошее дело, что эта дева для людей сделает, приближает ее к вечному спокойствию. За каждую слезинку, что обсушит она с лица несчастных, получает она право уронить со своего ожерелья на шее по одной жемчужине в озеро. И когда не останется на ожерелье ни одной жемчужины - только тогда спадет с девы проклятье».
В общем, зло было наказано, хотя невиновная дочь Боярина могла бы еще жить да жить в Импилахти. Если бы не слишком впечатлительный слуга.
Прошло 500 лет. На Паяринниеми и сейчас под высокими соснами есть гора из камней, подернутых серым мхом. Когда идешь к ней по длинной косе, замечаешь на тропинке и по ее бокам ямки от вынутых булыжников. Неужели до сих пор народ несет камни на могилу злого Боярина, не прощая его лютости? Веря то ли в быль, то ли в небыль…
Добро, увы, с годами забывается, а вот зло живет вечно в памяти народной. Потому нет над той могилой ни креста, ни таблички. А корни сосен, которые моложе этой легенды, цепляющиеся за камни мыса, напомнили мне набухшие кровью вены на руках человека, царапающего землю, пытающегося выбраться из-под этих камней…
Говорят, иногда и крик жуткий раздается над живописной косой, убегающей в озеро. Но нет Злому Боярину ответа от людей. И не растет ни одного цветочка на этих камнях.
По делам его и память такая.
https://youtu.be/treRez_XBeY?si=Xa-lMnGunVapHL16
Этa простенькaя песенка в исполнении группы Terho Torni(1978) – краткое изложение старой легенды о боярине, жившем когда-то в местечке Китеэ, что и сейчас находится на юго-востоке Финляндии.
500 лет прошло с описанных в песенке событий. Деревенька стала городом, и он уже изменился до неузнаваемости. Но, надо ж было тому человеку так прожить жизнь, что люди и через пять веков, вспоминая его, называют не иначе, как «злой боярин». Некоторые, уточняют: русский злой боярин.
По следам Злого Боярина
Все, кто родился, или приехал жить в Китеэ, кто интересуется историей края, знает о злом Боярине. О нем Йоханнес Хямяляйнен написал книгу со своей версией жизни этого персонажа. Местным театром был поставлен спектакль с вариациями на тему. Но историки, все же, не могут точно утверждать: правда или вымысел рассказаны в легенде о злом Боярине. Имени его, по крайней мере, мы не знаем. В местных исторических справочниках обозначены лишь географические и туристические точки, связанные с легендой о Боярине: Pajarinm;ki, Pajarintie, Pajarinhovi, Pajariniemi, Pajarinhauta.
Википедия не много дает нам информации, но выдвигает версию, что прототипом Боярина из Китеэ мог стать Саймон Аффлекили, он же Симо Хуртта (1660-1725) – безжалостный сборщик налогов в пользу шведской короны. За определенную сумму, выплачиваемую короне, он имел право собирать с территории, отданной ему во власть, налоги и даже сгонять крестьян с земли. Против него обобранные крестьяне поднимали бунты, и жаловалось королю. Его и убили бунтовщики.
Но Саймон Аффлек жил и богател на людских слезах районе Лиексы (Пиелисярви). А это на 160 километров северо-восточнее Китеэ. Мог ли он называться Боярином?
Мог, род Аффлека шел из русского боярского рода, родоначальником которого был Федор Григорьевич Аминев, который стал служить шведам в начале 1600 годов и его потомки переселились в шведскую Ингерманландию. Их так и называли «шведские бояре».
Но если углубляться в эту историю с привязкой к России, то и разница в датах жизни Аффлека и Боярина из Китеэ возникает существенная. Почти сто лет.
Мне стало интересно рассмотреть эту историю поподробнее. Собирая информацию, читая по теме, пришлось признать, что… все могло быть. И судьбы у людей бывают похожие, и грехи... Я не историк, просто любопытный читатель, но решилась, все же, потянуть за эту ниточку. И немного домыслить. Как без этого? Тем более, на русском языке материалов по этой теме практически нет. Лишь строки из туристических буклетов. А сейчас в районе финского городка Китеэ проживает около трех сотен русский эмигрантов. И не все знают эту легенду.
