ГлавнаяИнтервью → Михаил СТАРОДУБ: «С шести лет я начал читать стихи на самых разных сценах… »

Михаил СТАРОДУБ: «С шести лет я начал читать стихи на самых разных сценах… »

10 сентября 2012 - Михаил Стародуб
article75541.jpg

 

Сегодня у меня в гостях Михаил Стародуб. Об этом человеке можно рассказывать долго, ибо за его плечами: школа Студии (ВУЗ) при МХАТ СССР им. Горького (специальность актёр театра и кино), Центральный академический театр Российской Армии, частный театр «Мел», «Камерный молодёжный театр», литературный институт им. Горького. Он член Российского союза профессиональных литераторов, автор трёх книг. Помимо прозы (фантастические рассказы) и стихов, пишет ещё и пьесы. Автор и исполнитель песен. Режиссёр. Участник передач на «НТВ», «Радио России», «Маяк», «Деловая волна», «Говорит Москва», «Ракурс», «Народное радио», «Голос Подмосковья», «Русская волна»…

Не скрою, когда узнал обо всём этом, сразу захотелось встретиться с Михаилом и обстоятельно поговорить с ним. Конечно, не потому, что он ещё и неоднократный лауреат и дипломант многих литературных и песенных конкурсов, главное тут профессиональный интерес — то, что Михаил пишет для детей, ещё пьесы. Я сам написал несколько пьес, одна из них — об адмирале Колчаке «Пир шакалов» — в 2008 году получила грамоту от Княжьего Двора всея Руси. Попробовал написать что-то и для детей, но, как говорится, дальше пьесы «Кукушата» и двух рассказов «Счастливчик» и «Предгрозовье» (они есть на «Парнасе.ру») дело не пошло. Да и то, как кажется, из-за того, что там «поднят пласт серьёзнейших социально-нравственных проблем», эти мои так называемые опыты с большой натяжкой можно назвать «детскими» или «для детей»… 

Так что этой встречей «убиваю сразу несколько зайцев»!

 

— Михаил, как получилось, что вы попали в школу МХАТа? Какие-то были предпосылки? Ваши родители были театралами?

— Родители — инженеры.

Отец (родился в посёлке Горловка) — с 6ти лет подрабатывал на шахте. С этого возраста могли нанять выбирать «породу» – твердые  отходы, которые добываются вместе с углем. Хотелось есть, спать. И молоденькие «работники» учились «спать с открытыми глазами». То есть, попросту, отключаться, как я сегодня понимаю. Но за спиной — надсмотрщик.

— Порода! Порода! Порода! — бубнил этот человек с палкой, которой мог ударить по рукам, того, кто зазевался.

— Больно не было… — вспоминал отец, — но сон уходил сразу и надолго. 

Мама (моложе отца на 11 лет) — из семьи московских фабрикантов (и, что важнее, староверов). После революции, дед до 37 года работал на собственном заводе одним из бухгалтеров. Расстрелян (позже, реабилитирован) за «подготовку покушения на Калинина». Вполне стандартная история. Деда забрали перед ужином (маме 16 лет). Уходя, он просил накрывать на стол, мол, поймут, что я невиновен быстро, к ужину вернусь.

Отец появился в Москве в 30-х. Поступил в творческую мастерскую Эйзенштейна, бросил её. Окончил инженерный институт. Был первым директором Института усовершенствования врачей (романтическая, по тем временам авантюрная, история создания этого института! Надеюсь однажды что-то написать об этом). Позже работал на военном заводе, изобретая непонятные мне детали к танкам или тракторам (есть патенты на изобретения), что-то ещё, такое же таинственное. Он умер, не оставив вещей. Исключение — книги и одежда, в которой ходил.

С шести лет я начал читать стихи на самых разных сценах. Далее — городской Дом пионеров, диктор «Пионерской зорьки» (была такая детская передача на Всесоюзном радио), многочисленные чтецкие выступления — групповые  и индивидуальные — и конкурсы (среди прочего, 1-е место на Всесоюзном конкурсе в Артеке, председатель жюри — звезда кино и цирка Ю. Никулин). Вопрос «кем быть?» не возникал.

Закончив школу, подал документы в ГИТИС. Впечатляло название: Государственный институт, а не многочисленные «студии-школы». Легко пройдя два тура творческого конкурса…  завалился, к собственному изумлению,  на третьем!

Позже выяснилось, что декламация (со всеми плюсами и минусами), незначительная часть театрального дела. Побочное ответвление, один из жанров.  Более того, чтецкие приёмы и навыки — так называемое «выразительное чтение» — могут мешать (и, как правило, мешают) работе над ролью.  Основы этого, и многое прочее, я начал изучать, поступив в Народный театр при ЗИЛе, где преподавали, собственно, профессиональные режиссеры и педагоги, выпускники которого — В. Лановой (много позже имел честь не без удовольствия работать с В.Л. в ряде сборных концертов), А. Локтев, В. Носик (позже, снимался с В.Н. в двухсерийном «комедийном» TV-фильме по ужасающему сценарию!), Ю. Богатырев (участвовал-таки в чтецком, серьёзного уровня Пушкинском конкурсе, где разделили с Ю.Б. первое место)… и прочие и т.д. Впрочем, основами театрального искусства я занимался ежевечерне и в выходные дни. Днём работал учеником слесаря на потрясающем номерном заводе (там в своё время изобрели и построили «катюши»!).

После провала на экзаменах (огорчалась мама, я — был в растерянности) отец заметил:

— Значит, научишься работать руками.

Учителем моим был лучший на п/я профессионал слесарного дела С., к которому обращались исключительно в случаях нетрадиционных, особенно сложных (или с просьбами о бытовых поделках и С. никому не отказывал, исполняя работу, разумеется, бесплатно). Изделия С. были «живыми». Без преувеличения (смешливый болт, изящная гаечка и т.д.). Приятно было взять в руки его работу. Рядом трудился, кстати, М.И., не менее квалифицированный слесарь (того же, высшего 7-го разряда), но то, что исполнял он, было вполне обычно. Удивительно, размеры те же, изделие — неживое.

