"Нам не дано предугадать..."

14 декабря 2017 - Нина Колганова
article404411.jpg
 Я вижу на портрете мужчину. У него интеллигентное сухощавое, аскетическое лицо. Взгляд спокоен и серьёзен. Это Ф.И Тютчев. Он, бесспорно, интересен не только внешностью, но и творчеством, и личной жизнью.  
 Удивительно: до некоторых пор материал о личной жизни поэтов был недоступен. Потом появились биографии не только с датами рождения, учёбы, смерти. Поэты переставали быть небожителями. Обладая незаурядным талантом, они оставались обычными людьми со взлётами и падениями, радостями и огорчениями, пламенной страстью и искренней любовью. И, конечно же, творчество становилось более притягательным в связи с тем, что становилась более открытой и доступной личная жизнь.

 Меня заинтересовал Тютчев, захотелось соотнести  его жизнь с его стихами, попытаться понять его чувства – в стихах, как известно, это всегда выражено отчётливо. А внешность так обманчива!
 Понятно, перевернуть страницы книги лет и сделать какие-либо выводы не очень легко, да и стремиться к этому не следует. Мнения всегда противоречивы, неоднозначны, как, впрочем, сама жизнь. Хорошо, что не придётся заглядывать в «замочную скважину»: сейчас много доступного материала.  
 И я убедилась, что Фёдор Иванович – человек с незаурядными способностями, талантливый поэт, увлекающаяся натура, что и ему ничто человеческое не чуждо. В его душе кипели такие страсти, что их можно не понять, осудить, но и восторгаться.
Впрочем, всё по порядку.
В первую очередь, Ф.И.Тютчев — дипломат. В течение двадцати двух лет он выполнял эту миссию в Германии и Италии
 Зная его творчество, трудно представить, что он,по роду своей деятельности, должен быть сдержан, должен скрывать чувства, подходить рационально к решению вопросов государственной важности. Но, возможно, благодаря этому, мы имеем его восторженные стихи о природе, любви к женщине, к России, страдающей, но гордой стране, его родине. Его стихи — это его выразительные эмоции. Помните: он нам рассказал о своей любви к грозе «в начале мая», о весне; это он разглядел «улыбку разумного существа в прощальной улыбке увядающей осенней природы»*, разгадал «незримые человеческие слёзы за беспросветной дождевой завесой»*?
 В его стихах о природе всё звучно, осязаемо и слышимо. Он пишет так просто и так приятно! В этом и есть гениальность.
 Хочу заметить в связи с этим, что библиограф поэта Н. Аксаков после его смерти в книге «Фёдор Иванович Тютчев» писал, что его имя малознакомо в массах грамотной, даже образованной публики.
 В противовес тому времени и словам Аксакова, мы можем сейчас уверенно говорить, что авторитет Ф.И. Тютчева высок, стихи знает широкая публика.
 Поэтические картины, созданные им, притягивают и увлекают читателей образностью, метафоричностью, высокой идейной направленностью, разнообразием тем.
 Стихи о природе, о Родине дают нам понять, что их пишет человек, замечающий в «краю русского народа»* то, «что не поймёт и не заметит гордый взор — иноплеменный»*. Он верит в Россию, в её «особенную стать»*. И эта вера передаётся из поколения в поколение.
 Надо очень любить Россию, чтобы так убеждать читателей в её необычайности. «Лицом к лицу лица не разглядеть, большое видится на расстоянии»* — и это «большое» не давало покоя поэту там, за границей, находило воплощение в стихах. Мне кажется, что именно чужбина помогла Ф.И. Тютчеву вырасти в изумительного поэта, мастера русского слова.
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…»*— это слова Тютчева о творчестве.
И не дано предугадать, как сложится жизнь. В ней много непредсказуемого, неоднозначного.
 Исходя из этой точки зрения, я нахожу, что его личная жизнь, любовь – это противоречия: счастье — печаль — разочарование.
 Там, в Германии, в его жизнь вошли три женщины, три красавицы, вызвавшие в поэте привязанность, сильные чувства до конца жизни.
Амалия Лерхенфельд в свои четырнадцать лет очаровала юношу. Она первая, кому он стал посвящать стихи о любви. Девочка для него — солнце, жизнь. Эти метафорические образы понятны всем, кто любил, кто любит. Пока ещё нет в стихах философских рассуждений, здесь образы - сравнения, которые возникают, если рядом любимый человек, и тогда всё вокруг залито солнцем, всё приносит радость.
 Их разлучили её родители, но и у Тютчева, и у Амалии на всю жизнь сохранилась чистая, добрая память об их отношениях.
Яркое свидетельство тому известное стихотворение « Я встретил вас, и всё былое
В отжившем сердце ожило...» Оно о «золотом» времени их любви, а написал он его после пятидесяти лет разлуки, во время непредвиденной встречи с Амалией на лечении.
 Ф.И. Тютчеву, как талантливому человеку, необходимо вдохновение и для жизни, и для творчества. Таким вдохновением стала для него Элеонора Петерсон (ур. Ботмер). Он её нежно, искренне и преданно любил. Время, проведённое с ней, он считал самым спокойным и счастливым. Но преданно ли?
 И я, вслед за В.А. Жуковским, удивилась, что при жизни Элеоноры, наряду с искренним её обожанием, Тютчев в течение нескольких лет имел тайную любовную связь с Эрнестиной Дёрнберг (ур. Пфеффель)
 И вот опять непредсказуемость, неоднозначность поведения поэта. Посмотрите: здесь есть, чему удивиться. После долгой болезни умирает Элеонора. Для Тютчева – это невосполнимая потеря. Он искренне тяжело переживает. Известен факт, что он поседел сразу после смерти жены.
 Горе было велико, но это не помешало ему очень быстро — и года не прошло — заключить брак с Эрнестиной Дёрнберг. Он не смог устоять перед ней ещё при жизни Элеоноры. Эрнестина и Фёдор Тютчев считали, что у них много общих интересов, и это их роднит. Он писал о любимой:
«Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной…»*
 
