Чуть серебрится саксофон во мгле исчезнувших времен.
Бен Вебстер, то ли Лестер Янг, из мундштука смакует свинг.
И хрипловатый этот звук, и придыханье, кнопок стук…
Чуть слышно щелкают они, со счетов скидывая дни.
Как будто мы в такси сидим, и счетчик, будто пьяный в дым,
мотает яростно назад, и чист отныне циферблат,
и, над истоком наклонясь, мы черпаем и боль и страсть!
14.02.07
Серенада Нового Света
Поедем в дельту Миссисипи, поедем, крошка, в Новый Орлеан. Там карнавал нас звуками осыплет, там будешь ты счастливой, а я пьян.
Рэгтайма вечное кружение и звякающий диксиленд, конвертов на витрине наваждение: Пол Вайтмен, Бенни Гудмен и биг бенд!
На хлопковых полях жара и засуха, депрессия в хибарах, городах. Зеленая бумажка, что за пазухой, на пиво и на танцы в пух и прах!
Страну беззлобно обучили радости цветные дочери и сыновья. Не знает музыка унылой жадности, щедра ко всем - к таким, как ты и я.
22.02.07
Эллингтон в 20-е
Большой талант и славный друг, подходит к фортепьяно Дюк.
Улыбкою вдвоем слепят и потопить в ней зал хотят.
Вот фалды бешеный подскок, и накрывает, как платок,
запястье клавиши. Теперь родился в чаще дикий зверь!
Оркестр воет и визжит и прочь от хищника бежит.
А тигр бьет себя хвостом и ухмыляется притом.
Все джунгли мечутся, рычат, подпольный виски, гомон, чад!
Пюпитры, как траву, подмяв, вползает тема, что удав.
И замирает, проглотив дрожащий блюзовый мотив.
Ложится у тигриных лап, внимая медных щеток сап.
И я там был, мед-пиво пил. Мне Дюк автограф подарил!
15.02.07
Черно-белый блюз
Старый негр в техасской глубинке зажигает на ветхой гитаре в дряхлом клубе, где помнят еще Мади Вотерза и Сони Терри губошлепы седые в очках.
Банки пива в коричневых лапах. Сигареты. И пепел сбивает ноготь розовый медленно в такт...
Вентилятор от выпивки пьяный. Тени мечутся в грязных углах. Тени сгорбленных спин! Память в венах бродит, бродит, как зычная боль. Не уснул ли у стойки, приятель? Оптимизма, как в смятой жестянке. Мади умер спокойно: во сне.
2003 – 2007.
Сатчмо*
Рот-кошелка, трубы золотое жерло раскаленной булавкой пронзает. И звенит высоко-высоко, там, где зло, грязь исподняя не выживает.
Он бормочет интимно, немного сердясь, в темный зал, гениально стесняясь легендарных ужимок, базедовых глаз, с каждой смачной синкопой сливаясь.
Он стоит, как цилиндр, в отвесном луче, снятый с белых кудрей Аполлоном! Воплощенная радость в скрипичном ключе, Бах, рожденный трущобным бетоном. * прозвище Луи Армстронга
19.02.07
Билли
О чем мурлычешь ты промозглым вечером, больная кошка с крашеным хвостом? Что жизнь героином покалечена, что мужики все сволочи притом?
В дыму лица не видно. Иль действительно тебя там нет? Да миру все равно, что выведешь ты нежно и язвительно, где оттянуться – в баре иль в кино.
В борделях злые шлюхи обретаются намного реже, чем в больших домах. Таланты продаются, покупаются, а джаз всегда витает в облаках.
Сойти, цветок вонзить лениво в волосы, презрительно сощурясь, прикурить. Не может в такт попасть богиня с голосом, каблук сломала, не умеет жить.
20.02.07
Паркер Птица
Искусство не игра, особенно, когда завышена привычная тональность. Ты птица без гнезда, ты птица в никуда, таранящая стены гениальность.
Настигнуть и поймать крутящуюся тень! Добиться от канонов разночтенья. Искать, припоминать, встречая что ни день костлявый призрак саморазрушенья.
Бибоп!.. Звонок судьбы в обшарпанную дверь. Клаксон автомобиля в мутном мраке. Тугой нажим шприца (и ты исчез теперь). Бибоп, бросок на смерть в слепой атаке!