Наступил следующий год, я готовился к службе в армии (с 14 лет — в секции бокса, юношеские разряды по лыжам, бегу, прочий «набор» тогдашнего школьника). Просился в десантные войска (это представлялось романтичным). Уже имея на руках повестку — успевал-таки на творческие туры. Можно было без документов одновременно поступать в 5-6 театральных школ и, ясное дело, я этим воспользовался. И проходил один тур за другим! Но в Студии  МХАТа — попал на 1-е прослушивание к руководителю курса В.К.М. Это редкая удача, обычно на первых турах нескончаемый поток «абитуры» (на одно место претендовали 350-400 кандидатов) «просеивают» педагоги и студенты-старшекурсники. После прослушивания М. отправил меня сразу на 3-й (последний) тур, сказав, что могу подавать документы, готовиться к общеобразовательным экзаменам, он берёт меня на курс. Я показал повестку и В.К.М. (впоследствии пришлось многократно убедиться — актерский курс — единая семья, а его «мастера» — преподаватели актёрского мастерства — заботливые родители на всю жизнь!) отправил меня в деканат. Через некоторое время у меня в руках была справка… нет,  это было патетичное «послание» (прочитал — жалко отдавать, а ксероксов тогда не было!) для военкомата, подписанное Народными артистами с просьбой освободить меня, М.С., от призыва, с обязательствами зачислить на курс. 

Далее — время учёбы.

— Какая сценическая школа мастерства вам больше импонирует и почему?

— Известны две методики художественного творчества (в традиционном психологическом театре): «школа представления» и «школа переживания». В первом случае актёр, исполняя роль, «находит» нужное психофизическое состояние в каждом спектакле. Техника, разработанная  системой Станиславского, позволяет входить в нужное состояние здесь, сегодня, на глазах у зрителя. Во втором случае, исполнитель имитирует — однажды (на репетициях) найденное с помощью актёрской техники. И то, и другое может оказаться чрезвычайно интересным, или вызывать скуку. В одном спектакле могут работать (и работают!) актёры разных «школ». Спектакль — итог коллективных усилий, зависимый от множества составляющих. В том числе (не в последнюю очередь!) — от публики в зрительном зале. Это структура вполне одушевлённая. Реальность, замешанная на логике драматурга, с кровью, потом, вдохновением актёров, изысками режиссуры, мощным зрительским сочувствием. Сегодня один и тот же спектакль может быть откровением, а завтра — вызывать скуку. Собственно, в этом (в атмосфере спектакля, в его «ауре») прелесть сценического искусства и гарантия долгой жизни.  

Выпускники МХАТа (я, М.С., в их числе), как правило, работают в рамках «школы переживания»,  «… в единстве чувственной и рациональной   составляющих актерского творчества».   

— Михаил, не стану спрашивать, кого уже сыграли и в каких спектаклях участвовали, ибо прекрасно понимаю, что одной беседой просто невозможно охватить всё ваше творчество, настолько оно разносторонне — тут повод для несколько встреч…

— Вы правы, Игорь, ответ на этот вопрос окажется чересчур объёмным, длинным и неконкретным. К тому же, просто перечислять все роли, спектакли, проекты, которых в моей жизни было — без счёта, неинтересно.

— А какая роль давалась трудно, но удовлетворение от результата доставило большое удовольствие?

— Любая роль требует… Здесь, наверное, надо задуматься. Пожалуй, требует тебя (всех семи тел разной частоты вибрации, разной плотности, степени материальности)  — от макушки, до пяток.  Считаю метод Станиславского универсальным для любого вида (рода) творчества, в том числе — литературного.  Особенно остро приходит ощущение  этого, когда (и если) сам начинаешь преподавать (режиссировать), писать сценарий.

Роль, которая до сих пор не даётся, но в работе над ней требуется вся палитра позитивных (негативных) ощущений… — это, собственно, роль Михаила Стародуба. Такого, каким имело бы смысл однажды сделаться.

— С какими известными мастерами сцены вам посчастливилось работать? Расскажите какой-нибудь случай!

— Актёрская братия — сравнительно небольшое общество. Каждый многократно пересекается с каждым на самых разных проектах. На радио, TV, в кино, сборных концертах, в Домах Актёра, на корпоративах, в прочих местах.  Выпуски актёрских курсов — от 15 до 27 человек. Поэтому МХАТовцы (за 50 лет существования школы Студии было… не более 1500 выпускников) почти все знакомы друг с другом (то же — с Щукой, Щепкой, ГИТИСом, ВГИКом и т.д.).

Помню, как работали «старики» МХАТа (мы, студенты, играли эпизоды и массовку в спектаклях театра) — А. Тарасова, А. Степанова, М. Яншин, О. Андровская, А. Грибов, П. Массальский. Из «патриархов», работавших с К.С. Станиславским, на нашем курсе преподавал академичный — всегда в костюме, рубашке и с галстуком-бабочкой — В. Станицын (я был занят в его спектакле), преподавали и более молодые — добрейшая К. Головко, обаятельный Л. Харитонов.

Запомнилось, как пел В. Шукшину, Б. Окуджаве (много позже, уже после смерти Булата Шалвовича, имел честь работать в авторском сольном концерте в Переделкино). Как пел свои песни на стихи Пастернака для И. Емельяновой (дочь О. Ивинской, возлюбленной Б.Л., ставшей прообразом Лары в «Докторе Живаго»), которая приезжала на несколько дней в Москву из Франции, где преподавала в Сорбонне (знакомство – через моего друга Б. Мансурова, который  был первым издателем в России книги О. Ивинской, написал и издал свою книгу «Лара моего романа» о Б.П. и О.И.). Как попросил П. Сальникова (главного дирижёра Московского Театра Оперетты, который гастролировал со своим оркестром в Японии, Штатах, Канаде, работал в муз. т-ре Станиславского, писал для Театра классического балета п/р Василева и Касаткиной), моего друга, написать аранжировки (плюс записи минусовок в студии) для нескольких песен.

