К ДОБРОЛЮБОВУ
Нет отреченья в отреченьи,
От вечных дум исхода нет.
Ты видишь свет и мрак в смешеньи.
В тебе раздельны мрак и свет.
И за полями, за горами,
Где меркнет жизнь и след людской,
Ты узришь жадными очами,
Что кинул здесь в семье родной.
В пустыне нет уединенья,
Повсюду жизнь, повсюду Бог.
Лишь сердцу, сердцу нет смиренья, —
От жизни в жизни — нет дорог.
Примечания:
К Добролюбову.
В декабре 1904 г., в одно из своих крайне редких появлений в Петербурге, поэт встречался с Гиппиус. По предположению А. Л. Соболева, стихотворение навеяно именно этой встречей (Русская литература. 1991. № 2. С. 188). Зинаида Николаевна впервые написала о Добролюбове в 1900 г. (в статье «Торжество смерти» // Мир искусства. № 7/8), а в 1901 г. опубликовала в № 1 «Мира искусства» статью-размышление о нем «Критика любви. Декаденты-поэты», вошедшую в книгу «Литературный дневник». В частности, она пишет: «Добролюбов, конечно, столько же юродивый, сколько мы все. Он кричал, мучался, цеплялся за людей, которые, — думал он, и не ошибался, — почти все мучаются, как он, и почти тем же, — но остался, как был, в одиночестве. И он углубил одиночество, создал для своей внутренней судьбы соответственную внешнюю судьбу — ушел в аскетизм. <...> В Добролюбове, несомненно, как во многих и многих теперь, жила смутная жажда этой новой, неизвестной и необходимой религии не отречения от жизни, а освящения и принятия ее, жажда свободного оправдания и плоти и духа равно» (см. т. 7 в данном изд.).
Источник: Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т. 2. Сумерки духа: Роман. Повести. Рассказы. Стихотворения. — М.: Русская книга, 2001. — 506 с., 1 л. портр.