Первое упоминание о Китеэ (а так же Ряяккюля, Кесялахти) относится к 15-му веку. Уже тогда эта территория была заселена и развита так, что могла платить налоги. До ХV века включительно деятельностью православной церкви в Приладожской Карелии руководил новгородский архиепископ. В 1478 году пала новгородская самостоятельность, и дальнейшая история православия в Карелии и части нынешней Финляндии связана с Московской Русью. После присоединения Новгородской земли к Русскому централизованному государству административным и церковным центром ее прежней территории оставался Новгород, но вся деятельность новгородских наместников и архиепископов была направлена теперь на службу интересам московских великих князей.
Подчинив своей власти так же громадные территории на севере Восточной Европы, Москва унаследовала от Великого Новгорода ряд политических проблем, в их числе-то затихавшее, то вновь разгоравшееся военное противостояние со Швецией. В марте1557 годавНовгородебыло подписано перемирие сроком на 40 лет. Русско-шведская граница восстанавливалась по старому рубежу, определённому ещё Ореховским мирным договоромот1323г. А этот договор предусматривал, что новгородско-шведская граница делит Карельский перешееквдоль, с юга на север, проходя по реке Сестреи далее по болотам, рекам и озёрам, вплоть до впадения реки Пюхяйоки в Ботнический залив. То есть, весь восток нынешней Финляндии оказывался под контролем русского царя Ивана IV.
Времена царствования Ивана Грозного (с 1533 по 1584год) хоть и были отмечены некоторым прогрессом в государственном устройстве, но ассоциируются у нас с массовыми казнями, пытками, разгулом беззакония. «Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же». Вот и казнили сразу сотнями в день. На глазах у трепещущего от страха народа, ведь следующим мог быть каждый из «зрителей». Опричники хватали по любому поводу и придумывали пытки все изощрённей.
Огромный урон Новгороду нанёс опричный погром, учинённый
зимой 1569/1570 годов войском, лично возглавлявшимся Иваном Грозным. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода, по пути Малюта Скуратов лично задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа. Число жертв в Новгороде было более 27 тыс. чел. (в 1546 году в городе было 35 тыс. чел.). Погром длился 6 недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и купцов было конфисковано.
Стоит ли удивляться, что и наместниками в землях, далеких от Новгорода и Москвы, могли состоять люди, чья жестокость осталась в памяти людей на века. Но историки говорят, что в Финляндии не было наместников от Ивана Грозного.
Вопрос вопросов остается открытым: кому подчинялся Боярин из Китеэ, если эти места официально относились к владениям русского царя?
Вот что писал о Злом Боярине (Й. Мауконен - 1877), чей пересказ легенды признан официальным, используется в туристических буклетах.
«Я расскажу народную легенду о Карельском Боярине, который сохранился в памяти народной за свою жестокость и зверство. В трех верстах от церкви Китеэ по дороге на Сортавалу с левой стороны есть холм Боярина, который лежит между двумя озерами. Его берега с юга омывают волны озера Хююпиян и с севера - озера Китеэ. С востока, юга и с севера склоны холма довольно крутые и только с запада - пологие, так что можно въехать на лошади. Как раз с западной стороны видно на холме свободное от леса место здесь, возможно, была в давние времена дорога. С холма, высота которого 60-70 шагов, открывается прекрасный вид на северную и южную здесь стороны. Народное предание гласит, что именно на холме находилось имение Боярина, руины которого много веков еще виднелись на холме. Теперь же от них не осталось и следа.
Наверное, у Боярина не было большого земледельческого хозяйства, так как на хребте холма, где можно было бы вести земледелие, земли не более одного тунланда (примерно полгектара). Склоны же холма из-за крутости невозможно использовать под пашню. Груды камней на южном склоне появились, по-видимому, при уборке холма или при подсечном земледелии.