 И это не измена, не забвение. Душой он остался верен Элеоноре. Он с восторгом вспоминал свою первую жену, писал в стихотворении «В часы, когда бывает»(1858г.), что он помнит её любовь "мило-благодатную, воздушную и светлую"*. А через десять лет после смерти посвятил ей строки стихотворения «Твой милый образ незабвенный, он предо мной везде, всегда»*
 Любовь Эрнестины, наверное, давала Тютчеву что-то большее, чем спокойная любовь Элеоноры. Именно в её любимых глазах он находил очарованье в том, как отражался огонь страсти. И теперь они вместе, до конца жизни.
Чем была для него любовь Эрнестины? Жизнью. В этом он признаётся в стихотворении, написанном перед смертью. Критики считают, что это образец признания в любви:
«Всё отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он
Чтоб я ему ещё молиться мог».*
 Разве могла она подумать, что её любовь ждут испытания? Да какие! Впрочем, когда-то она была виновницей волнений первой жены. Теперь предметом её ревности стала Елена Денисьева. Вот в этом неоднозначность поступков. В наше время могли бы сказать, что это возвращение бумеранга.
 Тютчев считал любовь к Денисьевой самой значительной. Скорее всего, потому, что она последняя, так виделось ему. Он немолод — сорок семь лет, а ей всего двадцать четыре года. Они встретились после возвращения в Россию). Жизнь на две семьи трудно давалась и Фёдору Ивановичу, и Елене в особенности. Общество сплетничало по их поводу, осуждало Денисьеву. Незаконную жену поэта общество отвергло. Всё это доставляло Елене невыразимые страдания. Она заболела и умерла молодой.
 Всем своим любимым женщинам поэт посвящал трогательные или восторженные стихи, а вот с именем Денисьевой связан целый цикл — летопись их любви. Эти стихи нельзя читать легко и быстро. Их надо перечитывать, и только тогда станут понятны сильные чувства любящих людей. Чувства, которые не всегда приносили радость и счастье, но и муки, и горести. А потом – раздумье, сомнения, страдание и убеждённость в том, что они любили искренней, сильней, чем может показаться со стороны. Их сила любви в том, что они боролись с общественным мнением и принесли себя в жертву.
 Вот строки из стихотворения «Последняя любовь»:
«О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!»*
 Как я уже говорила, свидетелем открытой связи мужа с Денисьевой была Эрнестина. Она знала всё, прогоняла его и возвращала, ревновала и всё-таки смирилась. И Тютчев признаёт её подвиг в стихотворении «Не знаю я, коснётся ль благодать»*. При жизни мужа она не знала о его существовании — нашла лист бумаги с этим стихотворением в гербарии после смерти Фёдора Ивановича. Это стало для неё сюрпризом, радостью и скорбью.
 Неоднозначно отношение к личной жизни поэта ни тогда, ни теперь. Трудно представить её спокойной, понятной и стабильной.
 Жизнь непредсказуема ни для кого. Много потерь случилось в жизни поэта: любимые женщины, дети, брат. Пережить это невыносимо тяжело. Но он продолжал жить... до своего часа.
 Я не могу, да и не имею права осуждать Тютчева. Сердце талантливого поэта не терпит пустоты. Нельзя жить печалью, прошлым. Но прошлое может возвращаться в стихи. Всем сердцем он мог любить — и любил — сразу нескольких женщин. Женщины, отвечали ему, вдохновляли его на прекрасные стихи, наполненные солнечным светом, успокаивающим душу. И это прекрасно.