— Пишешь песни? — говорит он. — Приходи после спектакля, послушаем.

Вечером вхожу в театр со служебного подъезда. Спектакль только закончился, в помещениях театра — гремят аплодисменты (гримёрные оборудованы настенными громкоговорителями), слышатся крики «браво!», «бис!». Минут 10-15 публика в восторге. Захожу в шикарный Пашин кабинет: белый рояль, партитуры, кресла, мебель красного дерева.  Входит Паша с охапками цветов. За ним, входят…

— Первая скрипка… — представляет мой друг, — инспектор оркестра…   

…кто-то ещё из «крутых» профессионалов!

— Начинай… — предлагает он, пристраивая многочисленные букеты. — Послушаем твои песни.

Сконфуженный, я расчехляю семиструнку и... делать-то нечего! — демонстрирую себя, как сочинителя-дилетанта.

В Центральном Академическом театре Советской Армии работал семь лет. В том числе с Л. Касаткиной, Л. Голубкиной, В. Зельдиным. Обязан Нине Сазоновой, которая «спасла» меня, молоденького оболтуса (ставшего «невыездным» и подозрительным для соответствующих органов), опоздавшего на поезд, которым труппа театра возвращалась из заграничных гастролей.  Андрею Петрову, который был добрым наставником, раскрывающим секреты ремесла. 

Показывал свои пьесы М. Рощину, А. Володину, учился в Литературном институте у В. Розова.

— При такой работе и жизни у вас этих самых случаев запросто наберётся на книгу! Наверняка, было и смешное?

— Представьте: Баку, Девичья башня. Есенинские места, Каспий. Съёмки фильма, название которого сегодня упоминать не хочется…

— Почему?

— Далее будет понятно. Итак, в договоре обозначено, что я «специалист по пластике и движению». Проще говоря, «ставлю драки», учу «рубиться на саблях», правильно падать, имитировать удары, их «принимать» (это сложнее). Съёмки на территории Гобустанского заповедника («...археологический заповедник в Азербайджане к югу от Баку… наскальные рисунки на трёх участках скалистого плато… здесь же некогда обитаемые пещеры… рукотворные ямы, отверстия в скалах…» «…рисунки, которые создавались со времён мезолита…»). «Натура» богатая. В этих экзотических местах снимаем «сладенькую» историю любви (назовём их!) Х к О. По сценарию, Х — фантазёр. В его воображении разыгрываются сцены из далёкого прошлого. Здесь он, Х, защищает возлюбленную О. от древних разбойников, вооружённых саблями и кинжалами. Актёр, исполняющий роль Х (родственник большого партийного деятеля… впрочем, в этом фильме, кажется, у каждого — серьёзная родня или покровитель), тенор бакинского театра (фильм музыкальный), юноша худенький, лишённый темперамента, прочих элементарных бойцовских талантов… роль приходится дублировать сцену за сценой. Прыгать, рубить, колоть вместо него. А для «полного счастья» — банда разбойников — массовка из местных — добродушные пузатые непрофессионалы (для экономии бюджета), которых трудно чему-либо обучить вообще, и за короткий репетиционный период в частности. Нет ничего опаснее такого «статиста». При слове «мотор!», он теряет добродушие, забывая схему поединка, начинает лупить сабелькой, как и куда получится, вслепую от зажима, но с большим вдохновением. Отсняв очередную сцену — на фоне наскальных рисунков (IV-II тысячелетия до н.э.) — режиссёр (самый пузатый из собравшихся здесь толстяков!) решает перенести камеру на новое место, в обитаемую когда-то пещеру. Тянут кабели, ставят свет, звук… оператор не видит в кадре наскальных рисунков! Он расстроен. В предыдущей сцене — схематичные человечки и по-детски нарисованные животные, сцены охоты, земледелия, таинственные знаки — смотрелись чрезвычайно символично. Оператор в бешенстве. Какое-то время он машет руками и кричит. Режиссёр тоже кричит и топает ногами. Оператор отказывается снимать с этой точки. Режиссёр вызывает художника и предлагает немедленно исполнить на стене пещеры необходимую картинку. Художник берет зубило, и через минут сорок человечки и животные охотятся и «земледельствуют», украшая стену пещеры. Оператор доволен: человечки исполнены, может быть, даже более экзотичными, чем до сих пор! Отсняв сцену, переехали к основанию крутой скалы, чтобы работать там два следующих дня.

В Гобустанском заповеднике — археологическая станция. Кто-то из учёных повёл очередную экскурсию коллег с Запада и наткнулся на киношную картинку. Археологи  потрясены! Во-первых, рисунки считаны, каждый изучен и многократно описан. Во-вторых, считалось, что рука древнего человека не достаточно развита, способна чертить, тем более рассекать каменную стену под определённым углом. Ну и, ясное дело, в первобытной руке не могло оказаться инструмента для свободного творчества (способ получения железа из руды изобрели много позже!). Сообщили учёному миру. За несколько часов новость сделалась сенсацией.

А следующим утром можно было наблюдать самого пузатого из здешних толстяков — режиссёра, который карабкался по вполне неприступной, крутой скале, спасаясь от небольшой толпы разъярённых археологов. Это позже, потом смеялись, все вместе с «разбойниками»-непрофессионалами, героями фильма, оператором и режиссёром. Тогда же никто не улыбнулся. Господа учёные хотели крови всерьёз…

— Как, по-вашему, сегодня российский театр утратил ту значимость, какая у него была раньше? Что мешает, не хватает современному театру? Народ стал меньше ходить на спектакли? Если да, какие причины?

— «Неслабый» вопрос…  Тема для серьёзного социологического исследования! Беда общества (и, вместе, театра) в потере моральных критериев. В их смене (может быть, подмене). Во всеобщем, так сказать, «бесстыдстве». Беда театра (и, вместе, общества) в нежелании работать тщательно и подробно, не довольствуясь поделками. Старики МХАТа говорили:

— Добиться успеха на театре легко. Нужно, выйдя на сцену, повернуться спиной к зрителю и… снять штаны. Но это не имеет отношения к искусству.   