Сейчас склоны холма заросли лесом, красивых пейзажей Вы не увидите с его высоты, но сохранилось на вершине холма ощущение его древности. И если прислушаться, слышно, как скрипят деревья, рассказывая старую легенду»
Боярин был большим любителем развлечений, и вряд ли земледельческие работы занимали его думы. Поскольку он мог взять с крестьян что хотел и сколько хотел. Собранными налогами тоже распоряжался в свою пользу. После смерти жены он пустился во все тяжкие: устроил из своего поместья гнездо разврата. Женщин использовал без стыда. Мужья и слова сказать не смели: вдруг еще налогов добавит?
Среди прочих забав было у деспота любимое - катание с холма. Для этого от вершины холма до берега Хююпиян-озера был вырыт ров и выложен бревнами. И по этому рву летом Боярин скатывался в лодке с холма прямо в озеро. A оттуда тащили лодку наверх обнаженные женщины. Боярин хохотал над извивающимися в тяжком труде женщинами и «подбадривал» их плетью.
Особой страстью для Боярина были чужие невесты. Любой парень, надумавший жениться, должен был отдать свою невесту на ночь в дом Боярина. Изверг забирал девушку прямо от алтаря, въезжая в церковь на коне, разгоняя гостей - прихожан. Увозил, закинув невесту, как мешок, поперек коня.
По мнению историков, такой обычай был заведен у многих народов. Например, согласно германского обычая Beilager, крупные землевладельцы имели первоочередное право на ночь с невестой любого из своих подданных. В некоторых случаях вассал мог выплатить своему феодалу отступные. Ученые ссылаются на отсутствие документов, подтверждающих право первой ночи в Средневековой Европе, однако косвенные свидетельства все же имеются. Несомненно, что право первой ночи, демонстрирующее произвол феодалов, в некоторых случаях могло быть выгодно и самой невесте. Догадайтесь, почему.
В России этот обычай имел широкое применение и только после отмены крепостного права традиция растления крестьянских невест пошла на убыль.
Чтобы удержаться на должности, да и погреть руки на чужом добре, Боярин выжимал последние соки из крестьян. Подати собирал, выгребая закрома подчистую. Прятавших свое добро, наказывал жестоко. Если народ начинал бунтовать, Боярин шел на хитрость, зная отходчивый нрав местных крестьян. Выкатывал им бочки с пивом и с вином, усмиряя хмелем справедливый гнев. Порой гульбища затягивались ни на один день и завершались уж полным безобразием со срамными играми.
Но в Китеэ нашелся один смелый парень, что воспротивился притязаниям Боярина на его суженную. Нет, не кулаками, а законным образом попытался отстоять честь девушки. Он подговорил знакомцев, и они стали писать жалобы сразу и шведскому королю, и русскому царю: мол, непомерные налоги, жестокость и порочность Боярина уже перешли все границы. Рассчитывать на помощь Ивана Грозного, наверное, было наивно, а вот шведский король, получив депешу от крестьян, решил все же проверить, а не врут ли строптивые холопы?
И поскакал в Китее гонец с приказом Боярину: срочно прислать ему ко двору три бочки икры ершовой и пару пудов сала заячьего (размер оброка разнится в вариантах легенды). По сути, приказ был невыполнимым, из серии «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Кто из вас видел жирного зайца? А рыбаки точно знают размер ершовых икринок... Какие уж тут бочки? Но ведь собрал Боярин этот оброк и тем самым подписал себе приговор!
В следующем указе шведским королем жителям Китеэ была дана отмашка: накажите Боярина сами, как того пожелаете!
Такой указ короля объясняется легко: пусть крестьяне отведут душу на этом Боярине! Понятно же, что не доносит налоги до казны. Когда страсти поутихнут, с Китеэ можно будет снять еще больший налог!
Подобные указы не были единичными. Позже, в конце 90х годов шестнадцатого века шведской знати достанется с лихвой от крестьян в ходе "Дубинной войны" (1596 – 1597), возникшей именно по указу короля. Возмущенные притеснениями и, главным образом, воинским постоем, особенно обременительным во время шведско-русской войны, эстерботнийцы взялись за оружие. Но это будет потом.