Примечание:
*Цитаты из стихотворений Ф.И. Тютчева
 
 

© Copyright: Нина Колганова, 2017

Регистрационный номер №0404411

от 14 декабря 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0404411 выдан для произведения:  Я вижу на портрете мужчину. У него интеллигентное сухощавое, аскетическое лицо. Взгляд спокоен и серьёзен. Это Ф.И Тютчев. Он, бесспорно, интересен не только внешностью, но и творчеством, и личной жизнью.  
 Удивительно: до некоторых пор материал о личной жизни поэтов был недоступен. Потом появились биографии не только с датами рождения, учёбы, смерти. И они переставали быть небожителями. Обладая незаурядным талантом, они оставались обычными людьми со взлётами и падениями, радостями и огорчениями, пламенной страстью и искренней любовью. И, конечно же, творчество становится более притягательным в связи с тем, что становится более открытой и доступной личная жизнь.

 Меня заинтересовала личная жизнь Тютчева, захотелось соотнести  её  с его стихами, попытаться понять его чувства – в стихах, как известно, это всегда выражено отчётливо. А внешность так обманчива!
 Понятно, перевернуть страницы книги лет и сделать какие-либо выводы не очень легко, да и стремиться к этому не следует. Мнения всегда противоречивы, неоднозначны, как, впрочем, сама жизнь. Хорошо, что не придётся заглядывать в «замочную скважину»: сейчас много доступного материала.  
 И я убедилась, что Фёдор Иванович – человек с незаурядными способностями, талантливый поэт, увлекающаяся натура, что и ему ничто человеческое не чуждо. В его душе кипели такие страсти, что их можно не понять, осудить, но и восторгаться.
Впрочем, всё по порядку.
В первую очередь, Ф.И.Тютчев — дипломат. В течение двадцати двух лет он выполнял эту миссию в Германии и Италии
 Зная его творчество, трудно представить, что он, должен быть сдержан, должен скрывать чувства, подходить рационально к решению вопросов государственной важности. Но, возможно, благодаря этому, мы имеем его восторженные стихи о природе, любви к женщине, к России, страдающей, но гордой стране, его родине. Его стихи — это его выразительные эмоции. Помните: он нам рассказал о своей любви к грозе «в начале мая», о весне; это он разглядел «улыбку разумного существа в прощальной улыбке увядающей осенней природы»*, разгадал «незримые человеческие слёзы за беспросветной дождевой завесой»*?
 В его стихах о природе всё звучно, осязаемо и слышимо. Он пишет так просто и так приятно! В этом и есть гениальность.
 Хочу заметить в связи с этим, что библиограф поэта Н. Аксаков после его смерти в книге «Фёдор Иванович Тютчев» писал, что его имя малознакомо в массах грамотной, даже образованной публики.
 В противовес тому времени и словам Аксакова, мы можем сейчас уверенно говорить, что авторитет Ф.И. Тютчева высок, стихи знает широкая публика.
 Поэтические картины, созданные им, притягивают и увлекают читателей образностью, метафоричностью, высокой идейной направленностью, разнообразием тем.
 Стихи о природе, о Родине дают нам понять, что их пишет человек, замечающий в «краю русского народа»* то, «что не поймёт и не заметит гордый взор — иноплеменный»*. Он верит в Россию, в её «особенную стать»*. И эта вера передаётся из поколения в поколение.
 Надо очень любить Россию, чтобы так убеждать читателей в её необычайности. «Лицом к лицу лица не разглядеть, большое видится на расстоянии»* — и это «большое» не давало покоя поэту там, за границей, находило воплощение в стихах. Мне кажется, что именно чужбина помогла Ф.И. Тютчеву вырасти в изумительного поэта, мастера русского слова.
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…»*— это слова Тютчева о творчестве.
И не дано предугадать, как сложится жизнь. В ней много непредсказуемого, неоднозначного.
 Исходя из этой точки зрения, я нахожу, что его личная жизнь, любовь – это противоречия: счастье — печаль — разочарование.
 Там, в Германии, в его жизнь вошли три женщины, три красавицы, вызвавшие в поэте привязанность, сильные чувства до конца жизни.
Амалия Лерхенфельд в свои четырнадцать лет очаровала юношу. Она первая, кому он стал посвящать стихи о любви. Девочка для него — солнце, жизнь. Эти метафорические образы понятны всем, кто любил, кто любит. Пока ещё нет в стихах философских рассуждений, здесь образы - сравнения, которые возникают, если рядом любимый человек, и тогда всё вокруг залито солнцем, всё приносит радость.
 Их разлучили её родители, но и у Тютчева, и у Амалии на всю жизнь сохранилась чистая, добрая память об их отношениях.
Яркое свидетельство тому известное стихотворение « Я встретил вас, и всё былое
В отжившем сердце ожило...» Оно о «золотом» времени их любви, а написал он его после пятидесяти лет разлуки, во время непредвиденной встречи с Амалией на лечении.
 Ф.И. Тютчеву, как талантливому человеку, необходимо вдохновение и для жизни, и для творчества. Таким вдохновением стала для него Элеонора Ботмер. Он её нежно, искренне и преданно любил. Время, проведённое с ней, он считал самым спокойным и счастливым. Но преданно ли?
 И я, вслед за В.А. Жуковским, удивилась, что при жизни Элеоноры, наряду с искренним её обожанием, Тютчев в течение нескольких лет имел тайную любовную связь с Эрнестиной Дёрнберг.
 И вот опять непредсказуемость, неоднозначность поведения поэта. Посмотрите: здесь есть, чему удивиться. После долгой болезни умирает Элеонора. Для Тютчева – это невосполнимая потеря. Он искренне тяжело переживает. Известен факт, что он поседел сразу после смерти жены.
 Горе было велико, но это не помешало ему очень быстро — и года не прошло — заключить брак с Эрнестиной Дёрнберг. Он не смог устоять перед ней ещё при жизни Элеоноры. Эрнестина и Фёдор Тютчев считали, что у них много общих интересов, и это их роднит. Он писал о любимой:
«Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной…»*
 
