«Чем больше я узнаю людей,
Тем больше я люблю животных…»
(умные слова)
Люди! «Человеки»! Мы все разные, со своими «тараканами в голове», но все хотим Жить – комфортно, счастливо, реализуя себя и свои возможности.
«Есть только миг, между прошлым и будущим,
Именно он называется Жизнь…»
(слова из песни)
Свою историю и историю Человечества пишем Мы сами…
Настоящее дано Человеку, чтобы оценить Прошлое и правильно поступить в Будущем. Оно как «грабли»(или День Сурка) дает Человечеству и каждому в отдельности сделать выбор на пути созидания или разрушения.
От рождения до ухода в мир иной, человек изучает разнообразные прикладные науки, которые в большинстве своем в практической жизни не использует. Такие науки, как психология, социология, экология и ряд других, вообще являются уделом избранных и в повседневной жизни не представляют интереса для обывателя, который занят поиском «хлеба насущного».
Вместе с тем, достичь хотя бы юношеского возраста Человечество может, лишь осознав объективность существования критериев эгоизма, понимания необходимости удержания его в определенных рамках.
Эгоизм – радиация, магнетизм и т.п., который надо изучать и как средство познания сути человека и общества, так и в прикладном значении по возможному изменению или коррекции мироустройства Homosapiensа. Он разнообразен, подобен нейтронной бомбе и лишь Человек может осознать его как мощнейшее оружие эволюции не только собственного существования, но и среды обитания.
Эгоизм не просто понятие черты живого организма, его нравственная категория, но количественный и качественный критерий равновесия Природы и Человечества, как ныне существующей расы, взаимоотношений людей, народов, государств, религий.
Эгоизм появился с тех пор, когда Творец произнес: «Плодитесь и размножайтесь». Он может быть созидательным и разрушительным, конструктивным и деструктивным. При контакте может быть совместимым и несовместимым. Во временном отрезке - постоянным и прогрессирующим. В отношении к Природе - разумным и утилитарным. В политике и религии - допустимым и недопустимым. В обществе – личный – семейный – корпоративный – государственный – межконфессиональный - человеческий.
Эгоизм - внешнее проявление внутреннего состояния любого живого организма или социума на изменение равновесия среды обитания или комфортности.
Он носит бессознательный и сознательный характер, относится к оценочной категории и проявляется лишь при взаимодействии с окружением.
У Человека и социума он носит сознательный характер.
На бессознательном уровне эгоизм – есть средство выживания и создания комфортных условий существования. Бессознательный эгоизм присущ всей органической жизни, как флоре, так и фауне.
Сорняку надо расти. Животному есть. Человеку и обществу удовлетворять свои потребности.
Как в СССР говорили, что у нас нет секса, так и эгоизм как понятие запрятан в дальние уголки человеческого сознания.
Вместе с тем, как бы цинично это не звучало, если объективно посмотреть на возвышенное и воспетое поэтами чувство «Любовь», то реально его можно охарактеризовать как гипертрофированное проявление эгоизма двух особей, при котором каждый видит себя единоличным собственником другого(Дом1,2 и т.д.). Однако по мнению отдельных психологов, чувство влюбленности длится обычно не более 7 месяцев, после чего приходят к «развилке дорог», где нужно делать выбор: любить- ненавидеть-притираться- разводиться и т.п. Во всех правилах есть исключения, но то, что дают первичные потребности всему живому – незыблемо.
Необходима наука – Эгология, которую в различных аспектах надо изучать от периода самосознания личности до окончания существования Цивилизации.
В усеченном и «разорванном» виде она широко, а иногда неосознанно используется различными институтами(психологами, спецслужбами, религиозными конфессиями, политиками и т.п.), но чаще в узконаправленном, негативном и утилитарном плане, т.е. как средство воздействия на массы или отдельного индивида, PR технологии и т.п.
Изучение Эгоизма, особенно Человеческого, необходимо для собственного познания, построения взаимоотношений с окружающей Средой, самосовершенствования, а в конечном итоге продления факта самого существования органической жизни.
Все гениальное – просто. Не будем изобретать велосипед, а просто проанализируем то, что нас окружает и почему так происходит.
В определении эгоизма есть два понятия: внешнее проявление и внутреннее состояние.
Для начала рассмотрим внутреннее состояние(«вещь в себе»). Человек рождается с уже заложенными в него установками(гены), которые в последующем формируют его характер, т.е. на данном этапе он уже имеет бессознательную(приобретенную, генетическую) форму эгоизма, что характерно и для растительного и животного мира. В дальнейшем, формируется сознательная форма эгоизма, на которую влияет окружение(семья, традиции, воспитание и т.п.). И все бы хорошо, Я такой, какой есть. Ну, живи и радуйся. Но тут, приходится сталкивать с другими особями, которые также как и Я, имеют свое представление о комфортности и внутреннем равновесии, т.е. эгоизм проявляется лишь при взаимодействии с окружением…
Как «вещь в себе» можно рассматривать любой социум(семья-коллектив-религия-государство-нация-цивилизация-космос), где в соответствии с многовековыми «шлифовками» формировались принципы, взгляды, традиции прежде всего для выживания и создания комфортных условий среды обитания.
С практической для Человечества точки зрения, для изучения и корректировки эгоизма важно внешнее его проявление, т.е. взаимодействие людей и социумов между собой.
При общении человека с человеком, обычно «борьба» происходит за нарушение состояния комфортности(внутренней и внешней). И в зависимости от ситуации, статуса, положения, подчиненности и взаимоотношений общающихся, внешнее проявление может:
- не проявиться никак («фига в кармане);
- конфликт(драка, словесная перебранка, развод, судебные иски и т.п.
- убийство, как крайняя форма…
Для социумов и внутри них, внешнее проявление диктуется «Правилами Игры», которые устанавливаются в семье, коллективе, государстве и т.д. Любая Система устанавливает их исходя из принципа равновесия интересов большинства в нее входящих(комфортности). И чаще, если в Систему приходит кто-то «со своим уставом в чужой монастырь», то она его отторгает.
Все эти выводы можно детализировать применительно и к отдельному человеку, так и к любой Системе, а также при их взаимодействии между собой.