А пока, в один из дней в церкви Китеэ собрался весь честной народ, чтобы огласить указ шведского короля. Боярину уже донесли, что зреет бунт. И тот подготовился: перед тем, как отправиться на сход, он велел своей дочери Оути и верному слуге, собрать все богатства, скопленные «непосильным трудом налогоплательщиков», и на лодке плыть через озера в Ладогу, в Импилахти, где у него была усадьба - приданное для дочери. (Вон когда началась мода на дачи за границей!) Сам же изверг и притеснитель народа, отправился в церковь. И опять въехал в храм на коне под ропот верующих и проклятья.
Вернемся опять к легенде, изложенной Й. Мауконен «Услышав в конце проповеди приказ короля о разрешении казнить его, ударился Боярин в бегство. Народ бросился в погоню и настиг его в полутора милях у переправы Сюрьясалми (21 км от Китеэ). С северной стороны от переправы есть мыс, с которого Боярин вместе с конем поплыл "через остров Рунасаари на западный берег Пюхяярви в Химониеми, чтоб оттуда бежать на свою родину.
Один его батрак, что был в церкви, смекнув, куда бежал Боярин, настиг его у озера раньше всех. И сулил ему Боярин мешок с деньгами золотыми, что носил всегда на груди, и просил отпустить его. Но не послушал ненавистного хозяина батрак, а мешок с золотом в озере утонул. То ли случайно уронил его Боярин, то ли со злости бросил он его в глубины озера Пюхяярви.
И на этом мысу, что потом стал носить название Паяринниеми, озлобленный на своего мучителя народ заложил Боярина живьем кучей каменьев, около четырех локтей высокую и в три обхвата широкую. Говорят, что народу было так много, что хватило каждому принесть только по одному камню. И еще говорят, что оставили люди в этой горе камней одно небольшое окошко, положили перед ним кусок хлеба. Смотрел Боярин на хлеб и умирал от голода и тяжести камней.
Дочь боярина Оути добралась до Ладоги. Когда доплыли до середины озера, заметил слуга Хуотари черную птицу, что летела к лодке с западной стороны. Долетев до лодки, уронила птица окровавленный шлем Боярина. В ужасе понял Хуотари, что убит Боярин, и бросился из лодки в пучину. Лодка закачалась, перевернулась, и все товары, что были в ней, погрузились на дно озера. И Оути тоже...
Только птица кричала криком над волнами: «Не получит дева, дочь Боярина, сна забвенья в царстве мертвых до поры, пока все слезы не обсушит, что сочатся кровью по вине отца ее родного»
Говорят, что призрак Оути бродит ночами по берегам озер. И если кому посчастливится увидеть ее, будет удача во всем. Любое хорошее дело, что эта дева для людей сделает, приближает ее к вечному спокойствию. За каждую слезинку, что обсушит она с лица несчастных, получает она право уронить со своего ожерелья на шее по одной жемчужине в озеро. И когда не останется на ожерелье ни одной жемчужины - только тогда спадет с девы проклятье».
В общем, зло было наказано, хотя невиновная дочь Боярина могла бы еще жить да жить в Импилахти. Если бы не слишком впечатлительный слуга.
Прошло 500 лет. На Паяринниеми и сейчас под высокими соснами есть гора из камней, подернутых серым мхом. Когда идешь к ней по длинной косе, замечаешь на тропинке и по ее бокам ямки от вынутых булыжников. Неужели до сих пор народ несет камни на могилу злого Боярина, не прощая его лютости? Веря то ли в быль, то ли в небыль…
Добро, увы, с годами забывается, а вот зло живет вечно в памяти народной. Потому нет над той могилой ни креста, ни таблички. А корни сосен, которые моложе этой легенды, цепляющиеся за камни мыса, напомнили мне набухшие кровью вены на руках человека, царапающего землю, пытающегося выбраться из-под этих камней…
Говорят, иногда и крик жуткий раздается над живописной косой, убегающей в озеро. Но нет Злому Боярину ответа от людей. И не растет ни одного цветочка на этих камнях.
По делам его и память такая.
Рейтинг: +5
125 просмотров
Комментарии (3)
Александр Кузнецов # 7 апреля 2024 в 19:58 +1 |
Татьяна Лютько # 8 апреля 2024 в 14:06 +1 |
Людмила Ойкина # 15 апреля 2024 в 11:14 +1 | ||
|