Большинство того, что предлагает сегодня публике литература, театр, TV, кино, эстрада — «околоискусство» (термин литературоведа С. Волжина). Очередная попытка «повернувшись спиной, снять штаны…». 

Забавно, но за границей относятся с должным почтением к школе русского психологического театра: вместе c худруком нашего театра И. Хуциевой я был приглашён в качестве режиссёра-педагога провести мастер-классы для профессиональных актёров Германии, в одном проекте с немцами из Stage School Hamburg и американцами из школы Stella Adler Studio, New York.

— Кто-то из великих людей как-то сказал (не дословно): «Пошёл доить матушку-литературу»… По-вашему, в наши дни возможно актёрством, писательством заработать на жизнь? Конечно, сохранив при этом свободу творчества…

— Заработать на жизнь безбедную, будучи  актёром?  Сохранить свободу в выборе методов, средств этой профессии? Да. Трудно, но примеров тому — не счесть. 

Заниматься писательским ремеслом, оставаясь актёром (режиссёром)? Для меня — нет. То есть… пробовал, не получилось. Если пытаешься работать серьёзно и чего-то достичь. Впрочем, каждый решает самостоятельно, на какую «жизнь» хотелось бы ему заработать в «дурной бесконечности материального мира» (Н. Бердяев). Где и какие «свободы» необходимы для  того, чтобы пытаться «…открывать новое в привычных вещах» (Ф. Петрарка).

— Современная литература доставляет удовольствие чтения? Каких авторов предпочитаете читать, какие жанры? Почему? Вообще, на ваш взгляд, по каким критериям можно судить о том, что останется на века, какая литература?

— Читаю что-либо современное достаточно случайно. Исключение — множество пьес, предлагаемых для постановки именно в нашем театре. Думаю, что «в веках» сохранятся самые неожиданные тексты авторов, которых мы, современники, не заметили (не сумели оценить по достоинству).  

 

Ты от вселенского итога

летучий атом. Мало? Много?

Дано ли, homo, различать

насколько полновесна часть?

 

— Сегодня есть такие, кто считает, что литература — в традиционном (книжном) понимании, какой мы привыкли воспринимать — умирает, она вся уйдёт в Интернет и уже стала сетевой… Михаил Стародуб согласен с таким мнением?

— Почему бы и нет? Слово — материал. Каждый пытается освоить его по-своему. Если итог хорош — читатель примет его в любой форме. Другой вопрос, что предпочтительней (привычней) — книга? Экран монитора?

— Как Вы думаете, способен ли виртуальный мир показать всю реальную боль другого человека?

Словом, музыкой, в красках нет. Мы можем всего лишь проецировать происходящее на себя. Не более, как сопереживая, сочувствуя, сострадая. 

Но, уверен, технический прогресс, рано или поздно, позволит «считывать» ощущения, фиксируя, скажем, на пси-флешке наиболее яркие фрагменты ощущений, чтобы потом передать, размножить и даже монтировать конкретную «боль», «счастье» и так далее 

Придёт время принципиально новых форм искусства.

Пробовал писать об этом в повести «Записки супермена». 

— Бытует мнение, что время от времени стоит обязательно возвращаться к классике, где «не хочется переворачивать скорее страницы, чтобы поскорее узнать развитие сюжета, наоборот, хочется остановиться, устроиться поудобнее в мягком кресле», задуматься, перевести дух и подумать о чём-то вечном и чтобы ещё раз насладиться прекраснейшим русским языком, каждым предложением, каждой фразой... А вам, Михаил, иногда хочется перечитать какое-нибудь произведение из великих русских классиков, чтобы так: «Читаешь — и сердце ёкает, а сам будто бы уплываешь в другие моря и просторы, в другое время…»? Если да, то что-то новое открыли для себя?

Тема для нескольких многостраничных интервью! Вместе с прочими, читаю с любой страницы прозу Булгакова, сказки Пушкина, Андерсена, Гофмана, сонеты Шекспира в переводах Маршака, несколько рассказов Олеши, Воннегута…

— Что сподвигло начать писать для детей? Вы отдаёте предпочтение детской литературе, больше её читаете? Почему?

— Писать для детей — единственная (для меня) реальная возможность быть услышанным сегодня. Кем-то, кто не ты сам (вместе с малым числом «подобных», пишущих авторов, «гуляющих» в тех же фантастических пространствах).

— Правда, что для детей гораздо труднее писать, чем для взрослых? И о чём сегодня важнее писать в детской литературе, какие приоритеты?

—  О чём писать для детей? О том же, о чём писали вчера (в прошлые времена) — о доброте и зле, о смыслах жизни, необходимости «поддержать падающего», разного рода жизненных соблазнах и попытках их преодоления, о прочем — известном, многократно описанном.

Другой вопрос, «как» сегодня писать? Композиционно, стилистически? Считаю для  себя удобной форму короткого рассказа (новеллы) с элементами фантастики, абсурда, без особенной дидактики, по возможности, с событийным сюжетом.

— Что для вас есть творческий процесс? Полёт фантазии, вдохновения… или всё же — труд ремесленника?

— Схема примерно такая… Сегодня ты ремесленник. Завтра ремесленник (из весьма неумелых). Послезавтра (сколько можно?!) просто ничтожество, которое… оп-ля! Ряд слов, определённо, начинает жить (приходит ощущение полёта!). Наконец, «сам собой» (помнится, это называется «вдохновением»!) выстраивается финал. И ты понимаешь — в который раз! — что с самого начала «рука не торопилась».  Впрочем, «лучшая музыка — тишина». Наиболее изысканная поэзия — молчанье.

    

Удел мыслителя — молчать.

Попробуй, главное — начать!

 

— А какой жанр больше всего удаётся, и что ещё не коснулось вашего пера и творческой мысли?