 И это не измена, не забвение. Душой он остался верен Элеоноре. Он с восторгом вспоминал свою первую жену, писал в стихотворении «В часы, когда бывает»(1858г.), что он помнит её любовь "мило-благодатную, воздушную и светлую"*. А через десять лет после смерти посвятил ей строки стихотворения «Твой милый образ незабвенный, он предо мной везде, всегда»*
 Любовь Эрнестины, наверное, давала Тютчеву что-то большее, чем спокойная любовь Элеоноры. Именно в её любимых глазах он находил очарованье в том, как отражался огонь страсти. И теперь они вместе, до конца жизни.
Чем была для него любовь Эрнестины? Жизнью. В этом он признаётся в стихотворении, написанном перед смертью. Критики считают, что это образец признания в любви:
«Всё отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он
Чтоб я ему ещё молиться мог».*
 Разве могла она подумать, что её любовь ждут испытания? Да какие! Впрочем, когда-то она была виновницей волнений первой жены. Теперь предметом её ревности стала Елена Денисьева. Вот в этом неоднозначность поступков. В наше время могли бы сказать, что это возвращение бумеранга.
 Тютчев считал любовь к Денисьевой самой значительной. Скорее всего, потому, что она последняя, так виделось ему. Он немолод — сорок семь лет, а ей всего двадцать четыре года. Жизнь на две семьи трудно давалась и Фёдору Ивановичу, и Елене в особенности. Общество сплетничало по их поводу, осуждало Денисьеву. Незаконную жену поэта общество отвергло. Всё это доставляло Елене невыразимые страдания. Она заболела и умерла молодой.
 Всем своим любимым женщинам поэт посвящал трогательные или восторженные стихи, а вот с именем Денисьевой связан целый цикл — летопись их любви. Эти стихи нельзя читать легко и быстро. Их надо перечитывать, и только тогда станут понятны сильные чувства любящих людей. Чувства, которые не всегда приносили радость и счастье, но и муки, и горести. А потом – раздумье, сомнения, страдание и убеждённость в том, что они любили искренней, сильней, чем может показаться со стороны. Их сила любви в том, что они боролись с общественным мнением и принесли себя в жертву.
 Вот строки из стихотворения «Последняя любовь»:
«О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!»*
 Как я уже говорила, свидетелем открытой связи мужа с Денисьевой была Эрнестина. Она знала всё, прогоняла его и возвращала, ревновала и всё-таки смирилась. И Тютчев признаёт её подвиг в стихотворении «Не знаю я, коснётся ль благодать»*. При жизни мужа она не знала о его существовании — нашла в гербарии после смерти. Это стало для неё сюрпризом, радостью и скорбью.
 Неоднозначно отношение к личной жизни поэта ни тогда, ни теперь. Трудно представить её спокойной, понятной и стабильной.
 Жизнь непредсказуема ни для кого. Много потерь случилось в жизни поэта: любимые женщины, дети, брат. Пережить это невыносимо тяжело. Но он продолжал жить... до своего часа.
 Я не могу, да и не имею права осуждать Тютчева. Сердце талантливого поэта не терпит пустоты. Нельзя жить печалью, прошлым. Но прошлое может возвращаться в стихи. Всем сердцем он мог любить — и любил — сразу нескольких женщин. Женщины, отвечали ему, вдохновляли его на прекрасные стихи, наполненные солнечным светом, успокаивающим душу. И это прекрасно.