Вон серебристый оттиск в воздухе, иглой послушно на виниле повторенный... Капризный новый стиль, оплаченный с лихвой. Сосущий голод, вновь не утоленный.
21.02.07
Инопланетянин
Одинокий гуманоид в черном космосе с трубой. Под ногами исчезает шарик бело-голубой.
Безотрадные глазища. Ни супруги, ни друзей, Огоньков холодных тыщи, немота сиесты злей.
Этих любит притяженье, тем подвластна суета. Сгорбленное напряженье, складка горькая у рта.
Ватный вакуум, как дрожжи! Не ищи добра взамен. Выйти на угол дороже: там с дубинкой полисмен*.
* В 1959 году полицейский без причин избил Майлза Дэвиса до крови на улице прямо у клуба.
23.02.07
Юродивый
Монк, растопыренная пятерня, бей по аккордам, бей! Жизнь пианино ночи и дня, бей по аккордам, бей!
Встань и спляши, корявый медведь, в дивной шапке своей, в черных очках - чтоб не глядеть, как заносят в музей.
Тейтум и Бейси с другими стоят вдоль Елисейских полей. Джаз нафталином детки кропят, блеют «Битлы» веселей.
...Это арпеджио не превзойти. Бей по аккордам, бей!.. В пальцы уставясь, как детектив. Бей, бородатый, грубей!
24.02.07
Церковь Святого Джона Колтрейна
Она на солнце нежит в Сан-Франциско поклеванные временем бока. Цветы на клумбах. Автострада близко. На небе безмятежном облака.
Святой Колтрейн написан на иконе, по всем канонам, с нимбом золотым. Нездешний свет застыл на саксофоне, равно участлив к белым и цветным.
Ну что ж, Давид был тоже музыкантом. Под соло Джона служба здесь идет. Господь, спасибо, что, даря талантом, Ты принимаешь жертву в Свой черед!
И эта церковь, как эпохи кода и оправданье многой маеты. Не Паркер там ли топчется у входа и ждет, когда его обнимешь Ты?
[Скрыть]Регистрационный номер 0174367 выдан для произведения:
По облакам джаза
Моим друзьям Кэну Бернсу и Винтону Марсалису
Наивное
Чуть серебрится саксофон во мгле исчезнувших времен.
Бен Вебстер, то ли Лестер Янг, из мундштука смакует свинг.
И хрипловатый этот звук, и придыханье, кнопок стук…
Чуть слышно щелкают они, со счетов скидывая дни.
Как будто мы в такси сидим, и счетчик, будто пьяный в дым,
мотает яростно назад, и чист отныне циферблат,
и, над истоком наклонясь, мы черпаем и боль и страсть!
14.02.07
Серенада Нового Света
Поедем в дельту Миссисипи, поедем, крошка, в Новый Орлеан. Там карнавал нас звуками осыплет, там будешь ты счастливой, а я пьян.
Рэгтайма вечное кружение и звякающий диксиленд, конвертов на витрине наваждение: Пол Вайтмен, Бенни Гудмен и биг бенд!
На хлопковых полях жара и засуха, депрессия в хибарах, городах. Зеленая бумажка, что за пазухой, на пиво и на танцы в пух и прах!
Страну беззлобно обучили радости цветные дочери и сыновья. Не знает музыка унылой жадности, щедра ко всем - к таким, как ты и я.
22.02.07
Эллингтон в 20-е
Большой талант и славный друг, подходит к фортепьяно Дюк.
Улыбкою вдвоем слепят и потопить в ней зал хотят.
Вот фалды бешеный подскок, и накрывает, как платок,
запястье клавиши. Теперь родился в чаще дикий зверь!
Оркестр воет и визжит и прочь от хищника бежит.
А тигр бьет себя хвостом и ухмыляется притом.
Все джунгли мечутся, рычат, подпольный виски, гомон, чад!
Пюпитры, как траву, подмяв, вползает тема, что удав.
И замирает, проглотив дрожащий блюзовый мотив.
Ложится у тигриных лап, внимая медных щеток сап.
И я там был, мед-пиво пил. Мне Дюк автограф подарил!
15.02.07
Черно-белый блюз
Старый негр в техасской глубинке зажигает на ветхой гитаре в дряхлом клубе, где помнят еще Мади Вотерза и Сони Терри губошлепы седые в очках.
Банки пива в коричневых лапах. Сигареты. И пепел сбивает ноготь розовый медленно в такт...