— Свободно пишу диалогом. Некоторые рассказы написаны исключительно прямой речью. Уже потом добавлял ремарки, авторские комментарии (чтобы читатель не запутался), давал прозаические вставки (чтобы действие было не таким, если можно сказать, «скрученным», «плотным», или «вязким»). Однажды понял, что делаю это напрасно.  В тексте не должно быть ничего лишнего (то есть, разумеется, так — для меня сегодняшнего).  Кстати говоря, в хорошем  диалоге есть все: характер действующего лица, портрет, место действия…

— Пользуетесь черновиками? Я к тому… свои мысли, рабочие наброски будущих текстов сначала записываете где-нибудь шариковой ручкой, а уж после отправляете в компьютер… или сразу «забиваете» всё на клавиатуре?

— С удовольствием пишу карандашом (за столом). Если что-то приходит в голову — в пути, на работе, в прочих, самых разных местах — пишу шариковой ручкой (без удовольствия) в блокноте. Далее — клавиатура с карандашом и множеством того, что записано шариковой ручкой. Собственно, монтаж.          

— Каким видите своего читателя? Речь не о детях… — с ними, конечно, всё ясно. А вообще…

— Не ленивым и неравнодушным. Готовым к внутренним подвижкам.

Чему бы ещё хотел научиться и какие вершины преодолеть?

— Вполне неодолимую вершину… Научиться смирению.

— Знаете, Михаил, скажу честно, невольно складывается впечатление, что вы по жизни не довольствуетесь малым и до всего жадный. Мало того, что сначала стали актёром и играли в спектаклях настоящего театра, затем занялись писательским делом, пишите для детей… — уже этого, как кажется, предостаточно, не каждому по плечу. Так нет, ещё и песни сочиняете! Как такое могло вообще случиться? Помните свою первую песню, как она появилась?

— Получил в театре Армии одну из главных ролей в «военной» пьесе. Мой персонаж — молодой строптивый солдатик, который служит в Прибалтике, встречаясь с девушкой из местных. Режиссёр А. Бурдонский (замечательный профессионал, внук И.В. Сталина), зная, что я «сочинительствую», предложил попробовать написать текст (что-нибудь совсем «простенькое», подходящее персонажу), который положит на музыку А. Минх (в то время — главный дирижёр театра). Я написал песню, которая была записана с оркестром театра (вместе с прочим музыкальным оформлением). Перед премьерой А.Б. честно извинился, мол, автор песни не будет упомянуть в программке, т.к. песня — часть общего музыкального оформления спектакля. А через пару лет, слышу по Маяку…

— Композитор Минх: Московские картинки!

… моя мелодия! Было обидно и забавно одновременно. Понял, что могу что-то сочинить, несмотря на то, что музыке не обучен (я — «слухач», играю на семиструнке).

— На ваш взгляд, что в песне должно главенствовать — текст или музыка?

— В идеале — гармония («постигаемая разумом слаженность»), соответствие текста и музыки.

Однако, конечно, без удачной мелодии — текст, увы, «не работает». Примеров — не счесть. Самые изысканные стихи «не ложатся» на музыку (в таких случаях говорят, мол, стихи не нашли композитора). 

 Для себя считаю, удачный стих — напевен. Близок к жанру мелодекламации.   

— Михаил, давайте, так сказать, от материй высоких перейдём к земным! Что для вас является настоящим богатством?

— Из того, что имеет смысл приобретать, — ощущения (самые невероятные).

Из богатств, которые не хотелось бы растерять? Здоровье, любимая женщина, удача (впрочем, удача и любимая — как правило, синонимы!), знания (навыки), желания («желать — значит, иметь»), поддержка Высших сил (или, скорее, снисхождение к нам, далёким от идеала)…

Со временем начинаешь понимать, что «главное» богатство — когда есть та (тот), с которой хотелось бы разделить всё перечисленное. И, может быть, приумножить. 

— Какой у вас характер?

— «Непредсказуемый» (так кажется). Не перестаю удивляться самому себе. Утешают смехи — вообще, и «надсмехи» над собой — каждый раз новеньким. 

— Вы наверняка не только объездили всю страну, но и побывали за рубежом, много путешествовали…

— Да, путешествовал много, кажется, всю жизнь. От школьных летних и зимних походов (Москва-Киев-Одесса; Клинско-Дмитровская гряда; Крым, Кавказ), пионерских лагерей, в том числе и «Артека» (невероятная удача для меня, школьника со средней успеваемостью!), до «активного» отдыха в Карелии (поездка на заработки, сплавлять лес на озёрах), позже, по реке Урал на байдарках (от Уральска до Гурьева). Со 2-го курса МХАТа начались пробы на киностудиях Союза, поездки в концертных бригадах. Дальше — работа в театре Советской армии, а это гастроли по многим городам (в том числе «закрытым»), поездки в «группы войск» в соц. странах. Чехословакия, Польша, Венгрия, Болгария...

— Расскажите ещё какой-нибудь случай.

— Из того, что вспоминается:

заповедник «Столбы» в Красноярске. Отправились туда ближе к ночи, встречать рассвет следующего дня. Трудно и неумело карабкались на скалы… и, хотя вели нас «столбисты», затея оказалась рисковая. Не уверен, что желал бы (и смог)  повторно исполнить что-то подобное;

утренняя Алма-Ата. Вылетаешь из Москвы ранней, со снежными горбушками, хмурой весной — в сиятельный город, наполненный зеленью, светом, цветущей сиренью. Далее — изумительной красоты горы (киностудия расположена в предгорьях) и, уже позже, через несколько лет (с гастролями) — Алма-Ата жаркая, ущелье Алмарасан, горная река Лалетина… поля золотых абрикосов, опавших с деревьев,  разбросаны от края до края, сколько хватает взгляда;      

пышущий жаром Ашхабад. С утра можно передвигаться только в тени, по краю арыка. В гостинице, перед тем, как лечь, выливаешь на койку графин воды. Через полчаса — сухо. Щедрый восточный рынок со всем мыслимым и тем, что невозможно представить… и нарядный шахтёрский Донецк. В отличие от «неприбранной» Караганды с терриконами, торчащими в самых неожиданных, кажется, неподходящих местах. После концерта артистам предлагают экскурсию на шахту. На следующий день нас одевают и обувают, опускают куда-то в глубины (в сопровождении  главного инженера по технике безопасности), долго идём коридорами, продвигаемся ниже, ниже, протискиваясь в узкие щели (допускаю, что для пущего эффекта маршрут был построен так, чтобы это произвело впечатление), наконец, добираемся до, собственно, забоя и так далее…