Примечание:
*Цитаты из стихотворений Ф.И. Тютчева
 
 
 
Рейтинг: +5 1167 просмотров
Комментарии (10)
Людмила Комашко-Батурина # 15 декабря 2017 в 09:55 +2
Мне понравилось! Узнала много интересного для себя. Но это всё-таки не эссе. По-моему, с задачей конкурса не справился никто, так что придётся судьям выбирать лучшее из наших рассказов! Удачи автору в конкурсе!
Нина Колганова # 17 декабря 2017 в 10:46 +1
Спасибо Вам, Людмила.)))Я Вам благодарна за отзыв- он единственный. Но я Вас успокою: это эссе. Здесь нет композиции, я рассуждаю на основе стихов, на основе фактов из жизни, передаю свои чувства. Нет точных рекомендаций: как надо жить, кого и когда любить. Это все признаки биографического эссе. Кроме того, эссе может быть и в форме рассказа, письма, поучений. В основе эссе лежат наши рассуждения по волнующей нас теме.
И с задачей конкурса удалось некоторым справиться.))))
Константин Батурин # 18 декабря 2017 в 10:12 +2
Не знаю, что это: эссе или рассказ)))
Но работа интересная и познавательная!
Большое спасибо, Нина! Всего доброго!
Нина Колганова # 18 декабря 2017 в 10:38 +2
Что это, важно было для конкурса. Спасибо, Костя, что прочитали. Спасибо за отзыв. Важно, например, для меня, когда читают прозу. buket4
Татьяна Шарина # 18 декабря 2017 в 14:29 +2

Огромное спасибо, Ниночка, за рассказ! Я к моему стыду не знала и не читала о его жизни. Только стихи. Прочла с удовольствием! Ты УМНИЦА!!!! Прекрасной погоды и зимних чудесных вечеров, когда можно гулять и любоваться природой!!!

Нина Колганова # 18 декабря 2017 в 14:38 0
Таня, спасибо за прочтение. Трудно читать прозу.Если заинтересовало, это хорошо. Мы раньше знали некоторые патриотические стихи. О личной жизни нигде читать не могли. Интересная жизнь, правда. Всех искренне любил, все вдохновляли на стихи. Только одной, самой первой любви - придворной девушке - он ничего не посвятил.
Сергей Шевцов # 18 декабря 2017 в 14:30 +1
Признаюсь честно, о биографии Тютчева у меня были познания лишь в рамках одного абзаца из школьного учебника. А ведь теперь я его стихи буду воспринимать несколько по-иному. Спасибо, Нина, что помогла взглянуть на творчество классика с большим осмыслением его произведений.
korzina
Нина Колганова # 18 декабря 2017 в 14:43 +1
Читать его стихи нелегко, я там уже говорила. Там раздумья, многоточия, неуверенность, порой, метания. Но они открыли и для меня другого Тютчева. Кстати, я с этим эссе защищалась на высшую квалификационную категорию в области перед методистами.))) Читай стихи его, если будет время, можно смотреть на год написания, можно заметить разную интонацию, разные чувства.)))) Спасибо, Серёжа. elka
Татьяна Петухова # 18 декабря 2017 в 15:04 +1
Спасибо, Нина, Ваша работа-эссе несёт познавательный характер, на мой личный взгляд,здесь некая авторская отстранённость,сухость. Видимо такие требования к эссе.
Нина Колганова # 18 декабря 2017 в 15:34 0
Таня, в требованиях к написанию эссе нет требования какого-либо настроения.Автор сам выбирает манеру подачи материала. У меня было много эмоций в другом эссе.А здесь анализ, мои мысли. Я так это увидела, я так об этом сказала. Я не ставила целью полностью вжиться в его чувства. Вы правы, это взгляд со стороны и с расстояния лет. Спасибо за прочтение.Очень приятно узнать Ваше мнение.))) elka