Константин Симонов
РОДИНА
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
1941
Анализ стихотворения Симонова «Родина»
Знаменитый советский писатель и поэт Константин Михайлович Симонов (1915–1979) в годы Великой Отечественной войны служил военным корреспондентом. Исполняя свой долг, он прошёл всю войну, сообщал новости из осаждённых городов, лично присутствовал на фронте. Руководство страны высоко оценило его самоотверженный труд, наградив Симонова многочисленными орденами. Но более важным вкладом в победу были стихи поэта, которые укрепляли боевой дух русских солдат.
Одним из произведений, которые воодушевляли сражающихся, было стихотворение «Родина», написанное в самом начале войны, в 1941 году. В нём нет высокопарных разглагольствований о долге, судьбе, подвигах. Нет и напутственных размышлений о славе и доблести. Но при этом оно пробуждает в сердце твёрдость и решимость. О чём же говорится в произведении?
Как следует из названия, речь идёт о родине. Но вопреки ожиданиям, Родине, под которой подразумевается огромная территория Советского Союза, посвящено всего одно четверостишие из шести. Конечно, автор использует для её изображения самые торжественные выражения, например, «касаясь трёх великих океанов». Встречается в этой строфе и градация, усиливающая драматический эффект: «непобедима, широка, горда».
Однако не это представляется поэту самым важным. Поэтому следующую строфу он начинает с противительного союза «но»:
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке…
Автор противопоставляет все эти громадные пространства государства тому месту, где прошло детство каждого из её жителей. Антитезу легко почувствовать в выражениях «страна большая» – «клочок земли». Рисуя родной уголок, Константин Михайлович не скупится на живописные эпитеты: «далёкая дорога», «скрипучий перевоз», «песчаный берег с низким ивняком». Эти маленькие, но запоминающиеся детали делают изображаемый пейзаж узнаваемым, родным.
Чтобы усилить это ощущение близости, поэт использует личные местоимения. Говоря от первого лица, он обращается к каждому:
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Автор подчёркивает, что в тяжёлых условиях все люди становятся едины, поэтому говорит «мы» по отношению к себе и читателям:
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли…
В последней строфе Константин Михайлович снова использует градацию. На одну чашу весов он «нагромождает» трудности, с которыми может столкнуться человек:
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать…
Ещё один приём, присутствующий здесь, – анафора. С её помощью поэт подкрепляет важность сказанного.
На другой чаше – те милые «три берёзы», которые олицетворяют родной край. И оказывается, что пусть это и крохотный клочок земли, но он стоит всех тягот, ожидающих на пути. Потому что это дом, Родина, которая и даёт силы выжить.