Саяно-Шушенская ГЭС, где год проработал режиссёром.  Объявили, что ближе к вечеру гидростроители собираются перекрыть Енисей. Посёлок Ч. — место действия — находился перед рекой, за которой полоска суши у подножья холмов. Вышел под солнце и синее небо в сосновый лесок, который начинался прямо в улицах посёлка. Двинулся к реке — тёмной и быстрой. Холодной, почти ледяной и, помнится, от сильного течения, упругой. К живому пространству воды, которое плещет, подаёт голос, дышит в берегах — что ещё? Серебрится на солнце. Выйдя к Енисею… обомлел! От тишины. Глубокой и безжизненной. С тех пор я знаю, что такое, когда тишина стоит «мёртвая». И пустота, отсутствие… потеря чего-то главного. Как вытек глаз, или обрубили ноги. Как изъяли пол человеческого лица. От реки осталось русло: широкая тропа крупных (с человечью голову) белых гладких камней. Какое-то время я ждал, когда придёт ощущение гордости от человеческой силы, совладавшей… и так далее. Дудки! Чувство катастрофы, грандиозного насилия над природой, беды. К счастью, следующим утром река вернулась. Дышать, подавать голос, серебриться на солнце…

— Правда, что пришлось сидеть в кабине за штурвалом настоящего самолёта?

— Да, в Ростове-на-Дону, когда познакомились с лётчиками, которых провели за кулисы на одном из спектаклей. На следующий день предложение: «Мы посмотрели, как вы работаете. Хотите посмотреть, как работаем мы?». Як-40, который летит в Б. Меня «записывают» в лётную карту, как стажёра, проводят в кабину (конечно, это нарушение, но в то время я был к себе не в меру снисходительным). Далее — собственно, полёт в кабине (всевозможные восторги по этому поводу). Второй пилот уступает кресло. Мне позволено «взять штурвал на себя», «лечь на крыло», прочее. Разумеется, первый пилот страхует новичка (штурвалов-то два, и они «запараллелены)…

— Где ещё посчастливилось побывать?

— На театральном фестивале в Эдинбурге. В городе  —  примерно восемьсот театров работают одновременно днём и ночью. Среди домов с островерхими черепичными крышами, костёлов — современные здания почти отсутствуют. Открыты сто с лишним актёрских клубов, а это значит, что тебя ожидают незнакомые, разнообразно оформленные территории сюрпризов. На каждом углу играют скрипочки, волынки. На ступеньках пристроился флейтист, чуть в стороне — ударник, ещё дальше — ансамбль или отдельный гитарист. На площади выступает цирк… Я насчитал четыре разных труппы, бросил. Такое впечатление, что весь город веселится, разгуливает, таращится. Нас (меня, актёра Н.И. и художника С. Г.), возвращавшихся с репетиции с акустическими гитарами в руках, почти силком затаскивают в паб.

— Russian singers?! Let’s sing!

Раздвинув столики, освобождают клок свободного пространства. Поём цыганское. Публика в восторге. Исполняем «Дорогой длинною, да ночкой лунною…», — подпевают в голос! Мы счастливы, запеваем что-то русское, на голоса. Народ аплодирует. Начинают угощать пивом. С.Г. отлучается в гостиницу, приносит московскую водку. Нам предлагают шотландский виски. Теперь поёт один из них… и как! Нечто в стиле «кантри», ритмовое. Шотландские женщины обаятельны. Красоток почти нет, то есть в России на квадратный километр их существенно больше.

Последние десять лет работаю в «Камерном молодёжном театре». А это многократные гастроли по Германии… Такое ощущение, что лучшие друзья — в этой стране! Карнавальный, с долей безумия Амстердам, великолепный Мадрид (неподалёку — изысканный Толедо!), академичная Вена, курортная Ницца, от которой ожидаешь большего, невероятный Лиссабон (и территории вокруг) — нагромождение сказочных домишек, узеньких улиц, город крутых спусков и подъёмов… прочие города и страны.

— Как относитесь к старости? Ваше изречение: старость — это когда ничего не хочется. Даже молодости!

— Формула из рассказа «То, что ты ищешь». Но это определение персонажа по имени Питер.

О старости думаю давно и по-разному.

Собственно, нас пугает разнообразная немощь, связанная с проживанием на краешке жизни. Волнует (беспокоит, мучает, будоражит… — в зависимости от характера), что там, за «краешком»…

— Чего хочется пожелать друзьям и коллегам по литературному сайту «Парнасу»?

— Удачи в прозе и стихах!

Спасибо, Михаил, за интересную беседу. Новых вам творческих задумок! Счастья! И до новых встреч на «Парнасе»!

 

Гостя интервьюировал Игорь КРАСНОВ.


© Copyright: Михаил Стародуб, 2012

Регистрационный номер №0075541

от 10 сентября 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0075541 выдан для произведения:
 
Рейтинг: +40 8734 просмотра
Комментарии (42)
Надежда # 10 сентября 2012 в 11:34 +7
Очень интересно было прочитать это интервью об этом человеке!Спасибо! elka
Михаил Стародуб # 10 сентября 2012 в 23:47 +4
В свою очередь, благодарю за отзыв!
Ольга Бугримова # 10 сентября 2012 в 13:05 +9
Читала, обомлев от духовной мощи, разноплановости увлечений, жадности до жизни, эрудиции, талантливости Михаила. Сколько хорошего успел сделать этот человек, и сколько ещё ОБЯЗАН сделать он в течении своей жизни.Только такие люди с космической энергетикой добра не дадут упасть нашей стране в яму бездуховности. Поражена, восхищена, рукоплещу и желаю Вам,Михаил, воплощения творческих планов в реальность. Пусть дорога будет без ухабов. Творите, радуйте нас своими работами.И конечно же, счастья и здоровья Вам. Игорю поклон за интересную беседу и умение разговорить человека. Молодцы, ребята!Браво! soln 9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c
Михаил Стародуб # 10 сентября 2012 в 23:57 +4
— Пока мы живы и здоровы,
есть повод сделаться счастливым.
День новенький,как шанс дарован,
пока здоровы мы и живы!