Вентилятор от выпивки пьяный. Тени мечутся в грязных углах. Тени сгорбленных спин! Память в венах бродит, бродит, как зычная боль. Не уснул ли у стойки, приятель? Оптимизма, как в смятой жестянке. Мади умер спокойно: во сне.
2003 – 2007.
Сатчмо*
Рот-кошелка, трубы золотое жерло раскаленной булавкой пронзает. И звенит высоко-высоко, там, где зло, грязь исподняя не выживает.
Он бормочет интимно, немного сердясь, в темный зал, гениально стесняясь легендарных ужимок, базедовых глаз, с каждой смачной синкопой сливаясь.
Он стоит, как цилиндр, в отвесном луче, снятый с белых кудрей Аполлоном! Воплощенная радость в скрипичном ключе, Бах, рожденный трущобным бетоном. * прозвище Луи Армстронга
19.02.07
Билли
О чем мурлычешь ты промозглым вечером, больная кошка с крашеным хвостом? Что жизнь героином покалечена, что мужики все сволочи притом?
В дыму лица не видно. Иль действительно тебя там нет? Да миру все равно, что выведешь ты нежно и язвительно, где оттянуться – в баре иль в кино.
В борделях злые шлюхи обретаются намного реже, чем в больших домах. Таланты продаются, покупаются, а джаз всегда витает в облаках.
Сойти, цветок вонзить лениво в волосы, презрительно сощурясь, прикурить. Не может в такт попасть богиня с голосом, каблук сломала, не умеет жить.
20.02.07
Паркер Птица
Искусство не игра, особенно, когда завышена привычная тональность. Ты птица без гнезда, ты птица в никуда, таранящая стены гениальность.
Настигнуть и поймать крутящуюся тень! Добиться от канонов разночтенья. Искать, припоминать, встречая что ни день костлявый призрак саморазрушенья.
Бибоп!.. Звонок судьбы в обшарпанную дверь. Клаксон автомобиля в мутном мраке. Тугой нажим шприца (и ты исчез теперь). Бибоп, бросок на смерть в слепой атаке!
Вон серебристый оттиск в воздухе, иглой послушно на виниле повторенный... Капризный новый стиль, оплаченный с лихвой. Сосущий голод, вновь не утоленный.
21.02.07
Инопланетянин
Одинокий гуманоид в черном космосе с трубой. Под ногами исчезает шарик бело-голубой.
Безотрадные глазища. Ни супруги, ни друзей, Огоньков холодных тыщи, немота сиесты злей.
Этих любит притяженье, тем подвластна суета. Сгорбленное напряженье, складка горькая у рта.
Ватный вакуум, как дрожжи! Не ищи добра взамен. Выйти на угол дороже: там с дубинкой полисмен*.
* В 1959 году полицейский без причин избил Майлза Дэвиса до крови на улице прямо у клуба.
23.02.07
Юродивый
Монк, растопыренная пятерня, бей по аккордам, бей! Жизнь пианино ночи и дня, бей по аккордам, бей!
Встань и спляши, корявый медведь, в дивной шапке своей, в черных очках - чтоб не глядеть, как заносят в музей.
Тейтум и Бейси с другими стоят вдоль Елисейских полей. Джаз нафталином детки кропят, блеют «Битлы» веселей.
...Это арпеджио не превзойти. Бей по аккордам, бей!.. В пальцы уставясь, как детектив. Бей, бородатый, грубей!
24.02.07
Церковь Святого Джона Колтрейна
Она на солнце нежит в Сан-Франциско поклеванные временем бока. Цветы на клумбах. Автострада близко. На небе безмятежном облака.
Святой Колтрейн написан на иконе, по всем канонам, с нимбом золотым. Нездешний свет застыл на саксофоне, равно участлив к белым и цветным.
Ну что ж, Давид был тоже музыкантом. Под соло Джона служба здесь идет. Господь, спасибо, что, даря талантом, Ты принимаешь жертву в Свой черед!
И эта церковь, как эпохи кода и оправданье многой маеты. Не Паркер там ли топчется у входа и ждет, когда его обнимешь Ты?
Очень понравилось, Валерий! Все 10 стихотворений читаются интересно и на одном дыхании... Согласен, "Не знает музыка унылой жадности". Тем более джаз, где колоссальную роль играет имровизация - честное действо прямиком из души, как говорится "с пылу, с жару". Удачи Вам!