Спасибо, Ольга!
Леонид Котов # 10 сентября 2012 в 13:57 +5
Очень интересная, поучительная, богатая жизнь. Спасибо Игорю за интервью, Михаилу за интересный, живой рассказ. Вот только во фразах типа: "Учителем моим был лучший на п/я профессионал слесарного дела С." мне кажется, лучше бы имена называть полностью. Хорошие люди заслуживают памяти о них.
Игорь Краснов # 10 сентября 2012 в 14:50 +6
Леонид, думаю, на этот счёт у Михаила свои соображения и в том его право - указать имена или нет - мы не должны требовать, на чём-то настаивать... Значит, так надо было. Главное, ведь не в этом!
Альфия Умарова # 10 сентября 2012 в 14:00 +7
Какое огромное и интереснейшее интервью! live1
Читала с большим любопытством, и не потому, что
как всякая женщина любопытна, а потому, что в гостях
у Игоря человек, творческий разносторонне,
наделенный способностями и к лицедейству, и к писательству,
и музыкально одаренный. Еще раз убедилась: уж если решает
Создатель отметить кого своим особым расположением при рождении
кроме поцелуя в темечко щедро наделяет избранника не единым
талантом. Не раз такое встречала. Рада и новой встрече.
Спасибо Игорю за умные и оригинальные вопросы, ну а Михаилу -
за не менее умные и оригинальные ответы.
buket4
Михаил Стародуб # 11 сентября 2012 в 00:15 +4
Вы, как всегда щедры в оценках, Альфия! Спасибо.
Уверен: каждому из нас есть, что вспомнить, чем поделиться. Надеюсь, однажды, прочитать Ваше интервью!
Троянда # 10 сентября 2012 в 14:13 +3
Странно, что режиссёры не рассмотрели такого колоритного козака, даже гримировать не надо. Но в этой роли артиста я никогда не видела, хотя Михаил, кажется, для неё был создан.
Михаил Стародуб # 11 сентября 2012 в 00:17 +3
Значит, у артиста Стародуба - все впереди!
Троянда # 11 сентября 2012 в 01:20 +4
Не исключено. )))
Ирина Адайкина # 10 сентября 2012 в 16:02 +5
Очень интересное, живое интервью. Хорошо написано, легко читается. Это автору интервью Игорю Краснову. А про Михаила хочется сказать, что заезженный афоризм "талантливый человек-талантлив во всём" здесь явно про него. И рада, что у талантливого человека не менее талантливо и интересно складывается жизнь. Удачи во всём и всегда. Вдохновения в работе, литературе да и пожалуй в жизни. buket3
Михаил Стародуб # 12 сентября 2012 в 22:19 +2
Ирина, благодарю!

Чего бы стоило Искусство –
игра ума, оттенки чувства! –
без кропотливого труда…
Какие хлопоты, когда
кому-нибудь растить дано
хоть малой Истины зерно.
Ирина Адайкина # 15 сентября 2012 в 16:13 +2
rose
Татьяна Лаптева # 10 сентября 2012 в 16:13 +5
Михаил, очень много интересного рассказали и о себе и о театре. Интервью получилось замечательным! Успехов Вам в вашей творческой деятельности и не забывайте забежать ко мне на страничку. Игорь - ты большой умница, такие интервью делаешь! Спасибо тебе и успехов!
Михаил Стародуб # 11 сентября 2012 в 00:19 +3
СПА-СИ-БО!
Ольга Таранюк # 10 сентября 2012 в 16:57 +6
Как нам всем повезло, что радом с нам такой творческий , незаурядный человек....
Спасибо огромное за интереснейшую беседу...!!!!!!!!
Большое спасибо Игорю за вопросы... Михаил довольно обстоятельно на них ответил... Согласна с предыдущими слушателями и читателями, Михаилу есть что рассказать... но ведь вкусненькое лучше смаковать, нежели съесть сразу..
А потому будут новые истории, новые планы, и мы сможем одни из первых о них узнать, если Михаил от нас не будет держать их в секрете..
СПАСИБО ВАМ, МИХАИЛ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Михаил Стародуб # 11 сентября 2012 в 00:30 +4
Известно, "поэт - пророк", потому, с Вашей легкой руки, Ольга, надеюсь на новые нескучные истории, которым еще предстоит сложиться в обозримом будущем...
Судьба — наш плат,
а мы — ткачи.
Как хочется не наугад
в узорах следствий и причин!
Ольга Баранова # 11 сентября 2012 в 01:30 +4
Очень интересно было! Браво обоим! Игорю Краснову за мастерское ведение беседы и интересные вопросы, а Михаилу Стародубу за полные, увлекательные ответы!
Работа профессионалов!
СПА-СИ-БО !
Михаил Стародуб # 11 сентября 2012 в 02:13 +4
Рад, что Вам поравилось, сударыня!
Всего наилучшего,
Мих.
Ольга Баранова # 11 сентября 2012 в 12:29 +4
Мне не просто понравилось...Знаю не понаслышке, что такое актерская стезя, что такое его Величество Случай, что такое время простоя и чем это может для актера закончиться...Это здорово, что Вы имеете так много интересов!
Браво Вашей личности!! И искреннее уважение!
С улыбкой.
ЛЮБОВЬ БОНДАРЕНКО # 11 сентября 2012 в 15:46 +3
Очень интересное интервью с ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ! Как творчески разнообразен, сколько интересного в жизни произошло! Талантливый человек-он талантлив во всем! Удачи Вам, Михаил в жизни и успехов и вдохновения в творчестве!
Михаил Стародуб # 12 сентября 2012 в 02:35 +2
Благодарю, Любовь!
А "возможные успехи и вдохновение" - чур,пополам!
Людмила Снитко # 12 сентября 2012 в 15:35 +3
А меня в интервью поразило описание Михаилом перекрытия Енисея! Даже почувствовала эту мертвенную опустошенность...
Успехов Вам! rose
Михаил Стародуб # 12 сентября 2012 в 22:24 +2
Зрелище - на всю жизнь.
Потому, даже описание впечатляет.
ЛЮБОВЬ БОНДАРЕНКО # 12 сентября 2012 в 17:48 +3
А я, Михаил, согласна!
Юрий Алексеенко # 12 сентября 2012 в 22:07 +3
У Михаила фамилия запорожская, видимо, из наших, казаков.....
Михаил Стародуб # 12 сентября 2012 в 22:28 +2
Батюшка гордился Сечью...
Игорь Кичапов # 13 сентября 2012 в 07:50 +4
Хорошее интервью, приятное знакомство!
Так и надо продолжать, узнавать о людях. которые рядом.
Спасибо Михаил, спасибо Игорь! 39
Михаил Стародуб # 14 сентября 2012 в 22:42 +5
Согласен: надо знакомиться.
Спасибо за отзыв!
Игорь Махов # 15 сентября 2012 в 00:56 +5
Очень понравилось...Спасибо Вам обоим.
39
Михаил Стародуб # 15 сентября 2012 в 16:38 +2
Рад, что с Вашей точки зрения, работа удалась!
Татьяна Виноградова # 15 сентября 2012 в 09:52 +3
Здравствуйте, Игорь! Здравствуйте, Михаил!
Согласна полностью - невольно складывается впечатление, что Михаил по жизни не довольствуется малым и до всего жадный. Жадный в хорошем смысле слова, что очень мне симпатично. Впрочем, всё объяснимо - желание пробовать, узнавать, искать себя - оно всегда вызывает уважение.
В числе прочего, близки и понятны позиции, отраженные в ответе на вопрос о настоящих богатствах, приоритеты Михаила вызывают искреннее уважение, близки и понятны. Также разделяю интерес к путешествиям. Ведь "инвестиции" в путешествия /я не столько о средствах, сколько о том, о чем говорит нам автор - о затраченном времени, усилиях/, они самые беспроигрышные. И полученные ощущения от путешествий никогда не утратят для человека своей актуальности, и не состарятся, как что-то материальное.
Друзья, вы проделали поистине БОЛЬШУЮ работу.
И я говорю вам за это большое человеческое спасибо.
Михаил Стародуб # 15 сентября 2012 в 16:45 +3
С благодарностью принимаю свою часть комплиментов, Татьяна! В свою очередь, отдаю должное таланту Игоря, без которого не сложилась эта работа (и множество прочих, подобных по жанру).
Олег Бескровный # 16 сентября 2012 в 21:04 +2
Михаил, Игорь, большое спасибо за прекрасное интервью. Очень интересно было познакомиться с человеком-актером, писателем, поэтом-песенником, неравнодушным по жизни и интеллектуалом по знаниям, прекрасно понимающим и реализующим жизненную установку и программу Любви к ближнему, различению Добра и Зла, воспитания молодежи и детей. Хочу вам обоим пожелать дальнейших творческих успехов о продолжать радовать нас такими вот знакомствами и интервью.
Мои искренние аплодисменты вам, дорогие наши друзья, новых побед и признаний!
Михаил Стародуб # 16 сентября 2012 в 23:49 +3
Благодарю за добрые слова! За прекрасные цветы... Однажды понимаешь, что в каждом из прошедших дней найдется... сказать примерно... то, за чем хотелось бы вернуться, чтобы пережить заново ("Цель ничто - Путь все"). Отсюда: имеет смысл быть внимательным к дню сегодняшнему. Чтобы "возвращаться" в места... "благоприятные".
Польщен Вашим отзывом,
Мих.
ИРИНА ГВОЗДЕВА # 18 сентября 2012 в 01:46 +3
С большим интересом прочитала интервью, к сожалению, с небольшим опозданием.
Но на то были объективные причины, и приболела, и оказалась в дороге без связи…..
Пропустила несколько интересных событий на Парнасе, теперь навёрстываю.
Я поклонница ваша, Михаил, Вы это знаете. И, конечно же, мне было очень интересно поближе с Вами познакомиться. То, о чём Вы рассказываете, мне очень близко и знакомо.
То, что вы талантливый, интересный человек, мне стало ясно после первого же знакомства с Вами и Вашими произведениями. И я очень рада, что это интервью даёт возможность и другим участникам и гостям Парнаса ближе познакомиться с Вами и с Вашим творчеством.
Желаю Вам интересных творческих идей, их воплощения, здоровья, успеха и удачи!
Михаил Стародуб # 18 сентября 2012 в 14:14 +3
Спасибо, Ирина!
Чрезвычайно ценю Ваше мнение, ощущаю добросердечный импульс, заключенный в каждом, будто бы даже обычном сообщении! "Слова вручая, как цветы..." - когда-то (теперь уже достаточно давно) была у меня такая строчка в стихотворном тексте, написанном вполне на другую тему. Но, видимо, случилось проинтуичить.

Мой день — страница или холст,
а то и глина иногда,
народ глазеет на кота,
я вижу — две звезды и хвост.
Когда блистать приходишь ты,
слова вручая, как цветы,
я — тонкого стекла сосуд —
их с восхищением несу.
Страницы, глина и холсты. . .
Не устает, глазеет люд —
сам по себе, то там, то тут,
гуляет хвост и две звезды.

Всего наилучшего,
Мих.
Игорь Краснов # 22 сентября 2012 в 10:42 +2
Глядя на количество просмотров, комментариев и общий рейтинг, пришёл к выводу, что мы с Михаилом не зря выполнили столь непростую работу, интервью наше заинтересовало вас, дорогие друзья и коллеги, вызвало в вас живой отклик... - спасибо всем огромное. И до новых встреч!